Based on theoretic and practical aspects, the authors feature how the Supplementary Education Center operates as a center for developing applied qualifications oriented at the regional labor market needs.
supplementary education center, vocational guidance, applied skills, regional labor market.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект «Комплексное изучение теории и практики непрерывного технического образования: региональный аспект» № 14-16-70003)
Анализ теоретических исследований по проблемам формирования профессионального самоопределения (Н.Э. Касаткина, В.А. Пряжников, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина) показал, что в стране ведется поиск наиболее эффективных условий, форм и методов, направленных на решение задачи выбора профессии адекватно потребностям общества, регионального рынка труда и конкретной личности современного выпускника; определяются педагогические условия, при которых личностно ориентированное обучение будет способствовать формированию профессионального самоопределения школьников и студентов (Э.Ф. Зеер, И.Д. Чечель и др.); выявляется необходимость формирования педагогическими средствами профессионального самоопределения в соответствии с жизненными перспективами (Е.И. Головаха, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников и др.).
Пониманию сущности профессионального самоопределения содействовали проведенные отечественными учеными исследования зависимости формирования и развития индивидуальных особенностей (способностей, склонностей, интересов) от различных видов деятельности (Л.С. Выготский, Е.А. Климов, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.) [1].
Теоретико-методологические и методические основы формирования профессионального самоопределения школьников и молодежи в условиях непрерывного образования определены в работах Н.Э. Касаткиной, Б.П. Невзорова и др. Влияние возрастных особенностей обучающихся на их социальное и профессиональное самоопределение изучают А.С. Белкин, Л.И. Божович, А.Я. Журкина, И.С. Кон и др.
В процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма и принятых данным человеком (А.К. Маркова); нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения. При этом смысл конкретной деятельности всегда должен определяться в контексте всей жизни, иначе не будет самоопределения как целостности (Н.С. Пряжников) [3].
1. Kasatkina, N. E. Realizatsiya profil´nogo obucheniya starshikh shkol´nikov v regione: problemy, teoreticheskie osnovy, puti resheniya. [Implementation of Special Education older students in the region: the problem, the theoretical foundations and solutions] Part I. Kemerovo, KRIPKiPRO Publ., 2008. 171 p.
2. Novikova, T. G. Teoriya i praktika organizatsii predprofil´noy podgotovki [Theory and practice of organizing preprofile preparation]. Moscow, APK i PRO Publ., 2003. 110 p.
3. Pryazhnikov, N. S. Proforientatsiya v shkole i kolledzhe: igry, uprazhneniya, oprosniki (8-11 klassy) [Career Guidance in high school and college: games, exercises, questionnaires (8-11 grades)]. Moscow, VAKO Publ., 2006, 288 p.
4. Chistyakova, S. N. Pedagogicheskaya podderzhka professional´nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [Pedagogical support professional self seniors]. Moscow, Novaya shkola Publ., 2004, 311 p.
5. Ivanova S. V., Pakhomova E.A., Pal´yanov M.P., Rudneva E.L. Professional´noe obrazovanie i zanyatost´ molodezhi - global´naya problema XXI veka [Vocational education and youth employment - a global challenge of the XXI century] Moscow, Pedagogika Publ., 2013, pp. 43-52.