Abstract and keywords
Abstract (English):
Innovative economy, or economy of knowledge, develops today in many countries. Most extensively, quickly and qualitatively this development happens in the presence of the intellectual property which is essentially changing the quality of economy, key organizational forms, leading technologies and the essence of market relations. Creation of eff ective national innovative system, which is capable «to switch on national brains» actively and extensively in economic turn and to increase steadily the budget income from high technologies, in essential measure depends on existence at the state level of high-quality strategy in the sphere of intellectual property.

Keywords:
state, knowledge, investments, innovations, intellectual property, «soft force», market, strategy, technologies, economy, economic turn.
Text

Последние годы деловые люди и политики разных стран отмечают существенное усиление интеллектуального противоборства не только в бизнесе, но и между государствами. В современной мировой экономике наблюдаются тенденции к усилению инновационной направленности как на уровне предприятий, так и на уровне государственной политики в странах с наиболее развитой экономикой. В связи с этим управление персоналом становится все более ориентированным на инновационную деятельность, основанную на использовании интеллектуальной собственности.

В Комитете по интеллектуальной собственности Торговопромышленной палаты Российской Федерации (далее — ТПП РФ) в марте 2012 г. была разработана и опубликована Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности, где вопросы управления персоналом рассматриваются в рамках новой государственной политики усиления роли интеллектуальной собственности. Данная Концепция прошла обсуждение в Комитетах ТПП РФ, в министерствах, ведомствах и госкорпорациях. По результатам ее обсуждения в Совете Федерации Правительству рекомендовано разработать соответствующую Государственную стратегию интеллектуальной собственности (ГСИС). Специалистов по управлению персоналом и интеллектуальными ресурсами ждут интересные времена и новые веяния в аспекте международных и государственных отношений в сфере творческой деятельности. Политика «мягкой силы» направлена на изменение отношений к творчески активным и продуктивным деятелям в области науки, инноватики, искусства и литературы. 

В настоящее время 25 экономически развитых стран и стран с переходной экономикой разработали и используют государственные стратегии интеллектуальной собственности (ГСИС), считая их роль ключевой в развитии своих национальных экономик. Не менее актуальна разработка такой ГСИС для российской экономики, учитывая ее нынешнюю ресурсную направленность.

Высокоэффективные интеллектуальные ресурсы и интеллектуальная собственность, как исключительные права на результаты творческой деятельности, должны стать ведущим инструментом модернизации российской экономики. На их основе обеспечивается создание качественно новой и существенно более эффективной экономики на основе инноваций. Это происходит за счет вовлечения и использования в экономике интеллекта широких масс в качестве саморазвивающейся движущей силы.

Опыт ведущих стран мира, в частности США, Германии и Японии, показывает, что интеллектуальная собственность является исходным фактором создания новых рабочих мест, новых товаров, работ, услуг и решения экологических проблем. Это важнейший источник пополнения государственного бюджета и основной антикризисный фактор стабилизации экономики и ее эволюционного развития.

Стратегический и междисциплинарный характер применения интеллектуальной собственности в экономике выступает залогом эффективности механизмов ее применения. Государственная стратегия интеллектуальной собственности должна стать важнейшим инструментом формирования и развития инновационной экономики, ее исходным и центральным звеном. В России без ГСИС крайне сложно снизить высокий уровень контрафакции товаров и услуг на внутреннем рынке, развивать инновации, приостановить «утечку мозгов» из страны и, тем более, приглашать выдающихся ученых, изобретателей и инновационных менеджеров из других стран.

References

1. Zakharov A.V., Leont'ev B.B. Kontseptsiya gosudarstvennoy strategii intellektual'noy sobstvennosti. Intellektual'naya sobstvennost'. Promyshlennaya sobstvennost'. - 2012. - № 3.- S. 14-21.

2. Leontyev B.B. Comments on «Guidance for a strategy generation on intellectual property for countries in transition» World Intellectual Property organization, part I. Intellectual Property. Industrial Property. - 2010. - № 8. - R. 4-13.

3. Leontyev B.B. Comments on «Guidance for a strategy generation on intellectual property for countries in transition» World Intellectual Property organization, part II. Intellectual Property. Industrial Property. - 2010. - № 9. - P. 6-21.

4. Leont'ev B.B. Institutsionalizatsiya intellektual'noy sobstvennosti gosudarstva //Intellektual'naya sobstvennost'. Promyshlennaya sobstvennost'. - 2011. - № 2. - S. 4-16.

5. Osnovy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti razvitiya nauki i tekhnologiy na period do 2010 goda i dal'neyshuyu perspektivu (utverzhdeny Prezidentom Rossiyskoy Federatsii 30 marta 2002 g. № Pr576).

6. Varfolomeev V.P. Upravlenie vysokotekhnologichnym proizvodstvom. - M.: Ekonomika, 2009.

7. Mikroekonomika: prakticheskiy podkhod (Managerial Economics): Uchebnik / kol. avtorov; pod red. A.G. Gryaznovoy i A.Yu. Yudanova. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.: KNORUS, 2008.

8. Brendeleva E.A. Neoinstitutsional'naya ekonomicheskaya teoriya: Ucheb. posobie / Pod obshch. red. A.V. Sidorovicha. - M.: Delo i Servis, 2006.

9. Leont'ev B.B. Teoriya idey kak fundamental'naya osnova intellektual'noy sobstvennosti. Zhurnal dlya aktsionerov. - 2006. - № 11. - S. 18-27.

10. Leont'ev B.B. Forma, soderzhanie i naznachenie intellektual'noy sobstvennosti kak sbalansirovannoy sistemy znaniy. Intellektual'naya sobstvennost'. Promyshlennaya sobstvennost'. - 2007. - № 12. - S. 96-102.

11. Opyt konkurentsii v Rossii: prichiny uspekhov i neudach / kol. avtorov; avtor proekta i koordinator issledovaniy A.Yu. Yudanov. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: KNORUS, 2008.

12. Shtorkh A.K. Kurs politicheskoy ekonomii, ili Izlozhenie nachal, obuslovlivayushchikh narodnoe blagodenstvie. Razmyshleniya o prirode natsional'nogo dokhoda. - M.: Izd. dom «Ekonomicheskaya Gazeta», 2008.

13. Upravlenie innovatsiyami-2010: Mat-ly mezhdunar. nauchno-prakt. konf. (15-17 noyabrya 2010 g.) / Pod red. R.M. Nizhegorodtseva. - M.: LENAND, 2010.

14. Chesbrough H. Open Innovations: the New Imperative for Creating and Profiting from technology. RTM. 2003. № 3.

15. Josh Lerner. Innovation, Entrepreneurship and Financial Market Cycles. OECD Science, Technology and Industry Working Papers. 2010. № 3. OECD Publishing.

16. Hughes A. Optimal Innovation Systems: Lessons from the UK and the USA. Innovation: Management, Policy & Practice. Vol. 8. Issue 4-5. Pp. 369-377.

17. Gonzalez-Loureiro M., Figueroa Dorrego P. Intellectual capital on regional innovation systems: toward the momentum of growth rates of business performance. International Journal of Transitions and Innovation Systems (IJTIS). Vol. 1. Issue 1. 2010. R. 82-99.

18. Berkun S. The Myths of Innovation. 1 ed. O’Reilly Media, Inc., 2007.

Login or Create
* Forgot password?