from 01.01.2019 to 01.01.2020
Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
from 01.01.2009 to 01.01.2013
Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
The purpose of the article is to study the currently formed problem of a unified interpretation of the Federal law of July 15, 1995 No. 103-FZ "on the detention of suspects and accused of committing crimes" and its implementation by all law enforcement agencies of the Russian Federation, non-discrimination of HIV-infected people and ensuring the rights and freedoms of other categories of suspects, accused and convicted persons.
detention; rights of HIV-infected persons; placement of persons with HIV infection in cells; temporary detention facility
В соответствии с п. 2 ст. 33 «Раздельное размещение в камерах» Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [4] отдельно от других подозреваемых и обвиняемых должны содержаться больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
Согласно п. 3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1 г. Москвы «Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» ВИЧ-инфекция это болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека − антропонозное инфекционное хроническое заболевание, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), сопровождающегося развитием оппортунистических инфекций и вторичных злокачественных новообразований.
В настоящее время лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания МВД России (далее ИВС) со статусом ВИЧ-инфекция, содержатся раздельно, как это требует законодатель в части второй ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в связи с этим возникают проблемные вопросы соблюдения прав и свобод подозреваемых и обвиняемых со статусом ВИЧ и без такового. Согласно государственной политике РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, «не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и медицинские организации, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом», данная норма указана в ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
Указанное положение подтверждает политику государства, выражающуюся в реализации на практике идеи не выделять и не обобщать таких лиц в отдельную категорию граждан. То есть эти лица находятся в обществе на равных условиях, кроме соблюдения ими необходимых мер предосторожности с целью недопущения распространения инфекции. Так же в уголовном законодательстве закреплена ответственность за умышленное заражение ВИЧ-инфекцией. Целью указанных норм является обеспечение государством защиты прав и свобод, не зараженных граждан. В настоящее время лица, имеющие статус «ВИЧ-инфицируемый», находятся среди нас, и это не предается огласке государственными органами, и данная информация охраняется государством.
В современной медицине благодаря появлению антиретровирусной терапии качество и продолжительность жизни ВИЧ-положительных людей принципиально не отличается от ВИЧ-отрицательных. Соблюдая терапевтические медицинские предписания, человек достигает нулевой вирусной нагрузки, вследствие чего не способен инфицировать других людей, в том числе при незащищённом половом акте.
В Российской Федерации функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений в большей степени, чем Министерство внутренних дел осуществляет Федеральная служба исполнения наказания России (далее ФСИН), должностные лица которой соблюдают и подчиняются требованиям Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». При этом в учреждениях ФСИН лица, зараженные ВИЧ–инфекцией, содержатся совместно со здоровой частью подозреваемых, обвиняемых и осужденных, так как обоснованно предполагается, что они эпидемиологической опасности не представляют (обычный бытовой контакт с ВИЧ-инфицированным привести к заражению не может, только через медицинские инструменты, контакт с кровью или другими биологическими жидкостями организма и половым путем), что зафиксировано в методических указаниях МУ 3.1.3342-16 «Эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2016 г.) на основе всесторонних международных и национальных исследований.
На практике формируется двойной подход к данной проблеме в различных системах государственных органов. Лицо ВИЧ-инфицированное содержится в учреждении ФСИН совместно со здоровой частью подозреваемых и обвиняемых, а в ИВС МВД осуществляется строго раздельное содержание данных категорий лиц, что приводит к разногласию между ведомствами РФ в практике применения Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также может стать причиной разглашения сведений о наличии у лица ВИЧ-инфекции, что приводит к их необоснованной дискриминации и считается недопустимым в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1017 «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», рекомендацией N R (93)6 комитета министров Совета Европы
государствам-членам «Относительно пенитенциарных и криминологических аспектов борьбы с инфекционными заболеваниями, в частности СПИДом, и смежных проблем здравоохранения в исправительных учреждениях». (Принятая 18.10.1993 на 500-ом заседании представителей министров).
Выявленная проблема сегрегации подозреваемых и обвиняемых с ВИЧ-инфекцией в условиях содержания ИВС МВД России заинтересовала уполномоченного по правам человека Свердловской области Татьяну Георгиевну Мерзлякову, которая считает, что раздельное содержание таких лиц ведет к дискриминации их прав. В связи с чем в ФСИН России и МВД России направлены соответствующие запросы по содержанию ВИЧ-инфицированных лиц.
Согласно ответу на запрос МВД России утверждает, что ВИЧ в соответствии с Международной классификации болезней Х пересмотра, отнесена к инфекционным болезням и согласно п. 3.5 СанПина — 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» от 24.03.2011 года источником ВИЧ-инфекции являются люди, инфицированные ВИЧ на любой стадии заболевания, в том числе в инкубационном периоде, поэтому согласно 103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержатся отдельно от других категорий лиц, находящихся в ИВС МВД России.
В соответствии с ответом ФСИН России толкование нормы 103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [4], основанное на решениях Европейского Суда по правам человека и Федерального закона № 38-ФЗ от 30.03.1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», противоположно. «ВИЧ-инфекция не передается контактно-бытовым путем. При инфицировании человека вирусом иммунодефицита ВИЧ-инфицированные — граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации» (п. 1 ст.5 № 38-ФЗ от 30 марта 1995 г.). Лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека, в помещениях учреждений находятся на общих основаниях. Только при наличии у них других инфекционных заболеваний, наряду с ВИЧ-инфекцией, они могут быть изолированы по эпидемиологическим показаниям.
Сложившаяся ситуация привела к применению «двойных стандартов» в обеспечении прав и свобод человека, что считается недопустимым. В настоящее время Уполномоченный по правам человека Свердловской области обратился к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации Татьяне Николаевне Москальковой для решения этого проблемного вопроса на федеральном уровне.
Анализ судебных решений по данной проблеме, в том числе и международного характера, позволяет сделать вывод, что раздельное содержание лиц указанной категории на основании лишь наличия ВИЧ-инфекции неминуемо приведет к нарушению закрепленных в законодательстве прав человека. (Решения Европейского Суда по правам человека: Дело «Салматов» против Российской Федерации от 31.07.2008 г. жалоба № 3522/04, Дело «Артемьев» против Российской Федерации от 27.05.2010 г., жалоба № 14146/02, Дело «Фефилов» против Российской Федерации от 17.07.2018 г., жалоба № 6587/07). Решения и определения национальных судов Российской Федерации: Калининский районный суд г. Тюмени дело № 2-975-13 от 28.03.2013 г., Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области дело № 2-3606/2017 2-3606/2017~М-2726/2017 М-2726/2017от 14.07.2017 г., Мариинский городской суд дело № 33-13138/2014 от 28.10.2014 г., Кемеровский областной суд дело № 33-461/2015 от 20.01.2015 г., Московский городской суд дело N 33-9726 от 04.04.2012 г.
Согласно медицинским сведениям, ВИЧ-инфицированный подвергается большей, чем не инфицированный человек опасности при содержании со здоровым лицом, так как иммунитет у инфицированного ослаблен, любая инфекция, которая не страшна здоровому человеку, может привести к серьезным осложнениям при болезни.
Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» в ч. 2 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ внесены изменения, согласно которым специальные лечебно-исправительные учреждения для содержания ВИЧ-инфицированных осужденных перестали существовать. Это является основанием для содержания данных лиц и прохождения ими лечения совместно с остальными осужденными.
Отсюда возникает вопрос о формировании единой для всей системы правоохранительных органов правовой практики содержания ВИЧ-инфицированных в местах предварительного заключения и лишения свободы. Требуется более точное законодательное определение, насколько ВИЧ-инфекция представляет инфекционную и эпидемиологическую опасность. Формирование единого подхода к указанной проблеме, обусловленное научными медицинскими данными, позволит в полной мере ответить на вопрос об актуальности правовых норм, регулирующих на данный момент вопросы содержания ВИЧ-инфицированных в свете соблюдения, как их прав, так и прав других категорий лиц, содержащихся в местах предварительного заключения и лишения свободы. Кроме того, актуализация законодательства и правоприменительной практики позволит оптимизировать расходы государства по содержанию вышеуказанных лиц, избежать обоснованных претензий и жалоб с их стороны в том числе в международные судебные инстанции. Для этого необходимо внести дополнение в ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103 и в п. 18 приказа МВД России от 22.11.2005 г. № 950 приложение в виде перечня инфекционных заболеваний, при которых совместное содержание подозреваемых и обвиняемых не опасно и допустимо в соответствии с требованиями Европейского Суда прав человека.
1. Konstituciya RF: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g.
2. Konvenciya «o zaschite prav cheloveka i osnovnyh svobod» ot 4 noyabrya 1950 goda.
3. «O ratifikacii Konvencii o zaschite prav cheloveka i osnovnyh svobod i Protokolov k ney»: federal'nyy zakon ot 30.03.1998 № 54-FZ.
4. «O soderzhanii pod strazhey podozrevaemyh i obvinyaemyh v sovershenii prestupleniy»: federal'nyy zakon ot 15 iyulya 1995 g. № 103-FZ
5. Ugolovno-ispolnitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (red. Ot 27.06.2011).
6. «O vnesenii izmeneniy i dopolneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federacii, Ugolovno-processual'nyy kodeks RSFSR, Ugolovno-ispolnitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii i drugie zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii»: federal'nyy zakon ot 9 marta 2001 g. № 25-FZ.
7. «O preduprezhdenii rasprostraneniya v Rossiyskoy Federacii zabolevaniya, vyzyvaemogo virusom immunodeficita cheloveka (VICh-infekcii)»: federal'nyy zakon ot 30 marta 1995 g. № 38-FZ.
8. «O primenenii sudami obschey yurisdikcii obschepriznannyh principov i norm mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh dogovorov Rossiyskoy Federacii»: postanovlenie Plenuma Verhovnogo suda Rossiyskoy Federacii ot 10 oktyabrya 2003 g. № 5.
9. Rekomendaciya N R (93) 6 komiteta ministrov soveta Evropy gosudarstvam-chlenam «Otnositel'no penitenciarnyh i kriminologicheskih aspektov bor'by s infekcionnymi zabolevaniyami, v chastnosti SPIDom, i smezhnyh problem zdravoohraneniya v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah»: prinyata Komitetom Ministrov 18 oktyabrya 1993 goda na 500-m zasedanii Predstaviteley Ministrov.
10. «Ob utverzhdenii SP 3.1.5.2826-10 «Profilaktika VICh-infekcii»: postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossiyskoy Federacii ot 11 yanvarya 2011 g. № 1 g. Moskva.
11. «Ob utverzhdenii Pravil provedeniya obyazatel'nogo medicinskogo osvidetel'stvovaniya na vyyavlenie virusa immunodeficita cheloveka (VICh-infekcii)»: postanovleniem Pravitel'stva RF ot 13 oktyabrya 1995 g. № 1017.
12. «Epidemiologicheskiy nadzor za VICh-infekciey»: metodicheskie ukazaniya MU 3.1.3342-16 (utv. Glavnym gosudarstvennym sanitarnym vrachom RF 26 fevralya 2016 g.)
13. «Profilaktika VICh-infekcii»: SanPin - 3.1.5.2826-10 ot 24.03.2011 g.
14. Reshenie Evropeyskogo Suda po pravam cheloveka: Delo «Salmatov» protiv Rossiyskoy Federacii ot 31.07.2008 g zhaloba № 3522/04.
15. Reshenie Evropeyskogo Suda po pravam cheloveka: Delo «Artem'ev» protiv Rossiyskoy Federacii ot 27.05.2010 g., zhaloba № 14146/02.
16. Resheniya Evropeyskogo Suda po pravam cheloveka: Delo «Fefilov» protiv Rossiyskoy Federacii ot 17.07.2018 g., zhaloba № 6587/07.
17. Reshenie Kalininskogo rayonnogo suda g. Tyumeni delo № 2-975-13 ot 28.03.2013 g.
18. Reshenie Verh-Isetskogo rayonnogo suda g. Ekaterinburga Sverdlovskoy oblasti delo № 2-3606/2017 2-3606/2017~M-2726/2017 M-2726/2017ot 14.07.2017 g.,
19. Reshenie Mariinskogo gorodskogo suda delo № 33-13138/2014 ot 28.10.2014 g.
20. Opredelenie Kemerovskogo oblastnogo suda delo № 33-461/2015 ot 20.01.2015 g.
21. Reshenie Moskovskogo gorodskogo suda delo № 33-9726 ot 04.04.2012 g.
22. "Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka izolyatorov vremennogo soderzhaniya podozrevaemyh i obvinyaemyh organov vnutrennih del" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 09.12.2005 N 7246): Prikaz MVD Rossii ot 22.11.2005 № 950 (red. Ot 18.10.2012).