The analysis of the main trends related to descriptive geometry teaching methods in Belarusian engineering education system has been performed in this paper. The traditional structure has been characterized, from whence the need for adjustment the «Descriptive Geometry» section content of «Engineering Graphics» course in accordance with evolving the computer assisted design systems’ trends has been revealed. The organizational and methodological aspects related to descriptive geometry teaching on mechanical engineering faculties with regard to geometric computer simulation as modern design direction have been considered. The curricula change questions are proved, and also the actions for «Descriptive geometry» section teaching technique improvement are offered.
descriptive geometry; engineering graphics; graphic disciplines; teaching methods; educational process computerization.
В настоящее время в системе высшего образования Республики Беларусь наблюдается тенденция перераспределения учебной нагрузки между специальными и общеобразовательными дисциплинами. Под сокращение в ряде случаев подпадают и графические дисциплины, являющиеся основополагающими в процессе подготовки инженера. Недостаток учебных часов является первопричиной многих проблем, возникающих в ходе графической подготовки студентов. Преподаватели начертательной геометрии и инженерной графики зачастую имеют серьезные методические разработки, которые в силу сокращения часов не всегда могут быть использованы на практике. Это обстоятельство приводит к снижению качества графической подготовки студентов [1].
Еще одной из причин снижения качества графической подготовки можно считать тот факт, что школьный предмет «Черчение» в Республике Беларусь изучается один год в девятом классе (один час в неделю). Такой объем часов не позволяет сформировать прочную базу знаний и умений для последующего изучения графических дисциплин в вузе.
Анализ процесса обучения графическим дисциплинам дает возможность выявить и другие причины снижения качества графической подготовки студентов. Например, раздел «Начертательная геометрия» из всей программы курса «Инженерная графика» является наиболее трудным для понимания студентами вследствие следующих факторов:
- изучение раздела «Начертательная геометрия» приходится на первый семестр первого года обучения в университете — период адаптации студентов;
- отсутствие предметов, аналогичных начертательной геометрии, в школе;
- сложность курса начертательной геометрии в комплексе с дефицитом времени на изложение ее материала;
- необходимость осуществления взаимосвязи разделов программы, требующей понимания и удержания в памяти содержания предыдущих разделов;
- трудности, возникающие при мысленном воспроизведении в пространстве объектов, изображенных на плоскости, вследствие недостаточно развитых пространственных представлений у выпускников школ.
Кроме этого, увеличение количества студентов в учебных группах приводит к тому, что преподаватель не имеет возможности осуществить личностно-ориентированный подход к обучению, создавая предпосылки для несамостоятельного выполнения индивидуальных заданий и, как следствие, ухудшению качества графической подготовки студентов. Наличие указанных проблем требует пересмотра структуры и содержания раздела «Начертательная геометрия» в рамках изучения дисциплины «Инженерная графика».
Содержание начертательной геометрии как науки сводится к двум основным вопросам: разработке, обоснованию и исследованию способов построения чертежей пространственных форм на плоскости; изучению способов решения различных позиционных и метрических задач на плоскости при помощи чертежей [2].
Развитие информационных технологий, появление большого количества компьютерных средств выполнения проектных работ позволяет начинать создание объекта не с чертежа, а с виртуальной модели [3].
Следовательно, можно говорить о том, что изменились принципы создания чертежей объектов и чертеж как таковой является лишь следствием, а не первоначальным этапом создания объекта. В то же время учебные планы и программы дисциплины «Инженерная графика» в целом и раздела «Начертатель ная геометрия» в частности ориентированы именно на создание чертежа. Таким образом, возникает противоречие между традиционными подходами в преподавании начертательной геометрии и современными тенденциями проектирования и конструирования.
1. Malakhovskaya V.V. Rol' i mesto graficheskikh distsiplin v podgotovke inzhenerov stroitel'nykh spetsial'nostey. Inzhenernye problemy stroitel'stva i ekspluatatsii sooruzheniy: sb. nauch. trudov. Vyp. 3. - Novopolotsk: UO «PGU», 2011. - S. 184-187.
2. Vinogradov V.N. Nachertatel'naya geometriya: uchebnik. - Minsk: Amalfeya, 2001.
3. Malashenkov C.I., Skokov P.I. K voprosu o neobkhodimosti modernizatsii kursa «Nachertatel'naya geometriya». Vysheyshaya shkola. - 2010. - № 3. - S. 69, 70.
4. Rukavishnikov V.A. Inzhenernoe geometricheskoe modelirovanie kak metodologicheskaya osnova graficheskoy podgotovki v tekhnicheskom vuze: dis. … d-ra ped. nauk. - Kazan', 2004.
5. Vol'khin K.A., Golovnin A.A. Utochnenie zadach graficheskogo obrazovaniya v usloviyakh avtomatizatsii proektnykh rabot. Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tekhnicheskom vuze v usloviyakh FGOS VPO: materialy II Mezhdunar. internet-konf. fevral'-mart 2011 g. [Elektronnyy resurs] URL: http://dgng.pstu.ru/conf2011/papers/15/ (data obrashcheniya 22.10.2012).
6. Bazenkov T.N., Vinnik N.S. Rol' i mesto graficheskikh paketov v kurse «Nachertatel'naya geometriya i inzhenernaya grafika». Obrazovatel'nye tekhnologii v prepodavanii graficheskikh distsiplin: materialy IV Respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Brest: UO «Brestskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet», 2011. - S. 3-5.
7. Kamanin L.N. O prepodavanii nachertatel'noy geometrii i inzhenernoy grafiki v vek informatsionnykh tekhnologiy. 2005 g. [Elektronnyy resurs] URL: http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article95.htm (data obrashcheniya 2.09.2012).
8. Zelenyy P.V., Franskevich I.V. Rol' nachertatel'noy geometrii v graficheskoy podgotovke inzhenera. Obrazovatel'nye tekhnologii v prepodavanii graficheskikh distsiplin: materialy II Resp. nauch.-prakt. konferentsii. - Brest: BRGTU, 2007. - S. 26, 27.
9. Rukavishnikov V.A. Geometro-graficheskaya podgotovka inzhenera: vremya reform. Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2008. - № 5. - S. 132-136.
10. Botvinnikov A.D., Vinogradov V.N., Vyshnepol'skiy I.S. Metodicheskoe posobie po chercheniyu: K uchebniku A.D. Botvinnikova i dr. «Cherchenie. 7-8 klassy». - M.: AST: Astrel', 2011.
11. Inzhenernaya grafika: tipovaya uchebnaya programma dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy: utv. Ministerstvom obrazovaniya Respubliki Belarus' 26.02.2011. Registratsionnyy № TD-1.710/tip. Minsk, 2011.