Preconditions of development of Bologna arrangements on creation of uniform educational space, their main objectives and realization directions are briefl y stated in this article. The main attention is paid to the analysis of impact mechanisms on mobility increasing of students and teachers of higher educational institutions as important element of all-European educational space formation.The special place is allocated for defi nition of Russia’s role in the global market of educational services, for identifi cation of the most signifi cant problems of Russian education which reduce its competitiveness in the international market, and for development of scientifi c and practical recommendations on optimization of intellectual migration regulation system in the Russian Federation.
Bologna process, Common Education Space, intellectual migration, internationalization of training programs, international cooperation program.
Тенденции в подготовке профессиональных кадров в условиях глобального рынка
С развитием процессов глобализации, интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием возникла новая цель — подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся
условиях глобального рынка. Осознавая новые вызовы, представители 29 стран1 Евросоюза в 1999 г. подписали конвенцию о создании «единого образовательного пространства», и эта договоренность была зафиксирована в виде Болонской декларации. Согласно данному документу, к 2010 г. вся Западная Европа должна сформировать единую систему высшей школы, предусматривающую свободную миграцию студентов в Европе. В 2011 г. участниками Болонского процесса стали 47 стран и Европейская комиссия [7].
Россия подключилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. Вступление Российской Федерации в Болонский процесс можно расценивать как шаг в сторону соотнесения наших стандартов с общеевропейскими и придания нового импульса модернизации высшего профессионального образования. С этого времени российские вузы получили дополнительные возможности участвовать в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студенты и преподаватели высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.
Основными целями Болонской декларации стали: сравнимость и признание дипломов и квалификаций, обеспечение мобильности студентов и персонала, рост автономии и конкурентоспособности европейских вузов за счет интеграции интеллектуального потенциала. Огромное значение в рамках Болонского процесса придается содействию мобильности студентов и преподавателей — важному элементу формирования общеевропейского образовательного пространства. Это предполагает интенсификацию миграционных процессов в период обучения и на стадии трудоустройства после получения высшего образования, а также в создании единого европейского рынка труда.
В болонских документах перечислены принципы и методы достижения этих целей, ориентированные на формирование самой эффективной в мире системы «опережающего» образования. Получение европейского образования должно
стать надежной основой непрерывного развития личности и повышения его конкурентоспособности на международном рынке труда. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.
Что касается такой важной формы интернационализации высшего образования, как выезд определенного их числа для обучения за границу, следует отметить, что явление это не новое и в большинство европейских стран уже многие годы постоянно приезжают студенты из бывших колоний.
По данным ЮНЕСКО, за последние 25 лет уровень международной мобильности студентов вырос на 300%. По мнению экспертов, число студентов, обучающихся за рубежом, к 2025 г. составит 4,9 млн, а в 2010 г. их насчитывалось около 2,8 млн человек [8].
__________________
1 Сегодня Конвенцию о взаимном признании дипломов, аттестатов и свидетельств об образовании (включая среднее) подписали более 50 стран, в том числе все страны — члены Совета Европы, а также Канада, Австралия и государства, входящие в СНГ.
1. Bolonskiy protsess: narastayushchaya dinamika i mnogoobrazie (Dokumenty mezhdunarodnykh forumov i mneniy evropeyskikh ekspertov) / Pod red. V.I. Baydenko. - M., 2002.
2. Bolonskiy protsess: problemy i perspektivy / Pod red. M.M. Lebedevoy. - M.: Orgservis-2000, 2006.
3. Galushkina M. Eksport obrazovaniya. Ekspert. - 2004. - № 28.
4. Kutsenko V.V. Faktory, vliyayushchie na professional'nuyu migratsiyu rossiyskikh uchenykh. Problemy migratsii naseleniya v usloviyakh finansovo-ekonomicheskogo krizisa: Materialy studencheskoy konferentsii. - M.: Gosudarstvennyy universitet upravleniya, 2009.
5. Kutsenko T.I., Kutsenko V.V. Intellektual'naya migratsiya v sovremennoy Rossii: Monografiya. - M.: Izd-vo «Sputnik+», 2011.
6. Trukhina Ya.A. Strany Yuzhnoy Evropy - novoe napravlenie trudovoy migratsii iz Rossii. Informatsionnospravochnyy material po proektu «Ogranichenie nelegal'noy trudovoy migratsii iz Rossii v Evropu. - M.: UMTs «Bolshevo», 2004.
7. The Official Bologna Process website 2010-2012.
8. . URL: http://www.marketologi.ru/lib/saginova/inter_vuz2.html
9. Ofitsial'nyy sayt predstavitel'stva DAAD v Rossii. URL: http://www.daad.ru/daad_2009.pdf