from 01.01.2022 to 01.01.2022
Nukus, Uzbekistan
The article discusses the organizational and legal aspects of electronic legal proceedings in Uzbekistan in the context of the implementation of the Strategy "Digital Uzbekistan -30" and the Comprehensive Program for the development of the national information and Communication System of the Republic of Uzbekistan. Based on the analysis of the current state of electronic legal proceedings in Uzbekistan, the author identifies a number of problems, without solving which it cannot develop effectively.
electronic court proceedings, digitalization, telecommunication infrastructure, digital literacy, judicial authorities, interactive services
Введение
В своем самом простом толковании термин «цифровизация общества» подразумевает широкое внедрение результатов инновационного, научно-технического развития во все сферы жизнедеятельности общества. В современных условиях перемещения значительного большинства видов коммуникации в цифровую среду (киберпространство) отрасль права, несмотря на консервативность своей сути, также цифровизируется путем правового регулирования общественных отношений, применяя самые современные достижения научно-технического прогресса.
Объявляя 2020 год «Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики», Президент Шавкат Мирзиёев сделал особый акцент на важности научного и технологического развития. Он отметил, что «для устойчивого развития мы должны глубоко освоить цифровые знания и информационные технологии, это даст нам возможность идти по самому короткому пути к достижению прогресса».
На протяжении первой четверти 21-го в. Узбекистан успешно идет по пути информатизации и цифровой трансформации общества, осуществляя реализацию наукоёмких и высокоперспективных проектов по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий, инновационных методов во все сферы жизни, в том числе и в правовой отрасли. В условиях стремительного инновационного и технологического развития отрасль права не может оставаться в стороне от процессов цифровизации общества. В последние годы в стране реализуются мероприятия по широкому внедрению современных технологий в деятельность судов, правоохранительных органов, правозащитных организаций, благодаря которым появилась возможность либерализации института обращения граждан в суды и соответствующие органы по защите своих прав и интересов, способствующей повышению уровня достижения правосудия, а также обеспечению открытости и прозрачности деятельности судов в целом.
Нынешнее состояние электронного судопроизводства Узбекистана
Согласно Индексу верховенства права WJP (WJP Rule of Law Index®) за 2021 г. [1], несмотря на ослабление верховенства права по всему миру, Узбекистан, улучшив свои позиции на 14 ступеней, заняв 85-е место из 139 стран и 10-е место из 14 в регионе Восточной Европы и Центральной Азии.
Рейтинг в соответствии с Индексом верховенства права WJP [1]
Фактор |
Позиция в мировом рейтинге |
Место в региональном рейтинге |
Рейтинг по доходу |
Ограничения полномочий правительства |
121/139 |
10/14 |
25/35 |
Отсутствие коррупции |
70/139 |
6/14 |
4/35 |
Открытое правление |
122/139 |
13/14 |
27/35 |
Основные права человека |
109/139 |
11/14 |
18/35 |
Правопорядок и безопасность |
16/139 |
1/14 |
1/35 |
Правоприменительная практика |
104/139 |
11/14 |
20/35 |
Гражданское судопроизводство |
78/139 |
7/14 |
8/35 |
Уголовное судопроизводство |
67/139 |
5/14 |
5/35 |
В документе также констатировано, что в 2020 г. Узбекистан стал государством с наибольшим улучшением показателей верховенства права (4,1%). Это даёт основание полагать, что страна прилагает большие усилия к достижению демократизации общества и совершенствованию своей правовой системы. В контексте процессов цифровизации узбекистанского общества, в том числе и правовой отрасли, взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух процессов очевидна и бесспорна.
Для правильного представления нынешнего состояния электронного правосудия в Узбекистане следует вкратце охарактеризовать правовую основу процессов информатизации и цифровизации деятельности судебной власти государства.
Электронное правосудие в Узбекистане осуществляется во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2017 г. № УП-4966 «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан»; Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017- 2021 гг.; Указа Президента РУ от 24 июля 2020 года № УП-6034 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» и др. правительственных документов, реализация и исполнение которых осуществляется в рамках Стратегии «Цифровой Узбекистан-30», Комплексной программы развития национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан. Основные задачи и направления реализации программы нашли свое отражение в нижеследующей сводной табл. 1.
Таблица 1
Основные задачи и направления реализации Э-судопроизводства в рамках Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН |
||
Программа по внедрению в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий на 2017- 2020 гг. (ПП-3250 от 30.08.2017) [2] |
||
Основные задачи |
Основные направления реализации |
|
6. Обеспечение информационной безопасности и безопасного электронного документооборота в системе судов. |
|
|
Программа цифровизации деятельности органов судебной власти в 2020-2023 гг. (ПП-4818 от 03.09.2020) [3]
|
||
Основные задачи |
Основные направления реализации |
|
|
|
|
Разработана автором.
В 2014 г. в рамках совместного проекта Верховного суда Республики Узбекистан, Агентства США по международному развитию (USAID) и Программы Развития ООН «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане» была разработана система E-SUD, основными задачами которой являлись: а) совершенствование порядка рассмотрения поступающих в суды исков, заявлений, жалоб и ходатайств; б) обеспечение открытости и прозрачности судебной системы; в) искоренение бюрократических заслонов, повышение доступности правосудия; г) создание более комфортных и удобных условий для граждан [4]. Структура системы, принципы оказания интерактивных услуг населению в процессе судопроизводства, на которых основывается система E-SUD, изображена в нижеследующей сводной табл. (табл. 2).
Таблица 2
Структура Портала интерактивных услуг Верховного суда (my.sud.uz)
«Обраще-ние» (exsud.sud.uz) |
1. Vsemirnyy press-reliz WJP (WJP Rule of Law Index®) za 2021 god: Elektronnyy resurs: file:///C:/Users/User/Desktop/Uzbekistan_2021%20WJP%20Rule%20of%20Law%20Index%20Country%20Press%20Release_Russian.pdf
2. https://lex.uz/docs/3327996
3. https://lex.uz/ru/docs/4979899
4. Sistema elektronnogo sudoproizvodstva Uzbekistana E-SUD v chisle finalistov vsemirnogo foruma pravosudiya https://sud.uz/ru/sistema-elektronnogo-sudoproizvodstvo/#:~:text=%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20E%2DSUD%20%D1%80%.
5. V.Li Cifrovizaciya deyatel'nosti organov sudebnoy vlasti - velenie vremeni https://sud.uz/wp-content/uploads/2021/odilsudlov/10_ru.pdf; Saidov M.H., Kenzhabaev A.T. Rol' informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy v razvitii Respubliki Uzbekistan file:///C:/Users/User/Downloads/rol-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-razvitii-respubliki-uzbekistan.pdf i dr.
6. «Issledovanie OON: Elektronnoe pravitel'stvo 2020’. Organizaciya Ob'edinennyh Naciy, 2020. https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20E-Government%20Survey%20-%20Russian.pdf
7. https://mitc.uz/ru/news/2167
8. https://talenttech.ru/blog/hr-research/digital-skills-2020/