ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ПОТРЕБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Авторы статьи на основе теории и практики раскрывают некоторые аспекты деятельности центра дополнительного образования как многофункционального центра прикладных квалификаций, который ориентирован на региональный рынок труда.

Ключевые слова:
центр дополнительного образования, профессиональная ориентация, прикладные квалификации, региональный рынок труда.
Текст

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект «Комплексное изучение теории и практики непрерывного технического образования: региональный аспект» № 14-16-70003)

Анализ теоретических исследований по проблемам формирования профессионального самоопределения (Н.Э. Касаткина, В.А. Пряжников, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина) показал, что в стране ведется поиск наиболее эффективных условий, форм и методов, направленных на решение задачи выбора профессии адекватно потребностям общества, регионального рынка труда и конкретной личности современного выпускника; определяются педагогические условия, при которых личностно ориентированное обучение будет способствовать формированию профессионального самоопределения школьников и студентов (Э.Ф. Зеер, И.Д. Чечель и др.); выявляется необходимость формирования педагогическими средствами профессионального самоопределения в соответствии с жизненными перспективами (Е.И. Головаха, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников и др.).

Пониманию сущности профессионального самоопределения содействовали проведенные отечественными учеными исследования зависимости формирования и развития индивидуальных особенностей (способностей, склонностей, интересов) от различных видов деятельности (Л.С. Выготский, Е.А. Климов, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.) [1].

Теоретико-методологические и методические основы формирования профессионального самоопределения школьников и молодежи в условиях непрерывного образования определены в работах Н.Э. Касаткиной, Б.П. Невзорова и др. Влияние возрастных особенностей обучающихся на их социальное и профессиональное самоопределение изучают А.С. Белкин, Л.И. Божович, А.Я. Журкина, И.С. Кон и др.

В процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма и принятых данным человеком (А.К. Маркова); нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения. При этом смысл конкретной деятельности всегда должен определяться в контексте всей жизни, иначе не будет самоопределения как целостности (Н.С. Пряжников) [3].

Список литературы

1. Касаткина Н.Э. Реализация профильного обучения старших школьников в регионе: проблемы, теоретические основы, пути решения. Часть I: коллективная монография под научной редакцией Е.Л. Рудневой. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. 171 с.

2. Новикова Т. Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. М.: АПК и ПРО, 2003. 110 с.

3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: ВАКО, 2006. 288 с.

4. Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Новая школа, 2004. 311 с.

5. Иванова С.В., Пахомова Е.А., Пальянов М.П., Руднева Е.Л. Профессиональное образование и занятость молодежи - глобальная проблема XXI века. М.: Педагогика, 2013. С. 43-52.

Войти или Создать
* Забыли пароль?