Автор раскрывает возможности контрольно-оценочной деятельности в прослеживании метапредметных результатов обучения младших школьников. Особое внимание уделяется роли педагогической диагностики по выяснению уровня сформированности компонентов учебной деятельности и особенностям проведения итоговых проверочных работ. Характеризуются средства оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, метапредметность, универсальные учебные действия, оценивание.
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», впервые определил не только предметные, но и метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Принцип метапредметности обозначен как условие достижения высокого качества образования. Он обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, способ формирования теоретического мышления и универсальных видов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. При таком подходе у учащихся формируется понимание изучаемого предмета как системы знаний о мире, которая выражена в числах и фигурах (математика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.
Метапредметный принцип обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособ. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
2. Израэл С., Баузерман К., Блок К. Как определить качество метапознания? // Библиотека в школе. - 2007. - № 1.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5.
4. Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе // Стандарты второго поколения: оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. - В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2009.
5. Кузнецова М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе. - М.: Вентана-Граф, 2013.
6. Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.] // Начальное образование. - 2010. - № 1.