В статье излагается авторский взгляд на проблему изменения подходов к современному уроку в условиях работы по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Предлагаются к обсуждению новые структурные компоненты урока и способы реализации деятельностного подхода.
урок, универсальные учебные действия, развивающее обучение, требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Научно-педагогическая деятельность учителя, без сомнений, является эффективным способом развития его творческого потенциала. Ищущий педагог воспроизводит методику не ради формального копирования, а использует ее с учетом условий, своего опыта и достижений детей, что дает ему возможность открывать новые формы, методы и виды учебной работы. Таким образом, происходит движение от творческой репродукции к применению элементов новаторских методик и технологий, а затем — исследованию педагогических проблем.
Многие ученые-педагоги (В.А. Сухомлинский, Б.М. Бим-Бад, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв и др.) считали, что труд педагога как настоящая творческая деятельность близок к научному исследованию, так как включает анализ полученных результатов, умение предвидеть и предотвращать трудности и неудачи. Одной из особенностей педагогического творчества является возможность выхода за пределы привычных способов решения задач, стереотипного видения педагогических проблем. Нестандартное педагогическое мышление подталкивает учителя к реализации разных творческих решений (интуитивных, ассоциативных, пробных), которые, в свою очередь, помогают ему преодолевать стереотипы восприятия и психологические барьеры, препятствующие принятию новых ценностей.
ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?
Новый подход к образованию отражается в современных представлениях об уроке. Можно выделить несколько качеств современного урока:
- организация учителем деятельности учащихся по открытию научного знания, которая превращает учебный процесс в личностно значимый для каждого школьника;
- использование деятельностных методов и приемов освоения знаний — дети участвуют в учебной дискуссии, диалоге, видеообсуждении, деловых и ролевых играх, обсуждают проблемные вопросы, осуществляют «мозговой штурм» и т.д.
- подход с позиции развивающего обучения, которое обеспечивает индивидуальное продвижение ученика, его активную роль в учебной деятельности.
1. Виноградова Н.Ф. Каким должен быть процесс обучения в современной начальной школе // Начальная школа. - М.: Первое сентября, 2014, № 9-11.
2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2013.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
4. Тихомирова О.В., Бородкина Н.В., Соловьёв Я.С. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС. - Ярославль, 2014.
5. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994.
6. Эльконин Б.Д. Психология развития: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
7. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.