РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается роль социального партнерства в формировании профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описываются проблемы семей, в которых растет ребенок с ОВЗ, где организация процесса его социализации остаётся особо острой. И что такие дети, часто оставаясь один на один со своими проблемами, лишены возможности самореализации. Приведены данные Нацстаткомитета Кыргызстана за последние пять лет об увеличении количества детей с ОВЗ, что вызывает озабоченность, и то, что каждый год в стране 4 тыс. детей становятся инвалидами. Анализированы законодательные и нормативные документы страны, закрепляющие обеспечение полноценного участия ребенка с ОВЗ в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Показаны проблемы, связанные с подготовкой педагогов к работе с детьми данной категории, не имеющих опыта работы в этом направлении. Описывается социальное партнерство в повышении профессиональной квалификации педагогов дополнительного образования в педагогической и психологической деятельности в обучении детей с ОВЗ. В решении проблемы социализации детей с ОВЗ важную роль играет социальное партнерство родителей с культурными, образовательными, социальными организациями, учреждениями, предприятиями. Отмечен большой вклад внешкольной организации дополнительного образования в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что способствует неформальному развитию творческого потенциала ребенка, позволяет ему легче адаптироваться к общественным отношениям, при этом полноценно и целенаправленно использовать время детского досуга. Представлена практическая работа и результат взаимодействия РУМЦЭВ «Балажан» и социальных партнеров в социализации детей с ОВЗ.

Ключевые слова:
социализация, социальная компетентность, социальное партнерство, педагог, повышение квалификации, дети с ограниченными возможностями здоровья, внешкольное дополнительное образование
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В настоящее время в Кыргызстане ситуация с развитием, обучением и воспитанием детей с ОВЗ остаётся тревожной. Так, по данным Нацстаткомитета Кыргызстана количество детей-инвалидов на январь 2016 г. составило около 28 тыс., что на 5 тыс. или на 16% больше, чем в 2011 г. Вызывает озабоченность и то, что каждый год в нашей стране 4 тыс. детей становятся инвалидами [1].

В семьях, где растет ребенок с ОВЗ организация процесса его социализации остаётся особо острой. Такие дети, часто оставаясь один на один со своими проблемами, лишены возможности самореализации. «Дети, у которых наиболее ярко проявляется чувство неполноценности – это дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами…» [2].  Обеспечение полноценного участия ребенка с ОВЗ в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено в законодательных и нормативных документах страны. Так, в Законе Кыргызской Республики «Об образовании» прописано, что для детей, имеющих нарушения в физическом или умственном развитии, организуются специальные группы, обеспечивающие их воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество [3]. В Законе «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» подчеркнуто, что в целях всестороннего и гармоничного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитания у них общественной активности, интереса к труду, приобщения к науке, технике, искусству и спорту –  органы образования и  другие государственные органы обязаны обеспечивать доступность внешкольного воспитания детям с ограниченными возможностями здоровья, создавая для этого необходимые условия [4].

Очевидно, что в решении проблемы социализации детей с ОВЗ,  важную  роль играет социальное партнерство родителей с культурными, образовательными, социальными организациями,  учреждениями, предприятиями. В рамках общей теории социального управления Г.П. Зинченко рассматривает понятие «социальное партнерство» как форму взаимодействия многообразных субъектов социума [5].  На наш взгляд, «партнерство» – это взаимодействие участников образовательного и   воспитательного процессов  с одной стороны, с другой – это сотрудничество между коллективными субъектами, заинтересованными и ответственными за эффективность образовательной практики в воспитании детей. В данном случае дополнительное образование детей можно рассматривать как тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования» [6]. Специфика работы с детьми с ОВЗ требует от педагогов особых компетенций, знаний развития ребёнка с особыми потребностями, умения использовать современные образовательно-воспитательные технологии, педагогические знания в инклюзивном обучении [7].

     Наш многолетний опыт в образовательной практике показал, что многие педагоги, работающие в организациях дополнительного образования, не готовы к работе и обучению детей с ОВЗ.  Потому  что более 50% преподавателей организаций дополнительного образования, являясь профессионалами в отдельных направлениях, таких как музыка, хореография, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и т.д., не имеют соответствующего психолого-педагогического и социально-педагогического образования. Что  побудило Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан» организовать разработку программы  формирования психолого-педагогической и социальной  компетентности педагогов в работе с детьми данной категории.  

Для реализации программы совместно с реабилитационными центрами для детей с ОВЗ, была  создана система методического сопровождения  по повышению квалификации педагогов не только центра, но и внешкольных организаций дополнительного образования республики. Программа позволила направить  педагогов на самостоятельное изучение основ детской психологии и социализации, участие в обучающих семинарах и тренингах.

 Одним из главных партнеров в формировании социальной компетентности педагогов выступают родители детей с ОВЗ. Спрос родителей на квалифицированную помощь в творческом развитии, адаптации и социализации детей, требуют от педагогов совершенствования своих знаний, умений, выработки навыков и умения их использовать для получения ожидаемого результата, формированию адекватной самооценки своей профессиональной деятельности.

Важным направлением социального партнерства в области повышения квалификации педагогических кадров и специалистов дополнительного образования детей в работе с детьми с ОВЗ являются практико-ориентированные курсы, проводимые совместно с Республиканским институтом переподготовки и повышения квалификации педагогов Кыргызстана, где педагоги совершенствуют методы и формы своей  работы. Популярной формой профессионализации педагогов стали консультации и мастер-классы с социальными работниками, интерактивные тренинги с психологами, логопедами. При анализе итогов, проводимых совместных курсов повышения квалификации педагогов,  было выявлено то,  что  на начальном этапе данной работы  по формированию социальной компетентности педагогов, на вопросы о формах и методах работы с детьми с ОВЗ, из опрошенных 48 преподавателей 75% показали неготовность к работе с детьми с ОВЗ.  Они же показали не только  слабые знания, но и непонимание роли социального партнерства в профессиональном становлении педагога.  Основные опасения педагогов были связаны с незнанием подходов, форм и методов в работе с детьми с ОВЗ. В связи с этим были разработаны курсы обучения с использованием практико-ориентированных семинаров, методик, предусматривающих проектирование и внедрение новых педагогических технологий инклюзивного и социально-ориентированного обучения детей средствами искусства.

Консультации специалистов реабилитационного центра детей «Умут-Надежда»  по работе с детьми с ОВЗ,  совместное проведение конкурсов, благотворительных акций, концертов, разработки корректирующих программ повысили педагогическое мастерство самих  педагогов. Об этом свидетельствуют  результаты проведенного исследования, согласно которому 48% педагогов в конце курсов  показали хорошие знания о новых подходах в работе с детьми с ОВЗ и их родителями. Они стали активно применять специальные информационные, образовательные, психологические технологии. Поэтому  46%  родителей отметили повышение  компетентности педагогов в социализации их детей. А  сотрудничество РУМЦЭВ «Балажан»  с ОсОО «Байсал» выразилось в  предоставлении последним  спортивного и оздоровительного оборудования, что также  мотивировало педагогов к изучению оздоровительных и укрепляющих упражнений и занятий  с детьми  с ОВЗ. 

Итак, имеющийся опыт социального  партнерства способствовал  формированию  социальной  компетентности  педагогов центра  в работе с детьми с ОВЗ.  Высокая социальная компетентность педагогов центра  обеспечила детям с ОВЗ участие в  республиканских, международных конкурсах и фестивалях по изобразительному искусству и прикладному творчеству, вокальному мастерству,  чему свидетельство победы Курманбековой Айзады (с диагнозом ДЦП) в конкурсе по прикладному творчеству;  Москаленко Дианы (с диагнозом ЗПР) в Международном конкурсе «Дети рисуют мир. Центральная Азия» по изобразительному искусству; Ниязалиевой Айданы (диагнозом паралич нижних конечностей) в конкурсе «Лидице» (Чехии) и др. Соответственно, можно отметить рост удовлетворенности родителей работой педагогов центра. Вот несколько примеров отзывов родителей:  отец  Шинды Хадижы: «Раньше моя дочь очень комплексовалась и не выходила даже на улицу, а сейчас с удовольствием поёт перед публикой и ей это очень нравится»; мама  Жумагулова Атая: «….благодаря педагогам центра "Балажан" мой ребенок социализирован в  общество и даже имеет профессию, которая ему нравится»; отец Ниязалиевой Айданы сказал, что: «В "Балажане" моя дочь нашла своё призвание - изготовление игрушек из войлока и  это возможно станет её будущей профессией….».

В результате профессиональной работы педагогов многие выпускники, имеющие ОВЗ,  научились без проблем ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми. Занятия в студиях центра помогли в профориентации детей на будущую профессию, а также в  приобретении начальных профессиональных навыков по выбранному ими  направлению. Так,  из 32 детей с ОВЗ – 11 детей продолжают обучаться в художественном, технологическом, учебных заведениях, работают в текстильных и ювелирных цехах, занимаются частной предпринимательской деятельностью [8]. 

Таким образом, обобщение опыта работы  центра «Балажан» в период 2000–2018 гг. позволяет утверждать, что социальное партнерство является ведущим условием формирования социальной компетентности педагога, способного к самовоспитанию, способствует личностной и социальной самореализации, что создает условия для творческого развития и  поддержки детей с ОВЗ, их социализации и профессиональному выбору в жизни.

Список литературы

1. Статистические данные отдела социальной статистики Управления социально-демографической статистики и рынка труда Нацстаткомитета. http://knews.kg/2016/06/10/za-pyat-let-kolichestvo-detej-invalidov-v-kyrgyzstane-vyroslo-na-16/

2. Адлер А. Наука жить. Пер. с англ. - Киев: Port - Poya. - 1997. - C. 17-22.

3. Закон КР «Об образовании» // статья 33 «Социальная защита особого контингента учащихся». (В редакции Законов КР от 30 июля 2013 года № 176, 8 июня 2017 года № 100) http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111599?cl=ru-ru

4. Закон КР «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» // статья 37 «Внешкольное обучение» от 3 апреля 2008 года № 38, (В редакции Законов КР от 30 декабря 2009 года № 319, 29 апреля 2016 года № 52, 8 июня 2017 года № 100) cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202329

5. Большакова Т.К. Социальное партнерство в системе дополнительного образования детского дома как фактор нравственного развития воспитанников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 112-114. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3700/ (дата обращения: 22.06.2018). (дата обращения: 10.06.2018).

6. Паршутина С.В. Обновление ресурсов дополнительного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 305-307. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7559/ (дата обращения: 02.06.2018).

7. Мищенко А.Ф., Савченко А.Г., Максутова Ф.И. Идеи педагогики и воспитания Л. С. Выготского в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в начальной школе // Молодой ученый. - 2016. - №27.1. - С. 20-22. - URL: https://moluch.ru/archive/131/35956/ (дата обращения: 06.06.2018).

8. Текущий архив РУМЦЭВ «Балжан» 2012-1017 годы. Аналитические материалы практико-ориентированных курсов повышения квалификации педагогов и руководителей внешкольных организаций дополнительного образования детей. 2016, 2017 годы.

Войти или Создать
* Забыли пароль?