EXPERIENCE OF INITIATIVE BUDGETING AS A FORM OF INTERACTION OF LOCAL GOVERNMENT BODIES WITH THE POPULATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
On 1 January, 2021 amendments to the Budget Code of the Russian Federation and the Federal Law of 6 October, 2003 No. 131-FL «General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation» came into force. The aim of the study is to consider the accumulation of practical experience in involving the population in solving issues of improvement at the municipal level as the basis for the formation of civil society and the creation of a legal basis for the application of proactive budgeting mechanisms at the federal and local levels. The article focuses on the issues of initiative budgeting, which makes it possible to ensure the participation of citizens in the budget process, involves taking into account the proposals of citizens when sending funds to solve problems relevant to a particular territory. All this is ultimately designed to increase the efficiency and transparency of spending budget funds, to ensure that the needs and wishes of residents are taken into account, which in turn provides an incentive for the development of civil society institutions, increases the accountability of the authorities to the population, promotes the development of communication and the establishment of "feedback" between the population and power. Initiative budgeting makes it possible to ensure the participation of citizens in the budget process, involves taking into account the proposals of citizens when allocating funds to solve problems that are relevant for a particular territory. The authors summarized the existing practice of the process of applying initiative budgeting in several municipalities of the Tambov region. All this is ultimately designed to increase the efficiency and transparency of spending budget funds, to ensure that the needs and wishes of residents are taken into account, which in turn provides an incentive for the development of civil society institutions, increases the accountability of the authorities to the population, promotes the development of communication and the establishment of "feedback" between the population and power.

Keywords:
proactive budgeting, improvement, civil society, budget, local government, public control
Text

Введение

Вовлечение населения в процесс социально-экономического развития территорий от момента определения приоритетных задач до участия в их реализации, организации контроля и последующего сохранения и развития полученных результатов – одна из задач развития гражданского общества. В сознании и поведении граждан должен произойти переход от позиции пассивного наблюдателя и критика к роли заинтересованного активного участника. По оценкам Министерства финансов Российской Федерации, в 2020 году 175 практик инициативного бюджетирования реализовывались на уровне муниципалитетов, при этом данные проекты в качестве финансовой составляющей включали только средства муниципального бюджета и внебюджетное софинансирование со стороны граждан и юридических лиц [3]. Реализация практик инициативного бюджетирования позволяет не только простимулировать гражданскую активность жителей, но и повысить эффективность и прозрачность бюджетного процесса на местах, давая возможность направить имеющиеся ограниченные средства местных бюджетов на решение актуальных проблем с учетом мнения различных групп населения. Кроме этого, вовлечение граждан в решение вопросов распределения финансовых потоков, а также привлечение для решения актуальных вопросов на местах средств самих жителей в итоге формирует чувство сопричастности и ответственности у граждан. Это определяет актуальность выбранной темы на современном этапе развития местного самоуправления.

Целью исследования является рассмотрение вопросов накопления практического опыта вовлечения населения в решение вопросов благоустройства на уровне муниципалитетов в качестве основ формирования гражданского общества и создания правовых основ для применения механизмов инициативного бюджетирования на федеральном и местном уровне. 

Предметом исследования выступают механизмы развития гражданского общества путем включения жителей в решение актуальных вопросов местных сообществ.  

Объект исследования – анализ практик инициативного бюджетирования на примере муниципалитетов Тамбовской области.

В современной отечественной и зарубежной научной литературе накоплен некоторый опыт изучения данной темы. Более чем 30-летняя практика реализации инициативного (партисипаторного) бюджетирования за рубежом предоставляет широкую базу для изучения и возможной экстраполяции в отечественную среду для создания, по словам В. Вагина, «понятных непрофессионалам материалов о бюджетной проблематике» [2]. Анализ реализации практик инициативного бюджетирования в разных странах в последнее время дополняется изучением вовлечения в этот процесс различных групп населения, детей, молодежи, некоммерческих объединений и т.д., а также изучением динамики роста институциональных и территориальных масштабов участия. Стоит отметить, что анализ накопленного опыта демонстрирует многообразие имеющихся подходов, форм и методов вовлечения населения в процессы принятия решений на уровне местного управления [15].

Одной из важнейших целей партисипаторного бюджетирования зарубежные исследователи называют сочетание процессов прямой и представительной демократии, когда участие населения не ограничивается только голосованием на выборах исполнительной и законодательной власти, но расширяется до участия в совместном принятии решений о расходовании средств бюджета, что делает гражданина «постоянным действующим лицом государственного управления» [14].

References

1. 50 voprosov ob iniciativnom byudzhetirovanii / V.V. Vagin, K.V. Pominova, N.V. Gavrilova [i dr.]. - M.: Filin', 2018. - 86 s. - ISBN 978-5-9216-0605-0.

2. Vagin, V. V. Iniciativnoe byudzhetirovanie: mezhdunarodnyy kontekst rossiyskoy versii / V.V. Vagin, N.V. Gavrilova, N.A. Shapovalova // Nauchno-issledovatel'skiy finansovyy institut. Finansovyy zhurnal. - 2015. - № 3(25). - S. 117-122.

3. Doklad o luchshih praktikah razvitiya iniciativnogo byudzhetirovaniya v sub'ektah Rossiyskoy Federacii i municipal'nyh obrazovaniya. - URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/Doklad_o_luchshikh_praktikakh_initsiativnogo_budzhetirovaniya_2021.pdf

4. Ivanova, E.Yu. Strategiya dolgosrochnogo razvitiya goroda Tambova: zamysel i realizaciya / E.Yu. Ivanova // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. - 2012. - № 11 (45). - S. 103-108.

5. Iniciativnoe byudzhetirovanie. Proekt NIFI Minfina Rossii - baza praktik grazhdanskih iniciativ po resheniyu voprosov mestnogo znacheniya pri neposredstvennom uchastii grazhdan. - URL: https://budget4me.ru/about.php

6. Iniciativnoe byudzhetirovanie. Rossiyskiy opyt v oblasti uchastiya grazhdan v reshenii voprosov mestnogo znacheniya / I.E. Shul'ga, V.V. Vagin, G.N. Hachatryan [i dr.]. - M.: «Aleks», 2017. - 124 s. - ISBN 978-5-9618-0089-0

7. Kolesnik, E.A. Iniciativnoe byudzhetirovanie kak faktor razvitiya mestnyh soobschestv // Vestnik ChelGU. 2017. №5 (401). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/initsiativnoe-byudzhetirovanie-kak-faktor-razvitiya-mestnyh-soobschestv

8. Moskovskiy finansovyy forum - 2021. - URL: https://mff.minfin.ru/archive/2021/initsiativnoe-byudzhetirovanie-kak-forma-dialoga-vlasti-i-naseleniya/?filter=MATERIALS

9. Oficial'nyy sayt administracii goroda Uvarovo Tambovskoy oblasti. - URL: https://g58.tmbreg.ru/bjudzhetnyj-prognoz.html

10. Reshenie Tambovskoy gorodskoy Dumy №308 ot 27.10.2021 «O Polozhenii «O Poryadke opredeleniya chasti territorii gorodskogo okruga - gorod Tambov, na kotoroy mogut realizovyvat'sya iniciativnye proekty, poryadke vydvizheniya, vneseniya, obsuzhdeniya, rassmotreniya iniciativnyh proektov, provedeniya ih konkursnogo otbora, poryadke formirovaniya i deyatel'nosti kollegial'nogo organa (komissii) po provedeniyu konkursnogo otbora iniciativnyh proektov, poryadke rascheta i vozvrata summ iniciativnyh platezhey, podlezhaschih vozvratu licam (v tom chisle organizaciyam), osuschestvivshim ih perechislenie v mestnyy byudzhet» // Elektronnyy fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov. - URL: https://docs.cntd.ru/document/561511006

11. Turchak A. «Edinaya Rossiya» vnesla v Gosdumu zakonoproekt o «narodnom» byudzhetirovanii. - URL: https://er.ru/activity/news/turchak-edinaya-rossiya-vnesla-v-gosdumu-zakonoproekt-o-narodnom-byudzhetirovanii_190209

12. Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «Ob obschih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federacii» ot 20.07.2020 №236-FZ (poslednyaya redakciya) // SPS Konsul'tantPlyus. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357767/

13. Fedosov, V.A. Obschestvennoe uchastie v byudzhetnom processe: zarubezhnyy opyt i rossiyskaya praktika / V.A. Fedosov. - SPb.: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet, 2017. - 143 s. - ISBN 978-5-7310-3966-6

14. 72 Frequently Asked Questions about Participatory Budgeting. Urban Governance Toolkit Series. UN Habitat, 2010. - URL: https://scarp.ubc.ca/sites/scarp.ubc.ca/files/72%20questions%20asked%20about%20participatory%20budgeting.pdf

15. Dias, N. (ed.). Hope for democracy: 30 years of participatory budgeting worldwide. 2018. 635 p. - URL: https://npms.cfh.ufsc.br/files/2018/09/hope_for_democracy_-_digital.pdf


Login or Create
* Forgot password?