St. Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation
The thematic issue of the magazine is devoted to the problems of politicization of socially significant topics in the media space and ultimately touched on a very wide and diverse range of issues, which, nevertheless, revolve around the role of the media and social media in modern politics. In this context, politicization is interpreted as the process of involving non-political issues in political communication. That is why the choice of political problems discussed in the media can reveal the essence of the political regime in a particular country, reveal the adequacy of political institutions to the needs of society and assess the effectiveness of political governance. Most of the articles are in the nature of empirical research, which investigate important problems of modern political communications in Russia and abroad. The range of research methods is also very extensive and includes polls, questionnaires, focus groups, content analysis, discourse analysis, case studies, etc. Following the problem of "politicization", among the most important concepts are the ideas of "media literacy", “network leadership”, “political mobilization”, “personification of politics”, “corporate citizenship”, etc. Research shows that social media has become an important factor in the politicization of socially significant topics. This thematic issue is aimed at specialists in the field of applied political science and political communication.
politization, political PR, public relations, political communication, mass media, political advertisement, social media
Текущий номер журнала «Журнал политических исследований» посвящен актуальным проблемам политизации социально значимых тем в современном медиапространстве. Собственно все статьи тематического выпуска стали развитием докладов, сделанных во время работы одноименной секции в рамках ежегодного форума «Медиа в современном мире. Петербургские чтения» (1 июля 2021 г.). Собранные в номере статьи сложно сгруппировать в отдельные блоки, но все они так или иначе связаны с ролью СМИ и социальных медиа в современной политике. Политизация в этом контексте интерпретируется как процесс вовлечения неполитических проблем в политическую коммуникацию.
Как справедливо отмечает М.В. Данилов, сущность феномена политизации заключается в привнесении «в процедурные аспекты политики некоего содержательного контента. Политизация наполняет рутинные политические процедуры, такие как партийные съезды, выборы, политическую конкуренцию, реальным содержанием» [6]. Тогда как объектами политизации могут выступать самые разные области общественной жизни: экономические проблемы, конфессиональные отношения, вопросы этнической принадлежности, военные конфликты и т.п. В отечественной специальной литературе очень большое внимание уделяется, в первую очередь, проблеме политизации этничности, особенно в связи с процессами на постсоветском пространстве [4]. Набор обсуждаемых в СМИ политических проблем способен многое (если не все) сказать о политическом режиме в конкретной стране, адекватности политических институтов запросам общества и эффективности политического управления.
В данном номере внимание исследователей было сфокусировано на политизации социально значимых тем в СМИ и социальных медиа. Разумеется, СМИ и социальные медиа в процессах политизации, чаще всего, выступают в качестве субъектов, выполняя, в зависимости от конфигурации политической системы, конструктивную или деструктивную роль [7]. При этом, сами СМИ и социальные медиа могут стать объектами политизации в условиях актуализации принципов регулирования их деятельности.
Исследования тематического номера фокусируются преимущественно на прикладных аспектах политизации за исключением первых двух статей, которые направлены на выявление и разработку фундаментальных теорий функционирования современной медиасферы. В первой статье поднимается проблема медиаграмотности, которая, согласно выводам авторов, значительно лучше «объясняет медиаэффекты и политическое поведение, чем социально-демографический профиль респондентов» [3]. В следующей статье номера В.А. Ачкасова и Ю.А. Добровольская исследуют феномен сетевого лидерства, который в широких кругах получил известность под именем «инфлюэнсеров» [2].
Очень актуальной проблемой в последние годы стала политизация молодежи в протестную деятельность через социальные медиа. В статье А.Ю. Гарбузняк приводятся свежие данные об онлайн-поведении участников протестов января и апреля 2021 г., включая уникальные факты об использовании социальной сети Tik-Tok [5]. Большой уникальностью исследованных данных отличается также и статья Л.В. Шарахиной, в которой исследуется реакция крупнейших корпораций России на кризис, связанный с развитием пандемии коронавируса COVID-19 [11]. В статье А.И. Рафикова политизация социально значимых тем анализируется на материалах рекламных коммуникаций из ряда предвыборной агитации [9]. Ю.Д. Ахмедова изучает проблему персонификации современной политической коммуникации на примере прошедших в сентябре 2021 г. выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга [1]. Наконец, в единственной работе с международным акцентом Д.А. Сорокин исследует причины и механизмы политизации спора о существовании македонского языка, что указывает на развитие исследуемых явлений в международных отношениях [10]. Статья А.О. Зиновьева обращается к весьма важной проблеме революционной политизации, которая в рамках контекста кризиса государственного управления превращается в феномен «революционного невроза» [8].
Перечисленный круг исследований подтверждает идею о том, что содержанием политизированной коммуникации может стать широчайший круг вопросов: от пандемии до национального языка. Коммуникативные инструменты и приемы также весьма разнообразны, хотя в последние годы наметился очевидный тренд к тотальной цифровизации.
1. Ahmedova Ju.D. Personifikacija sovremennoj politicheskoj kommunikacii [Personification of modern political communication] Zhurnal politicheskih issledovanij [Journal of Politic Research]. 2021, V. 5, I. 4.
2. Achkasova V.A., Dobrovol'skaja Ju.A. Setevoe liderstvo: k voprosu o mehanizme politicheskoj mobilizacii [Network Leadership: Towards the Question of the Mechanism of Political Mobilization] Zhurnal politicheskih issledovanij [Journal of Politic Research]. 2021, V. 5, I. 4.
3. Bykov I.A., Medvedeva M.A. Znachenie mediagramotnosti dlja politicheskoj kommunikacii v Rossii [The importance of media literacy for political communication in Russia] Zhurnal politicheskih issledovanij [Journal of Politic Research]. 2021, V. 5, I. 4.
4. Volkogonova O.D., Polunov A.Ju. Politizacija jetnichnosti v sovremennoj Ukraine: russkaja diaspora i mezhnacional'nye otnoshenija v Krymu [The politicization of ethnicity in modern Ukraine: the Russian diaspora and interethnic relations in the Crimea] Rossija i sovremennyj mir [Russia and Modern World]. 2008, I. 2, pp. 144-163.
5. Garbuznjak A.Ju. Onlajn-povedenie pol'zovatelej novyh media v preddverii massovyh ulichnyh protestov v Rossii v janvare i aprele 2021 goda [Online behavior of new media users on the eve of massive street protests in Russia in January and April 2021] Zhurnal politicheskih issledovanij [Journal of Politic Research]. 2021, V. 5, I. 4.
6. Danilov M.V. Javlenie «politizacii» v sovremennom obshhestve: postanovka issledovatel'skoj problemy [The phenomenon of "politicization" in modern society: formulation of a research problem] Izvestija Saratovskogo universiteta. Serija «Sociologija. Politologija» [Bulletin of the Saratov University. Series «Sociology. Political Science «], 2009, I. 1, pp. 92-96.
7. Evdokimov V. A. Rol' sredstv massovoj informacii v politizacii social'nogo konflikta [The role of the media in the politicization of social conflict]. Diss… doktora politicheskih nauk. Ekaterinburg, 2007. 270 p.
8. Zinov'ev A.O. Fenomen revoljucionnoj politizacii i kommunikacionnaja racional'nost' gosudarstva [The phenomenon of revolutionary politicization and the state communicative rationality]. Zhurnal politicheskih issledovanij [Journal of Politic Research]. 2021, V. 5, I. 4.
9. Rafikov A.I. Politizacija social'no znachimyh tem v reklamnyh kommunikacijah [Politicization of socially significant topics in advertising communications] Zhurnal politicheskih issledovanij [Journal of Politic Research]. 2021, V. 5, I. 4.
10. Sorokin D.A. Makedonskij jazyk kak objekt mezhgosudarstvennogo spora [The Macedonian language as an object of interstate dispute] Zhurnal politicheskih issledovanij [Journal of Politic Research]. 2021, V. 5, I. 4.
11. Sharahina L.V. Korporacija-grazhdanin v politicheskom diskurse v uslovijah pandemii [The corporation-citizen in political discourse in a pandemic] Zhurnal politicheskih issledovanij [Journal of Politic Research]. 2021, V. 5, I. 4.