SUPPLEMENTARY EDUCATION CENTER AS A MULTIFUNCTIONAL CENTRE FOR APPLIED QUALIFICATIONS ORIENTED AT THE REGIONAL MARKET NEEDS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on theoretic and practical aspects, the authors feature how the Supplementary Education Center operates as a center for developing applied qualifications oriented at the regional labor market needs.

Keywords:
supplementary education center, vocational guidance, applied skills, regional labor market.
Text

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект «Комплексное изучение теории и практики непрерывного технического образования: региональный аспект» № 14-16-70003)

Анализ теоретических исследований по проблемам формирования профессионального самоопределения (Н.Э. Касаткина, В.А. Пряжников, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина) показал, что в стране ведется поиск наиболее эффективных условий, форм и методов, направленных на решение задачи выбора профессии адекватно потребностям общества, регионального рынка труда и конкретной личности современного выпускника; определяются педагогические условия, при которых личностно ориентированное обучение будет способствовать формированию профессионального самоопределения школьников и студентов (Э.Ф. Зеер, И.Д. Чечель и др.); выявляется необходимость формирования педагогическими средствами профессионального самоопределения в соответствии с жизненными перспективами (Е.И. Головаха, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников и др.).

Пониманию сущности профессионального самоопределения содействовали проведенные отечественными учеными исследования зависимости формирования и развития индивидуальных особенностей (способностей, склонностей, интересов) от различных видов деятельности (Л.С. Выготский, Е.А. Климов, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.) [1].

Теоретико-методологические и методические основы формирования профессионального самоопределения школьников и молодежи в условиях непрерывного образования определены в работах Н.Э. Касаткиной, Б.П. Невзорова и др. Влияние возрастных особенностей обучающихся на их социальное и профессиональное самоопределение изучают А.С. Белкин, Л.И. Божович, А.Я. Журкина, И.С. Кон и др.

В процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма и принятых данным человеком (А.К. Маркова); нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения. При этом смысл конкретной деятельности всегда должен определяться в контексте всей жизни, иначе не будет самоопределения как целостности (Н.С. Пряжников) [3].

References

1. Kasatkina, N. E. Realizatsiya profil´nogo obucheniya starshikh shkol´nikov v regione: problemy, teoreticheskie osnovy, puti resheniya. [Implementation of Special Education older students in the region: the problem, the theoretical foundations and solutions] Part I. Kemerovo, KRIPKiPRO Publ., 2008. 171 p.

2. Novikova, T. G. Teoriya i praktika organizatsii predprofil´noy podgotovki [Theory and practice of organizing preprofile preparation]. Moscow, APK i PRO Publ., 2003. 110 p.

3. Pryazhnikov, N. S. Proforientatsiya v shkole i kolledzhe: igry, uprazhneniya, oprosniki (8-11 klassy) [Career Guidance in high school and college: games, exercises, questionnaires (8-11 grades)]. Moscow, VAKO Publ., 2006, 288 p.

4. Chistyakova, S. N. Pedagogicheskaya podderzhka professional´nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [Pedagogical support professional self seniors]. Moscow, Novaya shkola Publ., 2004, 311 p.

5. Ivanova S. V., Pakhomova E.A., Pal´yanov M.P., Rudneva E.L. Professional´noe obrazovanie i zanyatost´ molodezhi - global´naya problema XXI veka [Vocational education and youth employment - a global challenge of the XXI century] Moscow, Pedagogika Publ., 2013, pp. 43-52.

Login or Create
* Forgot password?