Russian Federation
The review is devoted to the monograph of the Slovenian researcher, sociologist, anthropologist and culturologist Bozidar Jezernik. In his work, he explores the conditions for the creation of concentration camps in Yugoslavia after the Second World War, describes in detail the features of political prisoners in the camps, using the memories of former prisoners and investigators of the camp on Goli Otok. The author draws analogies with the Nazi, Soviet concentration camps, finding common features and differences.
Yugoslavia, the USSR, Tito, Stalin, Cominform, concentration camp, Goli Otok, the prisoners
тношения СССР и Югославии являются интересной темой для исследования. Они были достаточно напряженными в период 1920–1930-х гг., когда оба государства были, по сути, противниками, так как Советский Союз считал новообразованное балканское государство результатом установления ненавистной ему Версальско-Вашингтонской системы международных отношений и одним из пристанищ белогвардейцев. Королевство сербов, хорватов и словенцев с неприязнью относилось к Советской России, поскольку многие представители власти, тот же король Александр Карагеоргиевич, премьер-министр Н. Пашич были тесно связаны с императорской Россией и всячески препятствовали действиям коммунистов на территории своего государства. Изменились отношения лишь в годы Второй мировой войны. Однако новое обострение не заставило себя долго ждать. Из-за расхождений во взглядах Тито и Сталина на строительство коммунизма и отход от интернационализма возникает новый конфликт, связанный с резолюцией Коминформбюро 1948 г. и обострением отношений между Югославией и странами социалистического блока. Это стало поводом для проведения массовых чисток в самой Югославии и созданием концентрационных лагерей для сторонников союза с СССР и почитателей Сталина.
Именно это и стало темой исследования словенского антрополога, социолога и культуролога Б. Езерника. Он подробно изучает феномен так называемого Голого острова – югославских лагерей, образованных на клочках земли рядом с восточным побережьем Адриатики. Данная тема практически не исследовалась, мало кто хочет признать данное историческое наследие. Сам автор в книге говорит о трудностях, которые возникли при публикации: «С мощным стремлением забыть о них [концлагерях] пришлось столкнуться и мне, когда, уже после 1991 г., Министерство культуры Словении отказалось поддержать издание этой книги… В последнее время совсем не публикуются мемуары бывших информбюровцев и в других частях бывшей Югославии…»[1]. Этим обосновывается ценность его монографии.
Работа основана на воспоминаниях выживших узников югославских лагерей, работавших там следователей. Езерник использует их для восстановления образа жизни заключенных, особенностях их пребывания в местах заключения. Книга состоит из девятнадцати глав, некоторые из них имеют достаточно интригующие названия, по ним не сразу понятно, каково будет содержание. Например, глава «Султан в гареме» рассказывает о том, как отсутствие половых отношений влияло на заключенных наравне с голодом и жаждой. Также упоминается комендант женского лагеря, которого очень любили узницы, он обосновывал это своей добротой и тем, что он защищал женщин. Отсюда собственно и название. Через повествование красной линией проходит идея сравнения югославских лагерей с нацистскими и советскими концентрационными лагерями. Это показывается через виды пыток, наказаний и жестокого обращения с заключенными. Даже выбор такого места для заключения как остров Голи-Оток или Свети-Гргур обосновывается отдаленностью от материка, изолированностью, эдакий аналог Соловецкого лагеря особого назначения. Но, тем не менее, югославские концлагеря обладали своими особенностями: «Давление, которое они [заключенные] испытывали на Голом Острове, можно было охарактеризовать как “перенятую от нацистов изощренность, обогащённую смесью азиатской хитрости и балканской примитивности”»[2]. Особо отмечается созданная начальством концлагерей атмосфера недоверия между заключенными, когда за любое проявление неповиновения, даже косой взгляд, отбывавшие срок получали жестокое наказание; формирование стройной системы саморегулирования, которая позволяла следователям не «марать руки». Читающий монографию сможет почувствовать всю несправедливость, свалившуюся на головы людям, оказавшимся неугодными властям и попавшим под маховик репрессий.
Вклад Езерника в изучение истории Югославии очень важен, так как тема Голого острова достаточно давно не упоминалась в югославской историографии. Сам автор пишет: «…в конце октября 2010 года я посетил ряд стендов Белградской книжной ярмарки и среди богатейшего ассортимента представленных на них книг обнаружил в общей сложности всего три на эту тему»[3]. Езерник использует междисциплинарный подход в своей работе: исследование касается таких наук, как социология, культурология, психология, пенология (наука о теории и практике наказаний). Стоит отметить некоторые недостатки монографии: не все главы логично связаны друг с другом, работа носит по большей части описательный характер, имеются опечатки в некоторых словах. Заключения как такового нет, но вывод в целом ясен, его можно сделать самому после прочтения: югославские концлагеря стали порождением эпохи конфликта между Сталиным и Тито, они приводили к тому, что люди возвращались оттуда сломленными, не способными адаптироваться, вернуться к прежней жизни. Это стало личной трагедией каждого бывшего заключенного, многие из которых даже не понимали, за что отбывали срок и почему с ними так жестоко поступили их товарищи коммунисты. Но, несмотря на недостатки, с этой книгой следует ознакомиться, она подходит для широкого круга читателей: как историков-специалистов, так и просто любителей и интересующихся историей.
[1] Езерник Б. Голый остров – югославский ГУЛАГ // пер. со словен. Ж. В. Перковская. – М.: Лингвистика, 2018. С. 328.
[2] Езерник Б. Голый остров – югославский ГУЛАГ // пер. со словен. Ж. В. Перковская. – М.: Лингвистика, 2018. С. 272.
[3] Езерник Б. Голый остров – югославский ГУЛАГ // пер. со словен. Ж. В. Перковская. – М.: Лингвистика, 2018. С. 328-329.
1. Richard Uest. Iosip Broz Tito: vlast' sily. / per. A. Bushuev, T. Bushueva, I. Sokolov. - Smolensk: Rusich, 1998. - 508 s.
2. Banak, Ivo. So Stalinym protiv Tito: kominformistskiy raskol v yugoslavskom kommunizme. - Itaka, N'yu-York: izdatel'stvo Kornellskogo universiteta, 1988. - 320 s.
3. Dragovich-Gashpar R. Proletaya nad Golym Ostrovom. Belgrad: Akvarium. 1990. - 255 s.
4. Ezershek Y. Arhipelag Goli. Lyublyana: Cankareva zametka, 1989. - 247 s.
5. Kalaydzhich D. Ostrov goloy istiny. Zagreb: Globus, 1985. - 193 s.
6. Knezhev D. Dnevnik Golootochanina. Belgrad: Mul'tiprint, 1988. -106 s.
7. Kosich I. Golyy Ostrov, krupneyshiy konclager' Tito. Rieka: Adamich, 2003. - 200 s.