from 01.01.2019 until now
Stavropol, Russian Federation
from 01.01.2012 until now
Russian Federation
Restrictive measures of the pandemic period accelerated the digitalization process, stimulating a forced transition to an all-encompassing remote format of interaction between economic actors. As a result, the problems and the shortcomings demonstrated the inability of classical technological solutions to become the basis of the digital state. The article proved that the exceptional interaction in the information and communication environment, based on disparate autonomous electronic systems, not only did not satisfy the needs of modern society, but also contributed to the growth of offenses and damage to the economy. The conclusion was drown about the inability of the electronic environment of remote interaction to ensure the effective and high-quality implementation of the proactive regime for the state and municipal services, which has been actively introduced since 2021. Thus, during the pandemic period, the labour market became the most vulnerable, first of all requiring the effective and expeditious mediation role of state structures in order to ensure its sustainability. The study revealed the main problems of the remote format of interaction between entities under the conditions of the modern financial system architecture and the traditional way of organizing information processes. By comparing classical and innovative approaches to the organization of a proactive system for the state and municipal services the authors proposed the directions for its improvement taking into account the interests of the state and citizens.
unemployment, inter-agency interaction, proactive mode, distributed register, employment, job center, digital environment, electronic system
Введение. Человечество вступило в эпоху новых трансформаций, в которых информация становится основным ресурсом, товаром, источником добавленной стоимости и занятости, продуктом производства, способствует глобальной унификации технологической индустрии и взаимодействию людей [8]. Общество стремится к полной автоматизации информационного процесса с целью снижения транзакционных издержек, ускорения и упрощения его процедур, обеспечения надежности хранения, обработки и передачи данных, гарантирования их неотрекаемости, достоверности и подлинности. Ограничительные меры COVID-19, оставившие след значительного экономического ущерба и неравенства, усилили и ускорили «общее движение в сторону все большей опоры мира на цифровые технологии и сетевые связи» [1]. Возросла роль результатов научно-технического прогресса, повышающих эффективность коммуникационного взаимодействия экономических субъектов в виртуальной среде. Однако период продолжительной изоляции во время пандемии продемонстрировал неэффективность современного подхода к организации дистанционного информационного взаимодействия населения с государственными организациями с позиции цифрового формата. В статье данный тезис аргументирован на примере взаимодействия населения и службы занятости, посредническая роль которой в обеспечении устойчивости рынка труда возросла многократно.
Проблемы дистанционного взаимодействия на рынке труда. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 г. № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции население на территории России взаимодействует с центрами занятости в дистанционном формате, обращаясь через информационные порталы [4]. Получив в электронном виде заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, центр занятости вносит сведения в регистр получателей государственных услуг и принимает решение не позднее 11 дней. Необходимые документы для подтверждения информации в электронном заявлении центр занятости запрашивает у гражданина доступным способом, в частности прикреплением в личном кабинете на портале Общероссийской базы вакансий «Работа в России» / Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», либо чаще всего пересылкой в общедоступных мессенджерах (WhatsApp и Viber), в которых сообщения имеют низкий уровень защиты информации и сопровождаются высоким риском разглашения персональных данных. Центры занятости населения для проверки подлинности предоставленной заявителями информации через единую систему межведомственного электронного взаимодействия делают запрос следующих сведений: у Пенсионного фонда Российской Федерации – информацию о доходах гражданина, страховом стаже, последнем месте работы, а также другие необходимые сведения; в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния – сведения о государственной регистрации рождения детей заявителя; в Министерстве внутренних дел Российской Федерации – информацию о регистрации гражданина по месту жительства и сведения о действительности его паспорта. В документе также указывается, что гражданин вправе лично обратиться в центр занятости с заявлением о предоставлении ему государственной услуги, однако по факту такая возможность отсутствует. Граждане, которые не владеют навыками использования Интернет или у которых отсутствует доступ к нему, не смогли зарегистрироваться в качестве безработных.
Человек, признанный в установленном порядке безработным, в дистанционной форме без личного посещения центров занятости населения, уведомляется с использованием личного кабинета либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Подчеркнем, что в большинстве случаев фиксация информации в системах осуществлялась с опозданием, при этом безработные не могли получить принятое решение ни лично, ни по телефону, ни каким-либо другим способом.
Несовершенство дистанционного формата взаимодействия особенно ощутимо отразилось на устойчивости рынка труда при реализации социальной поддержки безработных и содействия им в трудоустройстве. Основными проблемами в регионах, по данным государственных учреждений службы занятости населения, стали не столько организационные моменты, сколько невозможность постановки на учет граждан в качестве безработных и совершенные неправомерные выплаты. Причиной явилось отставание используемых технических решений от требований цифрового мира, не предназначенных для организации межведомственного взаимодействия в режиме реального времени. Так, отказ в постановке на регистрационный учет безработных граждан и назначения им выплат обосновывался Центром занятости расхождениями в информации, предоставленной заявителями, с данными уполномоченных организаций, полученными в ходе межведомственного взаимодействия. Например, выявив несоответствие указанного стажа работы, заявитель пытался выяснять причину в Пенсионном фонде Российской Федерации, при обращении в который получал отрицательный ответ о фиксации подобной информации, не позволяющей осуществить постановку на учет в Центре занятости. При этом ни одна из сторон не предпринимала никаких действий для решения данного вопроса. Следовательно, такие ошибки при межведомственном взаимодействии стали препятствием для оказания поддержки и содействия в поиске работы гражданам.
Проблематичность существующего межведомственного взаимодействия при обмене данными, хранимыми в электронных автономных информационных системах, подтверждается массовыми случаями отсутствия выплат на детей от 3 до 16 лет в связи с непредставлением сведений Службой записи актов гражданского состояния и несвоевременным обновлением данных в системах Пенсионного фонда. Так, в ходе многократных проверок выявлялись проблемы актуализации электронной системы последнего, расхождения информации с другими системами (Службы записи актов гражданского состояния, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и др.), ошибки в документах о заработной плате, несвоевременное отражение на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц сведений о взносах на обязательное пенсионное страхование, просрочку перерасчета и индексации страховой пенсии и ряд других [2][6][9]. В результате при организации дистанционного формата коммуникации отмечается ситуация, когда безработными в электронных заявлениях предоставлялись реальные данные, при межведомственном взаимодействии получены недостоверные сведения, и, как следствие, органами службы занятости принималось решение не в пользу граждан, что существенно подрывало доверие к государственному посредничеству в обеспечении устойчивости рынка труда.
Еще одной весомой проблемой стал высокий уровень неправомерных выплат гражданам, вставшим на регистрационный учет в Центрах занятости на основании представленных ими фальсифицированных данных и / или не информирования об изменившихся условиях. Существующий временной лаг между максимальным сроком постановки на учет в качестве безработного (11 дней) и периодом обновления базы (выгрузкой в единую систему межведомственного электронного взаимодействия) уполномоченных ведомств (до 3 месяцев) допускает существование данной лазейки. Так, например, за 2020 г. только по двум российским регионам (Астраханская область и Ставропольский край) выявлено в 28 раз больше случаев неправомерных выплат свыше 23 млн руб., которые в 2021 г. не в полном объеме возвращены в бюджет. Данные выплаты обусловили не только возникновение условно «беспроцентных кредитов» населению, но и существенные трудозатраты персонала Центра занятости, осуществляющего «вручную» начисление и учет таких выплат и оформляющего их возврат.
На фоне обострившихся проблем дистанционного формата взаимодействия 30.12.2020 г. на законодательном уровне было закреплено положение о проактивном режиме организации предоставления государственных и муниципальных услуг [10], который масштабно реализуется с 2021 г. на базе действующих неусовершенствованных информационных систем (в т.ч. системы межведомственного электронного взаимодействия и др.).
Однако идеология цифрового государства требует создания единой среды цифрового взаимодействия экономических субъектов, в которой будет аккумулироваться информация разного типа из различных источников. В России ее прототипом стала электронная система централизованного типа Единый портал государственных услуг и функций, на котором количество зарегистрированных пользователей к концу 2021 г. превысило 90 млн [3]. В период коронавирусной самоизоляции нагрузка на портал существенно возросла, были зафиксированы многочисленные жалобы пользователей на его работу: перегрузка сайта, сбои из-за частых обновлений, отсутствие полей для заполнения заявлений, низкая скорость, сложный и часто меняющийся интерфейс и др., в результате чего появилась новая тестовая версия «Госуслуг», отличающаяся архитектурой и роботизированным форматом взаимодействия с пользователями [11].
Варианты организации проактивной системы оказания государственных и муниципальных услуг. Процесс виртуализации, сопровождающийся негативными последствиями пандемии, обострил проблему дистанционного формата коммуникационного взаимодействия экономических субъектов и организации информационной среды, продемонстрировал регрессивный характер применяемых технологий. С позиции Саломатина Е.В., «используемые системы имеют ряд существенных недостатков: включают в себя большое количество государственных учреждений; у каждого государственного учреждения есть свой собственный регистр; часто происходит дублирование данных, собранных другими учреждениями» [5].
Поскольку классический подход к организации электронных систем предусматривает отражение информации в единой базе данных, которая размещена на выделенной ноде с единым интерфейсом для взаимодействия с участниками, такой тип систем является закрытым, и доступ к данным имеют только должностные лица. Информация в них отличается обезличенным характером, поскольку отсутствуют однозначные сведения о лице, осуществляющем ее ввод или вносящем какие-либо изменения, кроме того, они предполагают наличие административных полномочий с неограниченным функционалом. Подчеркнем, что централизованный характер электронных систем и кастодиальное хранение паролей подвергают их высокому риску мошеннических действий и негативным последствиям различных кибератак. Автономность и многочисленность электронных систем в масштабах всего государства делает обмен информацией неоперативным, поскольку не выполняются такие условия, как прямой маршрут, наикратчайший путь, минимальный отрезок времени ее движения. К типичным недостаткам закрытых электронных систем также следует отнести следующие:
- поддержка и обслуживание предыдущей в случае обновления или выхода новой версии системы, что повышает стоимость ее сопровождения;
- низкий уровень прозрачности совершаемых транзакций в электронных системах;
- невозможность осуществления контроля и мониторинга в режиме реального времени со стороны уполномоченных лиц;
- наличие высокого риска бесследного изменения или удаления данных;
- сложный и разрозненный интерфейс программного обеспечения;
- невозможность интегрированного взаимодействия с разными системами одного типа;
- наличие временного лага при выгрузке базы данных;
- высокий уровень ручного труда;
- ограниченность процесса сбора информации (невозможность сбора данных и формирования отчетности по новым незаданным ранее направлениям и формам) и громоздкость задвоенного ее объема, приводящая к искажению данных;
- закрытость персональной информации и личных сведений для экономических субъектов и др.
В настоящее время дистанционное взаимодействие органов службы занятости и населения при реализации социальной поддержки безработных и содействия им в трудоустройстве происходит по сложнейшей многоходовой длительной «схеме», представленной на рисунке 1, которая, как отмечено выше, не только не обеспечивает в полной мере устойчивость рынка труда во времена коронацифровизации, а также в перспективе не способна своевременно аккумулировать достоверную информацию, позволяющую определить потребности информационного общества.
Применяемый в России централизованный подход к формированию единой электронной информационной системы как звена между разрозненными закрытыми централизованными базами данных является неэффективным и не способствует повышению устойчивости рынка труда особенно в условиях глобальной цифровой трансформации общественной жизни и проявляемого интереса регуляторов к идее смарт-контрактов и окрашивания платежных средств, которая не может быть реализована в классических системах представления информации.
Рисунок 1 – Типовая схема дистанционного взаимодействия экономических субъектов на рынке труда с привлечением государственного посредничества в эпоху автономно функционирующих электронных систем централизованного типа*
*Разработано авторами
Подчеркнем, что никакие серьезные технические модернизации автономно функционирующих электронных систем не способны обеспечить повышенный уровень автоматизации, к которому стремится новый тип общества в эпоху цифрового государства. Необходимо использовать инновационный подход к созданию открытой информационной системы с сохранением конфиденциальности персональных данных и неразглашения коммерческой тайны, формирующей доверенную цифровую среду для прямого обмена информацией разного типа в режиме реального времени, вносимую исключительно первоисточниками ее регистрации и исключающую обработку третьими лицами с учетом полномочий должностных лиц. Так, типовая схема дистанционного взаимодействия экономических субъектов на рынке труда с привлечением государственного посредничества в цифровой реальности представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Типовая схема дистанционного взаимодействия экономических субъектов на рынке труда с привлечением государственного посредничества в цифровой реальности*
*Разработано авторами
В противовес классическому эволюционирует инновационный подход к организации информационных систем, который пристальное внимание привлек в результате популяризации современных публичных децентрализованных криптосистем. В его основе лежат технологии распределенных реестров, отличающиеся способами формирования:
- путем внесения отдельных записей;
- на основе формирования блоковых структур.
Первый вариант предполагает внесение информации в цифровую систему без объединения в блоки, когда новая запись подкрепляет предыдущую, и они включают данные друг о друге (рисунок 3).
Рисунок 3 – Цепочка последовательных записей*
*Разработано авторами
Второй вариант предусматривает добавление в распределенный реестр сформированных групп записей, оформленных соответствующим образом и подтвержденными хешем блоков. Добавленный блок подтверждает предыдущий (рисунок 4).
Рисунок 4 – Формирование цепочки последовательных блоков*
*Разработано авторами
Привлекательные возможности технологии распределенных реестров как инновационного решения шестого технологического уклада обусловлены механизмом ее функционирования. Идейный смысл в территориально распределенной сети хранения информации разного типа с применением алгоритма консенсуса для синхронизации новых записей или блоков, гарантирующего неизменность внесенных данных. Принцип работы инновационной технологии заключается в хранении идентичных реестров на нодах, объединенных в одноранговую сеть [13]. Вместе с тем каждая новая добавляемая запись или блок подтверждает предыдущие, делая невозможным их удаление и изменение. Входящие в децентрализованную сеть ноды являются равноправными, и для эксплуатации цифровой сети необходимо обеспечение исправной работы не всех нод, а большей их части. Существенная территориальная распределенность цифровой сети делает ее невосприимчивой к потере отдельных нод (в частности, в результате неблагоприятных последствий катастроф, кратковременных неполадок в работе компонентов сети и каналов связи, действий злоумышленников и др.). Технология распределенных реестров не просто обеспечивает защищенное хранение информации, не зависимо от ее категории и типа, а предоставляет гарантию ее достоверности, подлинности и неотрекаемости за счет применения криптографических методов защиты [12].
В настоящее время исключительно цифровые платформы, обеспечивая надежное и достоверное массовое сотрудничество, открывают возможности для нового способа взаимодействия [7]. Однако, на наш взгляд, при организации легитимной национальной цифровой платформы необходимо использовать модель не публичных, а частных распределенных реестров (рисунок 5). Предполагается, что оператор как конкретное официальное лицо – представитель частной цифровой системы должен владеть и управлять нодами, выполняющими хранение и обработку данных. Функционирование такого распределенного реестра осуществляется исключительно в защищенной сети, отделенной межсетевыми экранами от общественных сетей. Межсетевые экраны позволяют связать между собой отдельные территориально распределенные ноды по защищенным каналам связи.
Рисунок 5 – Типовая модель частной цифровой системы*
*Разработано авторами
По результатам сопоставления функционирующих электронных и цифровых систем нами сформулированы рекомендации, направленные на модификацию существующих децентрализованных криптовалютных платформ с целью устранения характерных недостатков и уязвимостей, сдерживающих их легитимизацию и формальное использование на государственном уровне:
- применение определенных типов распределенных реестров при формировании легитимной национальной цифровой системы, обладающих следующими характеристиками: формирующийся на основе добавления записи; с полной идентификацией; альтернативный; с неограниченным количеством активов; с ограниченным доступом пользователей; гибридный реестр; с изменяемым размером записи транзакции; без мотивации майнеров; с собственной инфраструктурой;
- применение модели частных распределенных реестров с выделенной организационно-институциональной структурой, ответственной по вопросам поддержки функционирования сети и решения возникающих проблем;
- включение механизма управления доступом к функционалу учетной записи пользователя;
- урегулирование споров и решение претензий между пользователями на основе условий смарт-контрактов и привлечения доверенного лица;
- внедрение конструктора смарт-контрактов и механизмов «песочниц» для моделирования и апробации результатов смарт-контрактов;
- персонализация всех участников формальной цифровой среды;
- токенизация безналичного рубля для отражения денежных потоков в цифровом пространстве, опосредующих взаимодействие экономических субъектов;
- применение в процессе управления следующих механизмов: а) использование нескольких ключей, ассоциированных с одной учетной записью, б) возможность смены учетной записи, доступ к которой утерян, реализуемой через ее блокировку и создание новой с аналогичными правами, в) предусмотреть смарт-контракты на управление доверенному (третьему) лицу;
- хранение закрытого ключа пользователя цифровой сети на съемном устройстве с дополнительными средствами защиты;
- реализация многослойного представления данных пользователя с разделением типов информации в цифровой среде;
- предельное уменьшение числа подтверждений до безопасного значения;
- установление паузы (минимальная длительность одна секунда) между двумя совершаемыми операциями по учетной записи одного пользователя и др.
Вывод. На практике в условиях глобальной цифровизации и стремительного процесса дистанцирования эффективная реализация проактивной системы взаимодействия экономических субъектов на рынке труда возможна исключительно в результате формирования единой доверенной среды на базе технологии распределенных реестров, способной представить качественно новый формат организации информационного процесса с повышенным уровнем автоматизации, комплексно аккумулируя и предоставляя необходимые данные из разных источников о трудовых ресурсах и обеспечивая эффективное ее распределение на рынке труда.
Единая унифицированная платформа позволит также оперативно предоставлять в автоматизированном режиме расширенные статистические данные абсолютно по любому заданному направлению, в том числе позволяющие своевременно определять потребности в кадрах и новых компетенциях, выявлять сферы избытка специалистов и актуализировать перечень устаревающих специальностей.
Вместе с этим станет возможной организация безопасного дистанционного обслуживания и обеспечение бесперебойности функционирования информационной системы, проведение текущего ведомственного и общественного контроля (мониторинга) в интересах граждан, реализация принципа допустимой открытости, стимуляция финансовой интеграции, снижение негативного влияния низкого уровня грамотности и действенное противостояние экономической и информационной преступности, оперативное обновление в режиме реального времени и надежное хранение информации с гарантией невозможности ее фальсификации или бесследного (обезличенного) изменения.
1. Garsia-Masia D., Goyyal R. Raskol v cifrovuyu epohu [Elektronnyy resurs] // Finansy i razvitie. 2021. № 1. S. 21-23. URL: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2021/03/pdf/fd0321r.pdf (data obrascheniya: 02.02.2022).
2. Individual'nyy licevoy schet v PFR - otvechaem na samye aktual'nye voprosy [Elektronnyy resurs] // Informacionnyy portal Pensionnogo fonda Rossiyskoy Federacii. URL: https://pfr.gov.ru/branches/spb/news~2019/03/04/176978 (data obrascheniya: 05.02.2022).
3. Na «Gosuslugah» zaregistrirovano 90 mln pol'zovateley s podtverzhdennoy uchetnoy zapis'yu [Elektronnyy resurs] // Informacionnyy portal TASS. URL: https://tass.ru/ekonomika/13119181 (data obrascheniya: 05.02.2022).
4. Ob utverzhdenii Vremennyh pravil registracii grazhdan v celyah poiska podhodyaschey raboty i v kachestve bezrabotnyh, a takzhe osuschestvleniya social'nyh vyplat grazhdanam, priznannym v ustanovlennom poryadke bezrabotnymi: postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 08 aprelya 2020 g. № 460 [Elektronnyy resurs] // Informacionnyy portal Konsul'tant Plyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349939/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (data obrascheniya: 27.01.2022).
5. Salomatin E.V. Potencial tehnologii blockchain v mirovyh sistemah nalogooblozheniya [Elektronnyy resurs]. URL: https://internetnauka.com/index.php/journal/article/view/260 (data obrascheniya: 20.01.2022).
6. Schetnaya palata soobschila o narusheniyah pensionnyh prav grazhdan [Elektronnyy resurs] // Informacionnyy portal VEDOMOSTI. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/08/24/837611-schetnaya-palata (data obrascheniya: 20.02.2022).
7. Tapskott D., Tapskott A. Tehnologiya blokcheyn: to, chto dvizhet finansovoy revolyuciey segodnya // Per. s angl. K. Shashkovoy, E. Ryahinoy. M.: Eksmo, 2018. S. 60.
8. Tapskott D. Elektronno-cifrovoe obschestvo: Plyusy i minusy epohi setevogo intellekta / Per. s angl. I. Dubinskogo; Pod red. S. Pisareva. Kiev: ITN Press; M.: Refl-buk, 1999. 403 s.
9. U nekotoryh rossiyan propal stazh i pensionnye bally. Prover'te svoi vypiski [Elektronnyy resurs] // Tin'koffZhurnal. URL: https://journal.tinkoff.ru/news/propali-bally/ (data obrascheniya: 09.02.2022).
10. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii: feder. zakon Rossiyskoy Federacii ot 30 dekabrya 2020 g. № 509-FZ [Elektronnyy resurs] // Informacionnyy portal Konsul'tant Plyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372680/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/#dst100043 (data obrascheniya: 03.01.2022).
11. Shadaev M.I. Predstavlena beta-versiya obnovlennogo portala Gosuslug [Elektronnyy resurs] // Informacionnyy portal Ministerstva cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikaciy Rossiyskoy Federacii. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/40698/ (data obrascheniya: 09.01.2022).
12. Cade Metz. Why Wall Street Is Embracing the Blockchain - Its Biggest Threat [Electronic resource]. URL: https://www.wired.com/2016/02/wall-street-is-embracing-the-blockchain-its-biggest-threat/ (access date 11.02.2022).
13. Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System [Electronic resource]. URL: https://bitcoin.org/bitcoin.pdf (access date 10.02.2022).