UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article discusses the factors of professional activity that reduce the psychological resources of the personality of employees of internal affairs bodies, which contribute to the negative manifestations of professional stress and burnout. The results of the study are presented, the influence of factors of professional activity of employees of internal affairs bodies, leading to a significant reduction in their resources and, as a result, stress and burnout. The relationship of stress and burnout with the self-report of employees of internal affairs bodies about various factors of professional activity and personal life was examined. Our goal was to better understand the factors that could potentially be targeted in order to mitigate their impact on employees by increasing psychological resources and thereby prevent police stress and burnout. To achieve research goals, we used the questionnaire of emotional burnout K. Maslach and S. Jackson, in adaptation N.E. Vodopyanova and a specially designed profile. The study involved 38 employees of the middle and senior command staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Omsk Region, consisting of a reserve of personnel for promotion to higher managerial positions. According to the results of the study, the number of ATS employees with high intensity of occupational stress amounted to 26% of the total number of examined, with an intensity of stress above average - 37% of employees, with low and medium intensity of occupational stress - 37%. Using the Pearson coefficient r revealed the presence of a direct positive relationship between the level of emotional exhaustion and the presence of conflict in the performance of respondents.
psychological resources, professional stress, mental burnout, factors of professional activity, conflict situations
Профессиональная деятельность сотрудников полиции во всем ее функциональном многообразии относится к такому виду человеческой деятельности, «где субъекты преследуют противоположные цели, где сталкиваются интересы сторон, а их отношения носят характер конфликта» [8] и в связи с этим проходит в режиме повышенных физических, умственных, морально-правовых, психологических и иных нагрузок, что не может не сказаться на психофизиологическом состоянии человека (сотрудника), его общем самочувствии, профессионально значимых качествах и как следствие – результатах работы, имеющую несомненную социально гуманистическую направленность.
Признавая широкую вариативность, функциональную специфичность (и даже уникальность) должностей Министерства внутренних дел России с их различными профессиональными / должностными обязанностями, и соответственно – неоднородность психологических и физических нагрузок непосредственных исполнителей, приходится констатировать актуальность психологического постулата, что эффективность преодоления человеком трудных ситуаций жизнедеятельности зависит от ресурсов личности, с одной стороны, и параметров, которые характеризуют саму ситуацию, с другой.
В.А. Бодров, анализируя влияние характеристик трудовой деятельности на субъекта, выделил 3 группы вероятных источников профессионального стресса [1]:
- организационные характеристики: структура, процессы, особенности управления и структура деятельности с соотношением моральных и материальных ресурсов и их компенсации;
- рабочие характеристики: содержание и средства деятельности, условия труда (физико-химические, технические и социальные);
- индивидуальные характеристики: физические, физиологические, психологические, морально-нравственные, организационные и профессиональные характеристики субъекта деятельности.
Своевременное выявление и устранение (или как минимум – нивелирование) отрицательных факторов объективного и субъективного характера позволят организовать персональную и коллективную деятельность на достаточном (требуемом) уровне эффективности с сохранением психологических ресурсов исполнителей и их профессиональным ростом.
В свете вышеизложенного целью настоящей статьи является выявление и исследование негативных факторов профессиональной деятельности сотрудников МВД, деструктивно влияющих на их психологические ресурсы.
Ресу́рс (от фр. ressource «вспомогательное средство») полидисциплинарное понятие, под которым, в самом общем значении, подразумевается всё, что используется целевым образом, в том числе то, что используется при целевой деятельности человека и сама деятельность.
Ресурс — количественно измеряемая возможность выполнения какой-либо деятельности человека или людей; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Понятие ресурс является близким с понятием потенциал, который, в широком смысле, рассматривается как «запасные» средства.
Ресурсы в психологии рассматриваются как запас жизненных возможностей, способствующих адаптации личности к различным условиям деятельности, которые исследователями интерпретируются как [11, 3, 4, 5, 1, 7]:
- жизнестойкость (С. Мадди, Д. Кошаба),
- личностный потенциал (Д.А. Леонтьев),
- личностный адаптационный потенциал (А.Г. Маклаков),
- фактор преодоления стресса (В.А. Бодров),
- ментальные ресурсы (С.А. Хазова) и т.д.
Буферная функция психологических ресурсов, заключающаяся в повышении возможностей личности противостояния стрессу и минимизации потерь, в том числе рисков нарушения развития, признается большинством исследователей. Ресурсные концепции стресса потерю ресурсов рассматривают как первичный механизм, ведущий к стрессовым реакциям [9,10]. Когда адаптационные возможности (ресурсы) личности по преодолению стрессовой ситуации превышены, возникает профессиональное выгорание.
Относительно мало известно о факторах профессиональной деятельности, снижающих психологические ресурсы сотрудников органов внутренних дел, способствующих стрессу и выгоранию. Вместе с тем, симптомы психического выгорания как реакции на неблагоприятные факторы профессиональной деятельности, по результатам нашего исследования, наблюдаются у каждого второго сотрудника правоохранительных органов. В целом, сотрудники органов внутренних дел отличаются от гражданских лиц значимым снижением уровня субъективной витальности, показателю психологического благополучия и отсутствия профессионального стресса [6].
В настоящем исследовании изучалось влияние факторов профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, приводящих к значимому снижению их ресурсов и, как следствие, стрессу и выгоранию. Рассматривалась связь стресса и выгорания с самоотчетом сотрудников органов внутренних дел о различных факторах профессиональной деятельности и личной жизни. Наша цель состояла в том, чтобы лучше понять факторы, на которые потенциально могут быть нацелены воздействия для смягчения их влияния на сотрудников за счет повышения психологических ресурсов и, тем самым, профилактировать стресс и выгорание полицейских.
Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания по сравнению с факторами рабочей среды.
Определить роль данных факторов в формировании синдрома «выгорания» у сотрудников органов внутренних дел, состоящих в резерве кадров на вышестоящую должность, используя интегральную концепцию анализа профессионального стресса, и призвано наше исследование.
Для реализации исследовательских целей были подобраны соответствующие методики.
-
- Опросник эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой, состоящий из 22 вопросов, позволяющих выявить уровень выраженности профессионального стресса, степень эмоционального истощения, деперсонализации (безразличия к работе и ее результатам), редукции профессиональных достижений (снижении мотивации к работе и негативная оценка своего труда в целом) [2].
- Специально разработанная анкета, позволяющая изучить субъективный образ профессиональной деятельности испытуемых.
Для психологического анализа деятельности сотрудников органов внутренних дел разработана анкета, содержащая вопросы по ведущим аспектам деятельности специалистов и учитывающая основные стресс-факторы, действующие на указанную категорию лиц, связанных с режимом дня и выполнением профессиональных обязанностей.
Целью анкеты явилось изучение субъективного образа профессии испытуемых, а также субъективная оценка ими своего состояния.
В исследовании приняли участие 38 сотрудников среднего и высшего начальствующего состава УМВД России по Омской области, состоящих в резерве кадров для выдвижения на вышестоящие руководящие должности. 10,5 % - женщины, 89,5 % - мужчины. Возраст респондентов от 28 до 45 лет, стаж службы в органах внутренних дел от 7 до 22 лет, 53 % респондентов из числа старшего начальствующего состава (подполковник, майор), 47 % – среднего начальствующего состава (капитан, старший лейтенант, лейтенант).
Состоят в браке 84 % опрошенных. 21 % респондентов курят, в среднем, по 11 сигарет в день. В жизни 89 % присутствуют физические упражнения, в среднем, 1 раз в неделю. В целом, свое состояние здоровья, по 9-балльной системе, где 0 – «очень плохое», 9 – «очень хорошее» большинство сотрудников оценили положительно, усредненный показатель составил 7,3 балла.
Анализ результатов опроса показал, что многие сотрудники большую часть своего времени проводят на работе (в среднем, 71 час в неделю), сон, в среднем, занимает 7 часов в сутки.
По результатам проведённого исследования количество сотрудников ОВД с высокой интенсивностью профессионального стресса составило 26 % от общего числа обследованных, с интенсивностью стресса выше среднего – 37 % сотрудников, с низкой и средней интенсивностью профессионального стресса - 37 %.
Согласно полученным данным более трети обследованных сотрудников (31,6%) переживают состояние эмоционального истощения. У 36,8 % опрошенных выявлены признаки деперсонализации личности – расстройства самовосприятия, когда собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими. У каждого третьего (31,6 %) проявляется редукция профессиональных обязанностей, т.е. снижение объемов профессиональной деятельности. Все выше перечисленные состояния являются последствиями длительного воздействия профессионального стресса и свидетельствуют о наличии эмоционального выгорания.
Основываясь на результатах проведенного анкетирования указанных сотрудников ОВД, можно выявить факторы, снижающие эффективность профессиональной деятельности и вызывающие стрессовые переживания, т.е. приводящие к истощению психологических ресурсов респондентов:
- конфликтные ситуации представлены в профессиональной деятельности 95 % опрошенных, встречающиеся как во взаимоотношениях с гражданскими лицами, так и с коллегами по работе («лицемерие в коллективе»), с непосредственными руководителями («предвзятое отношение со стороны руководителя подразделения»).
- нерациональную продолжительность рабочего дня (отметили 42 % респондентов), являющуюся следствием затянутых и поздних планерок; выполнением обязанностей, не связанных с должностными; постановки задач, на выполнение которых даются небольшие сроки и т.д. Как следствие, отсутствие личного времени, обусловленное ненормированным рабочим днем и приводящее к дефициту общения с родными и близкими, невозможности самореализации в иных, кроме профессиональной, сферах.
- строгий контроль в виде необязательных дублирующих проверок, влекущий последствия в виде необоснованного возвращения уголовных дел на дополнительное расследование, служебных проверок, взысканий отметили 26 % респондентов.
- сложность деятельности, выражающаяся в большом количестве материалов, негативном отношении населения к полиции, неукомплектованности подразделения личным составом, плохом материально-техническом обеспечении деятельности отметили 10,5 % респондентов.
- высокий уровень ответственности, выражающийся, во-первых, в осознании правомерности, моральности (духовности) своих поступков (юридических действий), значимости их для безопасности жизни и здоровья конкретных лиц, а во-вторых, в наличии механизмов и возможностей быть привлеченным к дисциплинарной, гражданской, материальной, уголовной ответственности за умышленное и что более важно – случайное нарушение требований и норм отметили 10,5 % респондентов.
Корреляционный анализ с помощью коэффициента Пирсона r выявил наличие прямой положительной зависимости между уровнем эмоционального истощения и наличием конфликтных ситуаций в служебной деятельности респондентов. Чем больше конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников, тем сильнее эмоциональное истощение.
Кроме того, выявлена обратная связь между уровнем деперсонализации личности и употреблением алкоголя. Деперсонализация рассматривается как составляющая профессиональных деформаций личности. Эта деформация выражается в отношении к другим людям. При деперсонализации повышается негативизм, циничность установок и чувств по отношению к лицам, обращающимся за помощью, каковыми зачастую являются потерпевшие или подчиненные сотрудники. При этом деперсонализация приводит к «выгоранию», то есть, возникновению равнодушного и даже негативного отношения к другим людям.
Таким образом, наше исследование показало, что, не смотря на сложность деятельности, высокий уровень ответственности, отсутствие личного времени, нерациональную продолжительность рабочего дня, строгий контроль, ведущим стресс-фактором для сотрудников органов внутренних дел являются конфликтные ситуации, возникающие в их профессиональной деятельности.
Очевидно, что именно конфликты на различной почве и различной интенсивности, являются не только первичным дестабилизирующим и деструктивным для психологических ресурсов человека (сотрудника МВД России) фактором, но и фактором, порождающим вторичные причины их истощения. Представляется, что формирование навыков и стратегий поведения в конфликтных ситуациях, ассертивной модели взаимодействия в ситуациях профессионального и межличностного общения у сотрудников являются важными направлениями деятельности практических психологов органов внутренних дел. В рамках подготовки специалистов для правоохранительных органов значимым направлением является формирование адекватной сложившейся ситуации и индивидуальным особенностям личности модели поведения в трудных ситуациях профессионального взаимодействия. Сформированные соответствующие компетенции позволят значимо повысить психологические ресурсы личности сотрудников, уменьшив неблагоприятное воздействие факторов профессиональной среды. Вместе с тем, следует учитывать, что повышенная конфликтность может быть не только причиной, но и следствием снижения психологических ресурсов личности сотрудников.
1. Bodrov V.A. Psihologicheskiy stress: razvitie i preodolenie [Psychological stress: development and overcoming]. M.: PER-SE Publ., 2006.P.7. (in Russian)
2. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika [Burnout Syndrome: Diagnosis and Prevention]. SPb.; Piter Publ., 2005. 336 p. (in Russian)
3. Leont'ev D.A. Lichnostnoe v lichnosti: lichnostnyy potencial kak osnova samodeterminacii [Personal in personality: personal potential as the basis for self-determination ] // Uchenye zapiski kafedry obschey psihologii MGU im. M.V. Lomonosova / Pod red. B.S. Bratusya, D.A. Leont'eva [Scientific notes of the Department of General Psychology, Moscow State University M.V. Lomonosov / Ed. B.S. Brother, D.A. Leontiev.]. Vol. 1. M.: Smysl Publ., 2002. pp. 56-65. (in Russian)
4. Maklakov A.G. Lichnostnyy adaptacionnyy potencial: ego mobilizaciya i prognozirovanie v ekstremal'nyh usloviyah [Personal adaptive potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions] // Psihologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. 2001. № 1. pp. 16-24. (in Russian)
5. Maklakov A. G. Osnovy psihologicheskogo obespecheniya professional'nogo zdorov'ya voennosluzhaschih. Avtoref. diss. dokt. psihol. nauk. [Fundamentals of psychological support for professional health of military personnel. Abstract. diss. Doct. psychol. sciences.] St. Petersburg, 1996. 37 p. (in Russian)
6. Mal'ceva T.V. Izuchenie osobennostey proyavleniya sub'ektivnoy vital'nosti u rukovoditeley organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii [The study of the manifestations of subjective vitality among the heads of the internal affairs bodies of the Russian Federation] // Pedagogika i psihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: integraciya teorii i praktiki Materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers: the integration of theory and practice. Materials of the All-Russian scientific-practical conference.]. SPb., 2019. pp. 234-238. (in Russian)
7. Hazova S.A. Mental'nye resursy sub'ekta v raznye vozrastnye periody. Dissertaciya doktora psihologicheskih nauk [Mental resources of the subject in different age periods. The dissertation of a doctor of psychological sciences]. Kostroma. 2014. 540 p. (in Russian)
8. Shienok V.P. K voprosu o soderzhanii realizacii principa soblyudeniya konspiracii v operativno-rozysknoy deyatel'nosti organov vnutrennih del [To the question of the content of the implementation of the principle of observance of conspiracy in the operational-search activities of the internal affairs bodies] // Puti sovershenstvovaniya operativno-rozysknoy deyatel'nosti v usloviyah pravovoy reformy: Sbornik nauchnyh trudov [Ways to improve the operational-search activities in the context of legal reform: Collection of scientific papers]. - Mn.: Akademiya milicii MVD Respubliki Belarus', 1993. pp.22-23 (Belarus)
9. Hobfoll S.E. Social Support:Will you be there when i need you? In N. Vanzetti and S. Duck, A lifetime of relationships. California: Brooks/ Cole Publishing Co, 1996. R. 198.
10. Lazarus R.S. & Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York, Springer, 1984. R. 141.
11. Maddi S. Hardiness Training at Illinois Bell Telephone // Heaith promotion evaluation / J.P. Opatz(Ed.). Stevens Point(WI): National Wellness Institute, 1987. R. 101-115.