The article discusses the role of social partnership in the formation of professional competence of teachers in working with children with disabilities. It describes the problems of families, in which children with health limitations grow up, and where organization of the process for their socialization remains particularly acute. These children are often left alone with their problems and deprived of the possibility for self-realization. The article provides the data of the National Statistical Committee of Kyrgyzstan for the last five years, which shows increase in number of children with disabilities, which causes a big concern, and the fact that four thousand children become disabled every year within the country. It also analyzes the legislative and regulatory documents of the country, fixing the provision of full participation of children with health limitations in society and their effective self-realization in accessible social activities. The problems associated with the preparation of teachers to work with children of this category, who do not have experience in this direction, are provided. Moreover, it describes social partnership in professional development of additional education teachers in pedagogical and psychological activities for educating children with disabilities. Social partnership of parents with cultural, educational, social organizations, institutions and enterprises also plays an important role in solving problem in socialization of children with disabilities. The article points out great contribution made by extra-curricular additional education organizations to work with these children, which contributes to the informal development of children`s creative potential, allows them to adapt more easily to social relations, while fully and purposefully using their leisure time. The practical work and results of interaction of Republican Educational and Methodological Center for Aesthetic Education “Balajan” with social partners in socialization of children with disabilities are provided.
socialization, social competence, social partnership, teacher, professional development, children with disabilities, extra-curricular education
В настоящее время в Кыргызстане ситуация с развитием, обучением и воспитанием детей с ОВЗ остаётся тревожной. Так, по данным Нацстаткомитета Кыргызстана количество детей-инвалидов на январь 2016 г. составило около 28 тыс., что на 5 тыс. или на 16% больше, чем в 2011 г. Вызывает озабоченность и то, что каждый год в нашей стране 4 тыс. детей становятся инвалидами [1].
В семьях, где растет ребенок с ОВЗ организация процесса его социализации остаётся особо острой. Такие дети, часто оставаясь один на один со своими проблемами, лишены возможности самореализации. «Дети, у которых наиболее ярко проявляется чувство неполноценности – это дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами…» [2]. Обеспечение полноценного участия ребенка с ОВЗ в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено в законодательных и нормативных документах страны. Так, в Законе Кыргызской Республики «Об образовании» прописано, что для детей, имеющих нарушения в физическом или умственном развитии, организуются специальные группы, обеспечивающие их воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество [3]. В Законе «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» подчеркнуто, что в целях всестороннего и гармоничного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитания у них общественной активности, интереса к труду, приобщения к науке, технике, искусству и спорту – органы образования и другие государственные органы обязаны обеспечивать доступность внешкольного воспитания детям с ограниченными возможностями здоровья, создавая для этого необходимые условия [4].
Очевидно, что в решении проблемы социализации детей с ОВЗ, важную роль играет социальное партнерство родителей с культурными, образовательными, социальными организациями, учреждениями, предприятиями. В рамках общей теории социального управления Г.П. Зинченко рассматривает понятие «социальное партнерство» как форму взаимодействия многообразных субъектов социума [5]. На наш взгляд, «партнерство» – это взаимодействие участников образовательного и воспитательного процессов с одной стороны, с другой – это сотрудничество между коллективными субъектами, заинтересованными и ответственными за эффективность образовательной практики в воспитании детей. В данном случае дополнительное образование детей можно рассматривать как тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования» [6]. Специфика работы с детьми с ОВЗ требует от педагогов особых компетенций, знаний развития ребёнка с особыми потребностями, умения использовать современные образовательно-воспитательные технологии, педагогические знания в инклюзивном обучении [7].
Наш многолетний опыт в образовательной практике показал, что многие педагоги, работающие в организациях дополнительного образования, не готовы к работе и обучению детей с ОВЗ. Потому что более 50% преподавателей организаций дополнительного образования, являясь профессионалами в отдельных направлениях, таких как музыка, хореография, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и т.д., не имеют соответствующего психолого-педагогического и социально-педагогического образования. Что побудило Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан» организовать разработку программы формирования психолого-педагогической и социальной компетентности педагогов в работе с детьми данной категории.
Для реализации программы совместно с реабилитационными центрами для детей с ОВЗ, была создана система методического сопровождения по повышению квалификации педагогов не только центра, но и внешкольных организаций дополнительного образования республики. Программа позволила направить педагогов на самостоятельное изучение основ детской психологии и социализации, участие в обучающих семинарах и тренингах.
Одним из главных партнеров в формировании социальной компетентности педагогов выступают родители детей с ОВЗ. Спрос родителей на квалифицированную помощь в творческом развитии, адаптации и социализации детей, требуют от педагогов совершенствования своих знаний, умений, выработки навыков и умения их использовать для получения ожидаемого результата, формированию адекватной самооценки своей профессиональной деятельности.
Важным направлением социального партнерства в области повышения квалификации педагогических кадров и специалистов дополнительного образования детей в работе с детьми с ОВЗ являются практико-ориентированные курсы, проводимые совместно с Республиканским институтом переподготовки и повышения квалификации педагогов Кыргызстана, где педагоги совершенствуют методы и формы своей работы. Популярной формой профессионализации педагогов стали консультации и мастер-классы с социальными работниками, интерактивные тренинги с психологами, логопедами. При анализе итогов, проводимых совместных курсов повышения квалификации педагогов, было выявлено то, что на начальном этапе данной работы по формированию социальной компетентности педагогов, на вопросы о формах и методах работы с детьми с ОВЗ, из опрошенных 48 преподавателей 75% показали неготовность к работе с детьми с ОВЗ. Они же показали не только слабые знания, но и непонимание роли социального партнерства в профессиональном становлении педагога. Основные опасения педагогов были связаны с незнанием подходов, форм и методов в работе с детьми с ОВЗ. В связи с этим были разработаны курсы обучения с использованием практико-ориентированных семинаров, методик, предусматривающих проектирование и внедрение новых педагогических технологий инклюзивного и социально-ориентированного обучения детей средствами искусства.
Консультации специалистов реабилитационного центра детей «Умут-Надежда» по работе с детьми с ОВЗ, совместное проведение конкурсов, благотворительных акций, концертов, разработки корректирующих программ повысили педагогическое мастерство самих педагогов. Об этом свидетельствуют результаты проведенного исследования, согласно которому 48% педагогов в конце курсов показали хорошие знания о новых подходах в работе с детьми с ОВЗ и их родителями. Они стали активно применять специальные информационные, образовательные, психологические технологии. Поэтому 46% родителей отметили повышение компетентности педагогов в социализации их детей. А сотрудничество РУМЦЭВ «Балажан» с ОсОО «Байсал» выразилось в предоставлении последним спортивного и оздоровительного оборудования, что также мотивировало педагогов к изучению оздоровительных и укрепляющих упражнений и занятий с детьми с ОВЗ.
Итак, имеющийся опыт социального партнерства способствовал формированию социальной компетентности педагогов центра в работе с детьми с ОВЗ. Высокая социальная компетентность педагогов центра обеспечила детям с ОВЗ участие в республиканских, международных конкурсах и фестивалях по изобразительному искусству и прикладному творчеству, вокальному мастерству, чему свидетельство победы Курманбековой Айзады (с диагнозом ДЦП) в конкурсе по прикладному творчеству; Москаленко Дианы (с диагнозом ЗПР) в Международном конкурсе «Дети рисуют мир. Центральная Азия» по изобразительному искусству; Ниязалиевой Айданы (диагнозом паралич нижних конечностей) в конкурсе «Лидице» (Чехии) и др. Соответственно, можно отметить рост удовлетворенности родителей работой педагогов центра. Вот несколько примеров отзывов родителей: отец Шинды Хадижы: «Раньше моя дочь очень комплексовалась и не выходила даже на улицу, а сейчас с удовольствием поёт перед публикой и ей это очень нравится»; мама Жумагулова Атая: «….благодаря педагогам центра "Балажан" мой ребенок социализирован в общество и даже имеет профессию, которая ему нравится»; отец Ниязалиевой Айданы сказал, что: «В "Балажане" моя дочь нашла своё призвание - изготовление игрушек из войлока и это возможно станет её будущей профессией….».
В результате профессиональной работы педагогов многие выпускники, имеющие ОВЗ, научились без проблем ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми. Занятия в студиях центра помогли в профориентации детей на будущую профессию, а также в приобретении начальных профессиональных навыков по выбранному ими направлению. Так, из 32 детей с ОВЗ – 11 детей продолжают обучаться в художественном, технологическом, учебных заведениях, работают в текстильных и ювелирных цехах, занимаются частной предпринимательской деятельностью [8].
Таким образом, обобщение опыта работы центра «Балажан» в период 2000–2018 гг. позволяет утверждать, что социальное партнерство является ведущим условием формирования социальной компетентности педагога, способного к самовоспитанию, способствует личностной и социальной самореализации, что создает условия для творческого развития и поддержки детей с ОВЗ, их социализации и профессиональному выбору в жизни.
1. Statisticheskie dannye otdela social'noy statistiki Upravleniya social'no-demograficheskoy statistiki i rynka truda Nacstatkomiteta. http://knews.kg/2016/06/10/za-pyat-let-kolichestvo-detej-invalidov-v-kyrgyzstane-vyroslo-na-16/
2. Adler A. Nauka zhit'. Per. s angl. - Kiev: Port - Poya. - 1997. - C. 17-22.
3. Zakon KR «Ob obrazovanii» // stat'ya 33 «Social'naya zaschita osobogo kontingenta uchaschihsya». (V redakcii Zakonov KR ot 30 iyulya 2013 goda № 176, 8 iyunya 2017 goda № 100) http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111599?cl=ru-ru
4. Zakon KR «O pravah i garantiyah lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya» // stat'ya 37 «Vneshkol'noe obuchenie» ot 3 aprelya 2008 goda № 38, (V redakcii Zakonov KR ot 30 dekabrya 2009 goda № 319, 29 aprelya 2016 goda № 52, 8 iyunya 2017 goda № 100) cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202329
5. Bol'shakova T.K. Social'noe partnerstvo v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detskogo doma kak faktor nravstvennogo razvitiya vospitannikov [Tekst] // Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, aprel' 2013 g.). - Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2013. - S. 112-114. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3700/ (data obrascheniya: 22.06.2018). (data obrascheniya: 10.06.2018).
6. Parshutina S.V. Obnovlenie resursov dopolnitel'nogo obrazovaniya dlya uspeshnoy socializacii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Tekst] // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VI Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', aprel' 2015 g.). - Perm': Merkuriy, 2015. - S. 305-307. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7559/ (data obrascheniya: 02.06.2018).
7. Mischenko A.F., Savchenko A.G., Maksutova F.I. Idei pedagogiki i vospitaniya L. S. Vygotskogo v rabote s det'mi s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v nachal'noy shkole // Molodoy uchenyy. - 2016. - №27.1. - S. 20-22. - URL: https://moluch.ru/archive/131/35956/ (data obrascheniya: 06.06.2018).
8. Tekuschiy arhiv RUMCEV «Balzhan» 2012-1017 gody. Analiticheskie materialy praktiko-orientirovannyh kursov povysheniya kvalifikacii pedagogov i rukovoditeley vneshkol'nyh organizaciy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey. 2016, 2017 gody.