INTELLECTUAL RESOURCES CREATION: MOVING FROM IDEA TO PRODUCT VIA SMALL-SCALE INNOVATIVE ENTERPRISE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper reviews the story of how three small-scale innovative enterprises, specializing on developing probiotic fermented milk food of specific functionality, develop mutual cooperation. The paper highlights succession of designers’ development ideas, availability of unique technologies, possibility to found experimental facilities and mini milk processing complex. The author reveal, how ideas emerge, how their commercial value is examined and evaluated, how leaders’ capacities are coined and cultivated, how to use professional competences, gained at the innovative small-scale enterprise, and how these competences drive further career advancement. The authors show also how students can participate in research work, in intellectual property development and in formally registering developed intellectual property. On the whole the paper presents experiences of the Astrakhan State University in developing small-scale innovative enterprises.

Keywords:
of small-scale innovative enterprises activities, scientific ideas, technologies development, probiotic fermented milk products, functional nutrition, successful commercialization of scientific ideas.
Text

Астраханский государственный университет (АГУ) — один из российских вузов, присоединившихся к Всемирной инициативе CDIO (Conceive-Design-Implement-Operate) — ассоциации университетов, где главным принципом обучения провозгласили ориентацию на освоение практических навыков. Этого принципа придерживаются в создании учебных программ, их материально-техническом обеспечении, подборе и повышении квалификации преподавателей. И хотя изначально CDIO задумывалась как методологическая рамка для программ инженерного образования, астраханские коллеги решили распространить ее и на естественно-научные специальности.

Современное общество вступило в ту стадию хозяйственного развития, на которой решающую роль в производстве товаров и услуг играют интеллектуальные ресурсы и формирующиеся на их основе возможности компаний.

Современная практика свидетельствует о появлении нового раздела науки управления и нового вида управленческой деятельности, отвечающих требованиям экономики знаний — управления интеллектуальными ресурсами [1]. Производство, усвоение и распространение новых знаний будут возможны только при адекватном изменении форм и методов управления предприятиями, которые на разных этапах становятся проводниками технической революции, науки и инноваций [2].

Термин «экономика знаний» получил распространение почти полвека назад и обозначал сектор экономики, ориентированный на производство знаний. Сейчас этот термин используется более широко: для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а их создание и использование становятся источником роста, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов и стран [3, 5–9].

Малые инновационные предприятия берут на себя миссию провайдеров инновационных проектов от идеи до коммерциализации.

На примере трех таких предприятий Астраханского государственного университета хотелось бы проследить путь формирования интеллектуальных ресурсов высокого уровня.

References

1. Mil´ner B. Upravlenie intellektual´nymi resursami [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: http://institutiones.com/general/1072-upravlenie-intellektualnimiresursami.html (data obrashcheniya: 26.06.2013).

2. Machlup F. Knowledge, its Creation, Distribution and Economic Significance. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1984. Vol. III.

3. Tretiy evropeyskiy doklad o pokazatelyakh razvitiya nauki i tekhniki: k ekonomike, osnovannoy na znaniyakh. Evropeyskaya komissiya, 2003.

4. Kleyner G.B. Stanovlenie obshchestva znaniy v Rossii: sotsial´no-ekonomicheskie aspekty. Obshchestvennye nauki i sovremennost´. 2005. № 3.

5. Makarov V. Kontury ekonomiki znaniy. Ekonomist. 2003. № 3.

6. Khodzhson Dzh. Sotsial´no-ekonomicheskie posledstviya progressa znaniy i narastaniya slozhnosti. Voprosy ekonomiki. 2001. № 8.

7. Kanter R.M. Succeeding in the Digital Culture of Tomorrow. Boston (Mass): Harvard Business School Press, 2001.

8. Serge R.M. The Fifth Discipline. The Art and Practice of the Learning Organization. New York: Doubleday Publishers, 1990.

9. Throw L.C. Building Wealth. The New Rules for Individual Companies and Nations in a Knowledge-Based Economy. New York: HarperCollins, 1999.

10. Drozdova K.V. Intellektual´nye resursy v Rossii v povyshenii effektivnosti obshchestvennogo kontrolya na potrebitel´skom rynke. Upravlenie personalom i intellektual´nymi resursami v Rossii. 2013. № 6 (9).

Login or Create
* Forgot password?