The problems of youth career-guidance in modern society have been considered in this article. The typical features of youth career-guidance have been analyzed among schoolchild and students. The need for a new model of career-guidance appropriate to market conditions of the state development has been revealed and substantiated.
профессиональная ориентация; рынок труда; специалист; образование; кадры; профессия; обучение; молодежь; проблемы; производство; политика; стратегия; специальность; учеба; трудоустройство.
Одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать развитие системы профессиональной ориентации. Профориентацию необходимо рассматривать как комплекс мероприятий различных государственных, негосударственных и общественных организаций, направленных на формирование устойчивых потребностей к тем или иным профессиям и желания трудиться по ним. В этом процессе должны участвовать и рыночные структуры, что поможет вывести профессиональную ориентацию на соответствующий уровень для развития экономики страны.
В постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» выделяются следующие цели профориентации:
- обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
- достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формированию здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Решать вопросы профориентации молодежи в России призвано Федеральное агентство по делам молодежи. Главную свою задачу оно видит в том, чтобы изменить структуру занятости молодежи Российской Федерации сообразно потребностям экономики, посредством внедрения современной федеральной системы профориентации школьников и формирования эффективной модели взаимодействия по данному вопросу институтов образования, работодателей и органов государственного управления.
Однако сегодня, к сожалению, проблема профессиональной ориентации молодежи не решается или предпринимаются слабые попытки ее решения.
1. Postanovlenie Ministerstva truda i sotsial'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 27 sentyabrya 1996 g. № 1 «Ob utverzhdenii Polozheniya o professional'noy orientatsii i psikhologicheskoy podderzhke naseleniya v Rossiyskoy Federatsii».
2. Kontseptsiya federal'noy tselevoy programmy «Molodezh' Rossii» na 2012-2016 gody.
3. Tumanova I.P., Anisimova L.N. Uchebno-vospitatel'naya sreda kak instrument formirovaniya professional'nykh kompetentsiy studentov pri podgotovke k proforientatsionnoy rabote so shkol'nikami. Fundamental'nye issledovaniya. - 2013. - № 1 (ch. 1).
4. Vlasov V. Proforientatsiya v shkole: byt' ili ne byt'?. Chelovek i zakon. - 2005. - № 11.