The article delivers author´s opinion on the problem of changing the approaches to a modern lesson according to the framework of the Federal state educational standard of the primary general education (fses pge) of the second generation. New structural components of a lesson and ways of realization of activity approach are offered to discussion.
lesson, universal educational actions, developmental training, requirements of the Federal state educational standard of the primary general education.
Научно-педагогическая деятельность учителя, без сомнений, является эффективным способом развития его творческого потенциала. Ищущий педагог воспроизводит методику не ради формального копирования, а использует ее с учетом условий, своего опыта и достижений детей, что дает ему возможность открывать новые формы, методы и виды учебной работы. Таким образом, происходит движение от творческой репродукции к применению элементов новаторских методик и технологий, а затем — исследованию педагогических проблем.
Многие ученые-педагоги (В.А. Сухомлинский, Б.М. Бим-Бад, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв и др.) считали, что труд педагога как настоящая творческая деятельность близок к научному исследованию, так как включает анализ полученных результатов, умение предвидеть и предотвращать трудности и неудачи. Одной из особенностей педагогического творчества является возможность выхода за пределы привычных способов решения задач, стереотипного видения педагогических проблем. Нестандартное педагогическое мышление подталкивает учителя к реализации разных творческих решений (интуитивных, ассоциативных, пробных), которые, в свою очередь, помогают ему преодолевать стереотипы восприятия и психологические барьеры, препятствующие принятию новых ценностей.
ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?
Новый подход к образованию отражается в современных представлениях об уроке. Можно выделить несколько качеств современного урока:
- организация учителем деятельности учащихся по открытию научного знания, которая превращает учебный процесс в личностно значимый для каждого школьника;
- использование деятельностных методов и приемов освоения знаний — дети участвуют в учебной дискуссии, диалоге, видеообсуждении, деловых и ролевых играх, обсуждают проблемные вопросы, осуществляют «мозговой штурм» и т.д.
- подход с позиции развивающего обучения, которое обеспечивает индивидуальное продвижение ученика, его активную роль в учебной деятельности.
1. Vinogradova N.F. Kakim dolzhen byt´ protsess obucheniya v sovremennoy nachal´noy shkole [What should be the process of learning in the modern primary school]. Nachal’naya shkola [Elementary School]. Moscow, Pervoe sentyabrya Publ., 2014, I. 9-11.
2. 3. Gin A.A. Priemy pedagogicheskoy tekhniki: Svoboda vybora. Otkrytost’. Deyatel’nost’. Obratnaya svyaz’. Ideal’nost’ [Methods of teaching techniques: Freedom of choice. Openness. Activities. Feedback. Perfect: a manual for teachers]. Moscow, Vita-Press Publ., 2013.
3. 2. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [The theory of developmental education]. Moscow, Intor Publ., 1996.
4. Tikhomirova O.V., Borodkina N.V., Solov’ev Ya.S. Proektno-issledovatel’skaya deyatel’nost’ doshkol’nikov i mladshikh shkol’nikov kak instrument realizatsii FGOS [Design and research activities of preschool and primary school children as a tool for the implementation of the Federal State Educational Standard]. Yaroslavl’, 2014.
5. Shadrikov V.D. Deyatel’nost’ i sposobnosti [Activities and abilities]. Moscow, Logos Publ., 1994.
6. El’konin B.D. Psikhologiya razvitiya [Developmental Psychology]. Moscow, Publishing House «Akademiya», 2008.
7. Yakimanskaya I.S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoy shkole [Personally oriented training in the modern school]. Moscow, Sentyabr’ Publ., 2000.