Авторы статьи на основе теории и практики раскрывают некоторые аспекты деятельности центра дополнительного образования как многофункционального центра прикладных квалификаций, который ориентирован на региональный рынок труда.
центр дополнительного образования, профессиональная ориентация, прикладные квалификации, региональный рынок труда.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект «Комплексное изучение теории и практики непрерывного технического образования: региональный аспект» № 14-16-70003)
Анализ теоретических исследований по проблемам формирования профессионального самоопределения (Н.Э. Касаткина, В.А. Пряжников, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина) показал, что в стране ведется поиск наиболее эффективных условий, форм и методов, направленных на решение задачи выбора профессии адекватно потребностям общества, регионального рынка труда и конкретной личности современного выпускника; определяются педагогические условия, при которых личностно ориентированное обучение будет способствовать формированию профессионального самоопределения школьников и студентов (Э.Ф. Зеер, И.Д. Чечель и др.); выявляется необходимость формирования педагогическими средствами профессионального самоопределения в соответствии с жизненными перспективами (Е.И. Головаха, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников и др.).
Пониманию сущности профессионального самоопределения содействовали проведенные отечественными учеными исследования зависимости формирования и развития индивидуальных особенностей (способностей, склонностей, интересов) от различных видов деятельности (Л.С. Выготский, Е.А. Климов, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.) [1].
Теоретико-методологические и методические основы формирования профессионального самоопределения школьников и молодежи в условиях непрерывного образования определены в работах Н.Э. Касаткиной, Б.П. Невзорова и др. Влияние возрастных особенностей обучающихся на их социальное и профессиональное самоопределение изучают А.С. Белкин, Л.И. Божович, А.Я. Журкина, И.С. Кон и др.
В процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма и принятых данным человеком (А.К. Маркова); нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения. При этом смысл конкретной деятельности всегда должен определяться в контексте всей жизни, иначе не будет самоопределения как целостности (Н.С. Пряжников) [3].
1. Касаткина Н.Э. Реализация профильного обучения старших школьников в регионе: проблемы, теоретические основы, пути решения. Часть I: коллективная монография под научной редакцией Е.Л. Рудневой. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. 171 с.
2. Новикова Т. Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. М.: АПК и ПРО, 2003. 110 с.
3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: ВАКО, 2006. 288 с.
4. Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Новая школа, 2004. 311 с.
5. Иванова С.В., Пахомова Е.А., Пальянов М.П., Руднева Е.Л. Профессиональное образование и занятость молодежи - глобальная проблема XXI века. М.: Педагогика, 2013. С. 43-52.