This article describes characteristics of development, problems and general defi ciencies of Russian system of additional training for civil servants, the role of public service institution in society, statistics on the organization of additional professional education among civil servants, analyzes criteria and unifi ed approach to evaluating the quality and results of learning. The basic trends in development and update of the system of additional vocational training in Russia are substantiated. Formation, strengthening and further development of public service in the Russian Federation are reviewed, considering application of additional professional education (upgrading of skills, retraining, and internship) as the most mobile system, able to reduce tension needs of the state apparatus in qualifi ed personnel in a short time. Experience of eff ective system of training and retraining of civil servants of the Central Offi ce of the Federation Council forfocal areas of additional professional training is exemplifi ed.
civil service, additional professional education, upgrading of skills, retraining, internship, educational technology, assessment of the quality of learning, intellectual potential, Central Offi ce of the Federation Council.
Институт государственной службы играет огромную роль в жизни общества. От того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления. Россия вступила в новую фазу реформирования, когда государственная служба должна ориентироваться на стратегические цели социально-экономического и политического развития страны, формирование правового государства.
Становление, укрепление и дальнейшее развитие государственной службы в Российской Федерации представляется возможным только во взаимосвязи с модернизацией всего государственного аппарата, усилением его интеллектуального потенциала и развития оптимального управленческого уровня. Только высокий профессионализм всех государственных гражданских служащих, в первую очередь высших административных кадров, может обеспечить эффективное осуществление государственной политики в современных условиях, обеспечить выполнение законов, укрепить доверие населения к проводимым социально-экономическим мероприятиям.
Особая роль в решении этой государственной задачи должна принадлежать системе дополнительного профессионального образования страны (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка) как наиболее мобильной, способной за короткое время снизить напряженность потребности общества в квалифицированных кадрах и устранить имеющиеся перекосы в профессиональном кадровом потенциале.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Рассмотрим уровень организации, качество и основные проблемы системы дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) государственных гражданских служащих в современной России.
Российская система ДПО к настоящему времени в основном уже сформировалась. Она является частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ, государственных образовательных стандартов, образовательных учреждений и иных организаций, реализующих эти программы.
1. Kon´kova O.M. K voprosu o podgotovke kadrov gosudarstvennykh sluzhashchikh (razmyshleniya na aktual´nuyu temu) / Gosudarstvennaya sluzhba: organizatsiya, kadry, upravlenie. M.: Luch, 2011.
2. Planirovanie i organizatsiya raboty po povysheniyu kvalifikatsii gosudarstvennykh sluzhashchikh: Uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. E.D. Katul´skogo, Yu.M. Zabrodina, A.F. Zubkovoy. M.: Institut truda Mintruda Rossii, 2009.
3. Pronkin S.V., Petrunina O.E. Gosudarstvennoe upravlenie zarubezhnykh stran: Ucheb. posobie. M.: KDU, 2007.
4. Kibanov A.Ya., Lobacheva A.S. Upravlenie kar´eroy i sluzhebno-professional´nym prodvizheniem gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh v federal´nykh organakh ispolnitel´noy vlasti Rossiyskoy Federatsii. Upravlenie personalom i intellektual´nymi resursami v Rossii. 2014. № 2 (11).
5. Panin I.N. Razvitie dopolnitel´nogo professional´nogo obrazovaniya gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh. Upravlenie personalom i intellektual´nymi resursami v Rossii. 2013. № 1 (4).
6. Sulemov V.A. Gosudarstvennaya kadrovaya politika v sovremennoy Rossii. M.: RAGS, 2007.
7. Obuchenie gosudarstvennykh sluzhashchikh: sovremennoe sostoyanie i perspektivy: Ucheb. posobie. M.: Delo, 2002.
8. Sostoyanie i osobennosti gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii finansovo-ekonomicheskogo profilya: Ucheb. posobie / pod red. prof. E.D. Bogatyreva. M.: FA, 2007.
9. Korostyleva N.N. Vklyuchenie gendernykh obrazovatel´nykh programm v dopolnitel´noe professional´noe obrazovanie gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh: sostoyanie i problemy. Upravlenie personalom i intellektual´nymi resursami v Rossii. 2013. № 2 (5).
10. Kibanov A.Ya., Luk´yanova T.V., Kashtanova E.V., Lobacheva A.S. Metodologiya kar´ernogo rosta gossluzhashchikh. Kadrovik. 2014. № 3.
11. Laptev A.P. Podgotovka i povyshenie kvalifikatsii gosudarstvennykh sluzhashchikh. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 4.
12. Mitrofanova E.A., Svistunov V.M. Organizatsiya obucheniya i dopolnitel´noe professional´noe obrazovanie personala. M.: GUU, 2012.
13. Litvintseva E.A. Gosudarstvennaya sluzhba v zarubezhnykh stranakh. M.: RAGS, 2004.
14. Ulrich O.D. HR from the outside in: the next era of human resources transformation. New York: McGraw-Hill, 2012.
15. Lloyd L. Byars. Human Resource Management, U.S.A. New York, 2004.
16. Thomas F. Gilbert. Human Competence: Engineering Worthy Performance (Essential Knowledge Resource). U.S.A. New York, 2007.