Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper is concerns problems of professionalization HR-experts in USA. Information on structure of professional organizations in the ­ eld of HR practices and ways to outreach HR-experts are described. Of special interest is the assessment of HR-experts performance, undertaken on the basis of Friedson’s model. Of interest is also description of methods, HR-experts currently use to assess their own performance and speci­ cs of professional training. As the authors show, the need for entry control to the profession in terms of certi­ cation or acquiring higher education I relatively weak. The very fact of low entry barrier for HR practices may relate to low recognition of signi­ cance of HR-activities by public and business community. Despite the claims of the US HR-experts that they enjoy some autonomy of operation, in fact they tend to consider their work as being intrinsically controllable by their professional organization.

Keywords:
HR experts, USA, HR-organizations, Friedson’s model, public recognition, speci­ cs of professional training.
Text

Проблемы профессионализма, освоения профессии становятся все более актуальными в России. Люди часто сталкиваются с тем, что товары и услуги не соответствуют, казалось бы, очевидным требованиям. В отечественной медицине, например, такое положение проявляется весьма ярко. Известны случаи, когда медики ставят удивительные диагнозы (например, стоматологи забывают части своего инструментария в деснах пациента, провоцируют навязывание необязательных операций, если это выгодно, и т.п.). Можно приводить примеры и из других областей деятельности, и их немало.

Все это ставит вопросы о том, что есть профессионализм, какие к нему требования, и, может быть, мы наблюдаем тенденции к депрофессионализации.

Можно предположить, что в так называемых развитых странах проблемы депрофессионализации нет. Тем не менее американские специалисты считают, что в их стране в настоящее время общество стоит перед необходимостью решения важных социальных проблем, в том числе и перед проблемой оказания основных гуманитарных услуг. В каждой области оказания услуг населению (социальная работа, образование, судопроизводство, здравоохранение) наблюдается кризис доверия к деятельности в них. Работа в этих областях сопровождается неудачами в выполнении своих миссий (смягчение ситуации материальной нужды, воспитание подрастающего поколения, исправление криминальной ситуации и лечение населения). Малоимущие, студенты, преступники и их жертвы, больные – все выражают свое недовольство недостатком ответственности в работе в этих сферах. И это недовольство случается в то время, когда оказание гуманитарных услуг собирает большие деньги и привлекает большой объем рабочей силы.

Очевидность кризиса такого рода в США стала очевидной в середине прошлого века. С тех пор много было сделано для того, чтобы выяснить, что же делать с этим кризисом. В каждой сфере оказания гуманитарных услуг есть свои исследовательские традиции, но в течение 60-х гг. прошлого столетия каждая из этих сфер приложила немало усилий для того, чтобы мобилизовать и использовать методы такой относительно новой дисциплины, как социология. Теперь некогда малопонятные сегменты социологии указанных областей развились и обрели силу. Однако при приложении этих сегментов социологии к задачам исследования по оказанию гуманитарных услуг надо было выбирать одну из двух стратегий: или стараться не потерять всех деталей оказания гуманитарных услуг и концентрироваться на их анализе с позиций социологии, или выйти за пределы системы оказания гуманитарных услуг и попытаться обрисовать эту систему с позиций критического анализа, рассматривая ее базисные положения. Основоположником второго пути развития являлся Элиот Фридзон.

References

1. Claus L., Collison J. 2004. Chapter 2. Management in firms and organizations. HR Professionalism: Perceptions of US HR Practitioners. Problems and Perspectives in Management, 4/2004 111-124.

2. Dictionary of Occupational Titles (4th Ed.), 1991. U.S. Department of Labor, www.oalj.dol.ov

3. Freidson E. 1986. Professional Powers: A Study of the Institutionalization of Formal Knowledge. Chicago: The University of Chicago Press.

4. Freidson E. 2001. Professionalism: The Third Logic. Chicago: The University of Chicago Press.

5. Rynes S.L., Colbert A.E., & Brown K.G. 2002. HR professionals’ beliefs about effective human resource practices: Correspondence between research and practice. Human Resource Management 41(2): 149-174.

6. The SHRM Learning System. 2003. Module 1: Management Practices. Alexandria, VA: Society for Human Resource Management.

7. Wiley C. 2000. Ethical standards for human resource professionals: A comparative analysis of five major codes. Journal of Business Ethics 25(2):93-114.

8. Pakhomov A.P., Zhil´tsov V.A. Professionalizm ideal´nogo tipa v rabotakh Eliota Fridzona. Professional´noe obrazovanie i rynok truda. 2013. № 3. Oktyabr´.

9. Zhil´tsov V.A. Mekhanizmy sopostavleniya programm obucheniya i kvalifikatsiy. Direktor SSUZa. 2014. № 8. Oktyabr´.

10. Pakhomov A.P. Zarubezhnyy opyt ispol´zovaniya psikhologicheskogo kontrakta / Sbornik materialov III Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sotsial´no orientirovannoe upravlenie v usloviyakh globalizatsii». M.: RUDN. S. 241-260.

Login or Create
* Forgot password?