Россия
Рецензия посвящена монографии словенского исследователя, социолога, антрополога и культуролога Божидара Езерника. В своей работе он исследует условия создания концентрационных лагерей в Югославии после Второй мировой войны, подробно описывает особенности пребывания политических заключенных в лагерях, используя воспоминания бывших узников и следователей лагеря на Голом острове. Автор проводит аналогии с нацистскими, советскими концлагерями, находя общие черты и различия.
Югославия, СССР, И.Б. Тито, И.В. Сталин, Коминформбюро, концлагерь, Голый остров, заключенные
тношения СССР и Югославии являются интересной темой для исследования. Они были достаточно напряженными в период 1920–1930-х гг., когда оба государства были, по сути, противниками, так как Советский Союз считал новообразованное балканское государство результатом установления ненавистной ему Версальско-Вашингтонской системы международных отношений и одним из пристанищ белогвардейцев. Королевство сербов, хорватов и словенцев с неприязнью относилось к Советской России, поскольку многие представители власти, тот же король Александр Карагеоргиевич, премьер-министр Н. Пашич были тесно связаны с императорской Россией и всячески препятствовали действиям коммунистов на территории своего государства. Изменились отношения лишь в годы Второй мировой войны. Однако новое обострение не заставило себя долго ждать. Из-за расхождений во взглядах Тито и Сталина на строительство коммунизма и отход от интернационализма возникает новый конфликт, связанный с резолюцией Коминформбюро 1948 г. и обострением отношений между Югославией и странами социалистического блока. Это стало поводом для проведения массовых чисток в самой Югославии и созданием концентрационных лагерей для сторонников союза с СССР и почитателей Сталина.
Именно это и стало темой исследования словенского антрополога, социолога и культуролога Б. Езерника. Он подробно изучает феномен так называемого Голого острова – югославских лагерей, образованных на клочках земли рядом с восточным побережьем Адриатики. Данная тема практически не исследовалась, мало кто хочет признать данное историческое наследие. Сам автор в книге говорит о трудностях, которые возникли при публикации: «С мощным стремлением забыть о них [концлагерях] пришлось столкнуться и мне, когда, уже после 1991 г., Министерство культуры Словении отказалось поддержать издание этой книги… В последнее время совсем не публикуются мемуары бывших информбюровцев и в других частях бывшей Югославии…»[1]. Этим обосновывается ценность его монографии.
Работа основана на воспоминаниях выживших узников югославских лагерей, работавших там следователей. Езерник использует их для восстановления образа жизни заключенных, особенностях их пребывания в местах заключения. Книга состоит из девятнадцати глав, некоторые из них имеют достаточно интригующие названия, по ним не сразу понятно, каково будет содержание. Например, глава «Султан в гареме» рассказывает о том, как отсутствие половых отношений влияло на заключенных наравне с голодом и жаждой. Также упоминается комендант женского лагеря, которого очень любили узницы, он обосновывал это своей добротой и тем, что он защищал женщин. Отсюда собственно и название. Через повествование красной линией проходит идея сравнения югославских лагерей с нацистскими и советскими концентрационными лагерями. Это показывается через виды пыток, наказаний и жестокого обращения с заключенными. Даже выбор такого места для заключения как остров Голи-Оток или Свети-Гргур обосновывается отдаленностью от материка, изолированностью, эдакий аналог Соловецкого лагеря особого назначения. Но, тем не менее, югославские концлагеря обладали своими особенностями: «Давление, которое они [заключенные] испытывали на Голом Острове, можно было охарактеризовать как “перенятую от нацистов изощренность, обогащённую смесью азиатской хитрости и балканской примитивности”»[2]. Особо отмечается созданная начальством концлагерей атмосфера недоверия между заключенными, когда за любое проявление неповиновения, даже косой взгляд, отбывавшие срок получали жестокое наказание; формирование стройной системы саморегулирования, которая позволяла следователям не «марать руки». Читающий монографию сможет почувствовать всю несправедливость, свалившуюся на головы людям, оказавшимся неугодными властям и попавшим под маховик репрессий.
Вклад Езерника в изучение истории Югославии очень важен, так как тема Голого острова достаточно давно не упоминалась в югославской историографии. Сам автор пишет: «…в конце октября 2010 года я посетил ряд стендов Белградской книжной ярмарки и среди богатейшего ассортимента представленных на них книг обнаружил в общей сложности всего три на эту тему»[3]. Езерник использует междисциплинарный подход в своей работе: исследование касается таких наук, как социология, культурология, психология, пенология (наука о теории и практике наказаний). Стоит отметить некоторые недостатки монографии: не все главы логично связаны друг с другом, работа носит по большей части описательный характер, имеются опечатки в некоторых словах. Заключения как такового нет, но вывод в целом ясен, его можно сделать самому после прочтения: югославские концлагеря стали порождением эпохи конфликта между Сталиным и Тито, они приводили к тому, что люди возвращались оттуда сломленными, не способными адаптироваться, вернуться к прежней жизни. Это стало личной трагедией каждого бывшего заключенного, многие из которых даже не понимали, за что отбывали срок и почему с ними так жестоко поступили их товарищи коммунисты. Но, несмотря на недостатки, с этой книгой следует ознакомиться, она подходит для широкого круга читателей: как историков-специалистов, так и просто любителей и интересующихся историей.
[1] Езерник Б. Голый остров – югославский ГУЛАГ // пер. со словен. Ж. В. Перковская. – М.: Лингвистика, 2018. С. 328.
[2] Езерник Б. Голый остров – югославский ГУЛАГ // пер. со словен. Ж. В. Перковская. – М.: Лингвистика, 2018. С. 272.
[3] Езерник Б. Голый остров – югославский ГУЛАГ // пер. со словен. Ж. В. Перковская. – М.: Лингвистика, 2018. С. 328-329.
1. Ричард Уэст. Иосип Броз Тито: власть силы. / пер. А. Бушуев, Т. Бушуева, И. Соколов. - Смоленск: Русич, 1998. - 508 с.
2. Банак, Иво. Со Сталиным против Тито: коминформистский раскол в югославском коммунизме. - Итака, Нью-Йорк: издательство Корнеллского университета, 1988. - 320 с.
3. Драгович-Гашпар Р. Пролетая над Голым Островом. Белград: Аквариум. 1990. - 255 с.
4. Езершек Й. Архипелаг Голи. Любляна: Цанкарева заметка, 1989. - 247 с.
5. Калайджич Д. Остров голой истины. Загреб: Глобус, 1985. - 193 с.
6. Кнежев Д. Дневник Голооточанина. Белград: Мультипринт, 1988. -106 с.
7. Косич И. Голый Остров, крупнейший концлагерь Тито. Риека: Адамич, 2003. - 200 с.