POSTGRADUATE STUDY OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION: THE GENERAL AND THE UNIQUE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The experience related to creation of postgraduate study in Academy of education workers’ upgrade qualifi cations and professional retraining, which last academic year celebrated its twentieth anniversary, is revealed in this paper. The reasonable statement that the postgraduate study created on the basis of additional professional pedagogical education institution, has specifics which needs to be considered at design of content, technologies and organizational forms of educational process, including in the conditions of existing Federal State Requirements is (FSR) submitted.

Keywords:
postgraduate education, postgraduate study, upgrade qualifi cations system, additional professional pedagogical education, teacher-researcher, innovations in education, andragog, FSR of postgraduate education.
Text

В учебном 2012/2013 году аспирантура Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, являющейся федеральным государственным учреждением дополнительного профессионального педагогического образования, отметила 20-летний юбилей. Она была открыта в РИПКРО (затем переименованном в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) 25 марта 1992 года на основании приказа Министерства образования Российской Федерации № 113 «Об организации целевой аспирантуры при педагогических учебных заведениях и РИПКРО» при активной поддержке тогдашнего заместителя Министра образования В.А. Болотова. Открытие аспирантуры было обосновано возросшей потребностью институтов повышения квалификации и учреждений народного образования в научно-педагогических кадрах высшей квалификации.

Первый набор в учрежденную аспирантуру был проведен в октябре 1992 года, поэтому именно 1992/1993 учебный год стал первым годом нашей работы по созданию аспирантуры как особого структурного подразделения Академии, которое на долгие годы станет «зоной роста» новых идей, отношений, сотрудничества, взаимопонимания, поддержки и восторга от открытий в себе упорства в постижении нового дела.

Первый набор в аспирантуру был осуществлен по таким специальностям, как 13.00.01 - общая педагогика, 13.00.02 - теория и методика обучения (физике, природоведению в начальной школе, литературе в национальной школе), 09.00.03 - история философии, 19.00.07 - педагогическая психология. В первый учебный год в аспирантуру было принято 27 аспирантов и соискателей, научными руководителями которых стали 11 специалистов (из которых 3 - доктора наук, профессора). В настоящее время в аспирантуре АПК и ППРО обучается 103 аспиранта и соискателя, научное руководство которыми осуществляют 45 научных руководителей (25 из которых - доктора наук, профессора).

Заявив в названии статьи о специфике аспирантуры в учреждениях дополнительного профессионального педагогического образования, отметим те обстоятельства, которые на момент ее открытия определяли эту специфику. Выделим, на наш взгляд, главные обстоятельства. Во-первых, РИПКРО (Республиканский институт повышения квалификации работников), созданный в 1991 году на базе Центрального института усовершенствования учителей (учреждение, история которого ведет свое начало с 1927 года), начав расширение контингента обучающихся до вузовских работников, все же в большей мере был (этот вектор превалирует также в настоящее время) ориентирован на обучение руководителей органов управления образованием всех уровней, руководителей и специалистов региональных центров и институтов повышения квалификации работников образования, директоров школ, учителей и специалистов муниципальных методических служб.

Login or Create
* Forgot password?