УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье рассматриваются факторы профессиональной деятельности, снижающие психологические ресурсы личности сотрудников органов внутренних дел, способствующие негативным проявлениям профессионального стресса и выгорания. Представлены результаты исследования влияние факторов профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, приводящих к значимому снижению их ресурсов и, как следствие, стрессу и выгоранию. Рассматривалась связь стресса и выгорания с самоотчетом сотрудников органов внутренних дел о различных факторах профессиональной деятельности и личной жизни. Наша цель состояла в том, чтобы лучше понять факторы, на которые потенциально могут быть нацелены воздействия для смягчения их влияния на сотрудников за счет повышения психологических ресурсов и, тем самым, профилактировать стресс и выгорание полицейских. Для реализации исследовательских целей применялись опросник эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой и специально разработанная анкета. В исследовании приняли участие 38 сотрудников среднего и высшего начальствующего состава УМВД России по Омской области, состоящих в резерве кадров для выдвижения на вышестоящие руководящие должности. По результатам проведённого исследования количество сотрудников ОВД с высокой интенсивностью профессионального стресса составило 26 % от общего числа обследованных, с интенсивностью стресса выше среднего – 37 % сотрудников, с низкой и средней интенсивностью профессионального стресса - 37 %. С помощью коэффициента Пирсона r выявлено наличие прямой положительной зависимости между уровнем эмоционального истощения и наличием конфликтных ситуаций в служебной деятельности респондентов.
психологические ресурсы, профессиональный стресс, психическое выгорание, факторы профессиональной деятельности, конфликтные ситуации
Профессиональная деятельность сотрудников полиции во всем ее функциональном многообразии относится к такому виду человеческой деятельности, «где субъекты преследуют противоположные цели, где сталкиваются интересы сторон, а их отношения носят характер конфликта» [8] и в связи с этим проходит в режиме повышенных физических, умственных, морально-правовых, психологических и иных нагрузок, что не может не сказаться на психофизиологическом состоянии человека (сотрудника), его общем самочувствии, профессионально значимых качествах и как следствие – результатах работы, имеющую несомненную социально гуманистическую направленность.
Признавая широкую вариативность, функциональную специфичность (и даже уникальность) должностей Министерства внутренних дел России с их различными профессиональными / должностными обязанностями, и соответственно – неоднородность психологических и физических нагрузок непосредственных исполнителей, приходится констатировать актуальность психологического постулата, что эффективность преодоления человеком трудных ситуаций жизнедеятельности зависит от ресурсов личности, с одной стороны, и параметров, которые характеризуют саму ситуацию, с другой.
В.А. Бодров, анализируя влияние характеристик трудовой деятельности на субъекта, выделил 3 группы вероятных источников профессионального стресса [1]:
- организационные характеристики: структура, процессы, особенности управления и структура деятельности с соотношением моральных и материальных ресурсов и их компенсации;
- рабочие характеристики: содержание и средства деятельности, условия труда (физико-химические, технические и социальные);
- индивидуальные характеристики: физические, физиологические, психологические, морально-нравственные, организационные и профессиональные характеристики субъекта деятельности.
Своевременное выявление и устранение (или как минимум – нивелирование) отрицательных факторов объективного и субъективного характера позволят организовать персональную и коллективную деятельность на достаточном (требуемом) уровне эффективности с сохранением психологических ресурсов исполнителей и их профессиональным ростом.
В свете вышеизложенного целью настоящей статьи является выявление и исследование негативных факторов профессиональной деятельности сотрудников МВД, деструктивно влияющих на их психологические ресурсы.
Ресу́рс (от фр. ressource «вспомогательное средство») полидисциплинарное понятие, под которым, в самом общем значении, подразумевается всё, что используется целевым образом, в том числе то, что используется при целевой деятельности человека и сама деятельность.
Ресурс — количественно измеряемая возможность выполнения какой-либо деятельности человека или людей; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Понятие ресурс является близким с понятием потенциал, который, в широком смысле, рассматривается как «запасные» средства.
Ресурсы в психологии рассматриваются как запас жизненных возможностей, способствующих адаптации личности к различным условиям деятельности, которые исследователями интерпретируются как [11, 3, 4, 5, 1, 7]:
- жизнестойкость (С. Мадди, Д. Кошаба),
- личностный потенциал (Д.А. Леонтьев),
- личностный адаптационный потенциал (А.Г. Маклаков),
- фактор преодоления стресса (В.А. Бодров),
- ментальные ресурсы (С.А. Хазова) и т.д.
Буферная функция психологических ресурсов, заключающаяся в повышении возможностей личности противостояния стрессу и минимизации потерь, в том числе рисков нарушения развития, признается большинством исследователей. Ресурсные концепции стресса потерю ресурсов рассматривают как первичный механизм, ведущий к стрессовым реакциям [9,10]. Когда адаптационные возможности (ресурсы) личности по преодолению стрессовой ситуации превышены, возникает профессиональное выгорание.
Относительно мало известно о факторах профессиональной деятельности, снижающих психологические ресурсы сотрудников органов внутренних дел, способствующих стрессу и выгоранию. Вместе с тем, симптомы психического выгорания как реакции на неблагоприятные факторы профессиональной деятельности, по результатам нашего исследования, наблюдаются у каждого второго сотрудника правоохранительных органов. В целом, сотрудники органов внутренних дел отличаются от гражданских лиц значимым снижением уровня субъективной витальности, показателю психологического благополучия и отсутствия профессионального стресса [6].
В настоящем исследовании изучалось влияние факторов профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, приводящих к значимому снижению их ресурсов и, как следствие, стрессу и выгоранию. Рассматривалась связь стресса и выгорания с самоотчетом сотрудников органов внутренних дел о различных факторах профессиональной деятельности и личной жизни. Наша цель состояла в том, чтобы лучше понять факторы, на которые потенциально могут быть нацелены воздействия для смягчения их влияния на сотрудников за счет повышения психологических ресурсов и, тем самым, профилактировать стресс и выгорание полицейских.
Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания по сравнению с факторами рабочей среды.
Определить роль данных факторов в формировании синдрома «выгорания» у сотрудников органов внутренних дел, состоящих в резерве кадров на вышестоящую должность, используя интегральную концепцию анализа профессионального стресса, и призвано наше исследование.
Для реализации исследовательских целей были подобраны соответствующие методики.
-
- Опросник эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой, состоящий из 22 вопросов, позволяющих выявить уровень выраженности профессионального стресса, степень эмоционального истощения, деперсонализации (безразличия к работе и ее результатам), редукции профессиональных достижений (снижении мотивации к работе и негативная оценка своего труда в целом) [2].
- Специально разработанная анкета, позволяющая изучить субъективный образ профессиональной деятельности испытуемых.
Для психологического анализа деятельности сотрудников органов внутренних дел разработана анкета, содержащая вопросы по ведущим аспектам деятельности специалистов и учитывающая основные стресс-факторы, действующие на указанную категорию лиц, связанных с режимом дня и выполнением профессиональных обязанностей.
Целью анкеты явилось изучение субъективного образа профессии испытуемых, а также субъективная оценка ими своего состояния.
В исследовании приняли участие 38 сотрудников среднего и высшего начальствующего состава УМВД России по Омской области, состоящих в резерве кадров для выдвижения на вышестоящие руководящие должности. 10,5 % - женщины, 89,5 % - мужчины. Возраст респондентов от 28 до 45 лет, стаж службы в органах внутренних дел от 7 до 22 лет, 53 % респондентов из числа старшего начальствующего состава (подполковник, майор), 47 % – среднего начальствующего состава (капитан, старший лейтенант, лейтенант).
Состоят в браке 84 % опрошенных. 21 % респондентов курят, в среднем, по 11 сигарет в день. В жизни 89 % присутствуют физические упражнения, в среднем, 1 раз в неделю. В целом, свое состояние здоровья, по 9-балльной системе, где 0 – «очень плохое», 9 – «очень хорошее» большинство сотрудников оценили положительно, усредненный показатель составил 7,3 балла.
Анализ результатов опроса показал, что многие сотрудники большую часть своего времени проводят на работе (в среднем, 71 час в неделю), сон, в среднем, занимает 7 часов в сутки.
По результатам проведённого исследования количество сотрудников ОВД с высокой интенсивностью профессионального стресса составило 26 % от общего числа обследованных, с интенсивностью стресса выше среднего – 37 % сотрудников, с низкой и средней интенсивностью профессионального стресса - 37 %.
Согласно полученным данным более трети обследованных сотрудников (31,6%) переживают состояние эмоционального истощения. У 36,8 % опрошенных выявлены признаки деперсонализации личности – расстройства самовосприятия, когда собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими. У каждого третьего (31,6 %) проявляется редукция профессиональных обязанностей, т.е. снижение объемов профессиональной деятельности. Все выше перечисленные состояния являются последствиями длительного воздействия профессионального стресса и свидетельствуют о наличии эмоционального выгорания.
Основываясь на результатах проведенного анкетирования указанных сотрудников ОВД, можно выявить факторы, снижающие эффективность профессиональной деятельности и вызывающие стрессовые переживания, т.е. приводящие к истощению психологических ресурсов респондентов:
- конфликтные ситуации представлены в профессиональной деятельности 95 % опрошенных, встречающиеся как во взаимоотношениях с гражданскими лицами, так и с коллегами по работе («лицемерие в коллективе»), с непосредственными руководителями («предвзятое отношение со стороны руководителя подразделения»).
- нерациональную продолжительность рабочего дня (отметили 42 % респондентов), являющуюся следствием затянутых и поздних планерок; выполнением обязанностей, не связанных с должностными; постановки задач, на выполнение которых даются небольшие сроки и т.д. Как следствие, отсутствие личного времени, обусловленное ненормированным рабочим днем и приводящее к дефициту общения с родными и близкими, невозможности самореализации в иных, кроме профессиональной, сферах.
- строгий контроль в виде необязательных дублирующих проверок, влекущий последствия в виде необоснованного возвращения уголовных дел на дополнительное расследование, служебных проверок, взысканий отметили 26 % респондентов.
- сложность деятельности, выражающаяся в большом количестве материалов, негативном отношении населения к полиции, неукомплектованности подразделения личным составом, плохом материально-техническом обеспечении деятельности отметили 10,5 % респондентов.
- высокий уровень ответственности, выражающийся, во-первых, в осознании правомерности, моральности (духовности) своих поступков (юридических действий), значимости их для безопасности жизни и здоровья конкретных лиц, а во-вторых, в наличии механизмов и возможностей быть привлеченным к дисциплинарной, гражданской, материальной, уголовной ответственности за умышленное и что более важно – случайное нарушение требований и норм отметили 10,5 % респондентов.
Корреляционный анализ с помощью коэффициента Пирсона r выявил наличие прямой положительной зависимости между уровнем эмоционального истощения и наличием конфликтных ситуаций в служебной деятельности респондентов. Чем больше конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников, тем сильнее эмоциональное истощение.
Кроме того, выявлена обратная связь между уровнем деперсонализации личности и употреблением алкоголя. Деперсонализация рассматривается как составляющая профессиональных деформаций личности. Эта деформация выражается в отношении к другим людям. При деперсонализации повышается негативизм, циничность установок и чувств по отношению к лицам, обращающимся за помощью, каковыми зачастую являются потерпевшие или подчиненные сотрудники. При этом деперсонализация приводит к «выгоранию», то есть, возникновению равнодушного и даже негативного отношения к другим людям.
Таким образом, наше исследование показало, что, не смотря на сложность деятельности, высокий уровень ответственности, отсутствие личного времени, нерациональную продолжительность рабочего дня, строгий контроль, ведущим стресс-фактором для сотрудников органов внутренних дел являются конфликтные ситуации, возникающие в их профессиональной деятельности.
Очевидно, что именно конфликты на различной почве и различной интенсивности, являются не только первичным дестабилизирующим и деструктивным для психологических ресурсов человека (сотрудника МВД России) фактором, но и фактором, порождающим вторичные причины их истощения. Представляется, что формирование навыков и стратегий поведения в конфликтных ситуациях, ассертивной модели взаимодействия в ситуациях профессионального и межличностного общения у сотрудников являются важными направлениями деятельности практических психологов органов внутренних дел. В рамках подготовки специалистов для правоохранительных органов значимым направлением является формирование адекватной сложившейся ситуации и индивидуальным особенностям личности модели поведения в трудных ситуациях профессионального взаимодействия. Сформированные соответствующие компетенции позволят значимо повысить психологические ресурсы личности сотрудников, уменьшив неблагоприятное воздействие факторов профессиональной среды. Вместе с тем, следует учитывать, что повышенная конфликтность может быть не только причиной, но и следствием снижения психологических ресурсов личности сотрудников.
1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР-СЭ, 2006.С.7.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.; Питер, 2005. 336 с.
3. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Вып. 1. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.
4. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 16-24.
5. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих. Автореф. дисс. докт. психол. наук. СПб, 1996. 37 с.
6. Мальцева Т.В. Изучение особенностей проявления субъективной витальности у руководителей органов внутренних дел Российской Федерации // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики Материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2019. С. 234-238.
7. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды. Диссертация доктора психологических наук. Кострома. 2014. 540 с.
8. Шиенок В.П. К вопросу о содержании реализации принципа соблюдения конспирации в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Пути совершенствования оперативно-розыскной деятельности в условиях правовой реформы: Сборник научных трудов. - Мн.: Академия милиции МВД Республики Беларусь, 1993. С.22-23
9. Hobfoll S.E. Social Support:Will you be there when i need you? In N. Vanzetti and S. Duck, A lifetime of relationships. California: Brooks/ Cole Publishing Co, 1996. Р. 198.
10. Lazarus R.S. & Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York, Springer, 1984. Р. 141.
11. Maddi S. Hardiness Training at Illinois Bell Telephone // Heaith promotion evaluation / J.P. Opatz(Ed.). Stevens Point(WI): National Wellness Institute, 1987. Р. 101-115.