В статье раскрывается опыт создания аспирантуры в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, которая в прошедшем учебном году отметила свое двадцатилетие. Представлено обоснованное утверждение о том, что аспирантура, созданная на базе учреждения дополнительного профессионального педагогического образования, имеет специфику, которую необходимо учитывать при проектировании содержания, технологий и организационных форм образовательного процесса, в том числе в условиях существующих ФГТ.
послевузовское образование; аспирантура; система повышения квалификации; дополнительное профессиональное педагогическое образование; педагог-исследователь; инновации в образовании; андрагог; ФГТ послевузовского образования.
В учебном 2012/2013 году аспирантура Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, являющейся федеральным государственным учреждением дополнительного профессионального педагогического образования, отметила 20-летний юбилей. Она была открыта в РИПКРО (затем переименованном в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) 25 марта 1992 года на основании приказа Министерства образования Российской Федерации № 113 «Об организации целевой аспирантуры при педагогических учебных заведениях и РИПКРО» при активной поддержке тогдашнего заместителя Министра образования В.А. Болотова. Открытие аспирантуры было обосновано возросшей потребностью институтов повышения квалификации и учреждений народного образования в научно-педагогических кадрах высшей квалификации.
Первый набор в учрежденную аспирантуру был проведен в октябре 1992 года, поэтому именно 1992/1993 учебный год стал первым годом нашей работы по созданию аспирантуры как особого структурного подразделения Академии, которое на долгие годы станет «зоной роста» новых идей, отношений, сотрудничества, взаимопонимания, поддержки и восторга от открытий в себе упорства в постижении нового дела.
Первый набор в аспирантуру был осуществлен по таким специальностям, как 13.00.01 - общая педагогика, 13.00.02 - теория и методика обучения (физике, природоведению в начальной школе, литературе в национальной школе), 09.00.03 - история философии, 19.00.07 - педагогическая психология. В первый учебный год в аспирантуру было принято 27 аспирантов и соискателей, научными руководителями которых стали 11 специалистов (из которых 3 - доктора наук, профессора). В настоящее время в аспирантуре АПК и ППРО обучается 103 аспиранта и соискателя, научное руководство которыми осуществляют 45 научных руководителей (25 из которых - доктора наук, профессора).
Заявив в названии статьи о специфике аспирантуры в учреждениях дополнительного профессионального педагогического образования, отметим те обстоятельства, которые на момент ее открытия определяли эту специфику. Выделим, на наш взгляд, главные обстоятельства. Во-первых, РИПКРО (Республиканский институт повышения квалификации работников), созданный в 1991 году на базе Центрального института усовершенствования учителей (учреждение, история которого ведет свое начало с 1927 года), начав расширение контингента обучающихся до вузовских работников, все же в большей мере был (этот вектор превалирует также в настоящее время) ориентирован на обучение руководителей органов управления образованием всех уровней, руководителей и специалистов региональных центров и институтов повышения квалификации работников образования, директоров школ, учителей и специалистов муниципальных методических служб.