Philosophical meanings and psychological interpretations of teenagers’ personal self-development processes are investigated, ways to identify psychological and pedagogical rationale for activation of this process are outlined.
personality development, personal self-development, educational process.
Главное требование к современному образованию состоит в его гуманистической направленности. Оно должно рассматривать человека как основную ценность, быть ориентированным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из задач образования – обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности.
На современном этапе развития общества образование является той ключевой сферой, от которой зависит главное – формирование личности свободного человека, живущего в свободном демократическом обществе, способного самостоятельно и сознательно строить свою собственную жизнь. В последнее время стало совершенно ясно, что традиционная система воспитания в школе не решает эту проблему. Поворот от массового валового обучения и воспитания к индивидуальному, развитие творческих способностей с опорой на активность самой личности, признание самоценности самой личности, ее активности в собственном саморазвитии – таковы основные акценты в перестройке общеобразовательной школы. Однако индивидуализировать обучение, развить творческий потенциал каждого обучающегося оказалось для средней школы непосильной практической задачей.
1. Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti [Psychology of Personality]. Moscow, MGU Publ., 1990.
2. Berdyaev N.A. Samopoznanie: Opyt filos. avtobiogr. [Self-knowledge: Experience Philosophy autobiographic]. Moscow, Mysl´ Publ., 1991.
3. Berns E. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Development I -Concept and training]. Moscow, Progress, 1986.
4. Bodalev A.A. Vospriyatie cheloveka chelovekom [Human perception chelovekom]. Leningrad, Leningrad University Publ., 1965.
5. Bozhovich L.I. Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze [Stages of formation of personality in ontogenesis]. Voprosy psikhologii [Questions psihologii]. 1978, i. 4.
6. Vygotskiy L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: Psikhologicheskiy ocherk [Imagination and creativity in childhood: Psychological Essay]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991.
7. Gazman O.S., Ivanov A.V. Soderzhanie deyatel´nosti i opyt raboty osvobozhdennogo klassnogo rukovoditelya (vospitatelya) [The content of activities and experience excepted class teacher (teacher)]. Moscow, 1992.
8. Kulikova L.N. Vospitat´ sebya [Educate sebya]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991.
9. Leont´ev A.N. Deyatel´nost´. Soznanie. Lichnost´ [Activities. Consciousness. Lichnost]. Moscow, Politizdat Publ., 1975.
10. Mamardashvili M. Kak ya ponimayu filosofiyu [As I understand the philosophy]. Moscow, 1992.
11. Slobodchikov V.I. Psikhologicheskie problemy stanovleniya vnutrennego mira cheloveka [Psychological problems of formation of the inner world of man]. Voprosy psikhologii [Questions psihologii]. 1996, i. 6.
12. Fel´dshteyn D.I. Psikhologiya razvitiya lichnosti v ontogeneze [Psychology of personality development in ontogenesis]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989.
13. Tsukerman G.A. Psikhologiya samorazvitiya [Psychology of selfdevelopment]. Moscow, Interpraks Publ., 1994.
14. Sharonin Yu.V. Psikhol.-pedag. osnovy formirovaniya kachestv tvorcheskoy lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya (sinergeticheskiy podkhod) [Psychology and Education basis for the formation of a creative personality qualities in continuing education (synergetic approach)]. Moscow, MGIU Publ., 1998.