This paper presents the results of a study, in which the authors analyzed the regional development policy of dairy production in the Saratov region, considered the general concept of cluster policy and its constituent elements, selected target indicators to measure the effectiveness of regional development policies of dairy production and calculated indicators. In the conclusion, the article was proposed activities, appropriate of cluster approach reform of the Saratov region, which is designed to ensure high rates of economic growth and improving the competitiveness of the regional economy through the formation and development of the regional dairy cluster.
regional policy, dairy subcomplex, cluster initiatives, the effectiveness of cluster policy, reform.
Молочнопродуктовый подкомплекс занимает важнейшее место в продуктовой структуре агропромышленного комплекса, т.к. его продукт (молоко) является самым ценным среди всех животноводческих продуктов в структуре питания населения. Особенностью молочнопродуктового подкомплекса является прежде всего то, что молоко и молочные продукты из-за ограниченного срока использования ориентированы прежде всего на местного потребителя, поэтому региональный молочный рынок формируется, как правило, в пределах одного административного района. Но на основе концентрации и интенсификации производства молока и молочных продуктов предприятия имеют возможность увеличивать объем и качество продукции, которое будет ориентировано не только на самообеспечение, но и на поставки в другие регионы. Анализ и обсуждение результатов исследования. Развитие молочнопродуктового подкомплекса возможно за счет достижения двух целей – повышения конкурентоспособности его конечной продукции и выявление потенциала развития молочного кластера на территории Саратовской области. Данные цели соответствуют целям кластерной политики, которая должна быть сформирована и в дальнейшем реализована с целью развития молочнопродуктового подкомплекса области. При исследовании европейского подхода к определению кластерной политики, было выявлено, что кластерная политика - это всего лишь совокупность различных видов государственных политик, направленных на инновационное развитие территории (рис. 1). Главная особенность кластерной политики заключается в том, что она является новым подходом к использованию не дополнительных инструментов государственного управления, а уже имеющихся. Усилия государства при кластерном подходе систематизируются путем выделения кластера, как нового объекта управления, а кластерная политика выступает как методологическая основа инновационной политики, позволяющая связать составляющие её элементы. Кластерный подход призван выявить, повысить, систематизировать инновационные составляющие различных политик (например, промышленной, научно-технической, политики поддержки малого предпринимательства и региональной) и сделать их элементами инновационной политики государства. Множество мероприятий, входящих в состав указанных политик, могут быть использованы для активации и развития кластеров. Для понимания сути кластерной политики рассмотрим три основных понятия: кластерные инициативы, программы и проекты (рис. 2). «Кластерные инициативы – это скоординированные усилия государственных органов, бизнеса и научного сообщества по активации и развитию кластеров в регионе»[2]. Государство является одним из возможных субъектов кластерных инициатив, помимо фирмы-участника кластера и научного сообщества. В идеале все три стороны должны быть вовлечены в развитии кластера. Под программой развития кластера подразумевается совокупность кластерных проектов, объединенных общей стратегией. Программа по сути может являться кластерной, но таковой не называться. Она может быть связана с реализацией промышленной, научно-технической политикой, политикой поддержки малого предпринимательства или региональной политикой. Кластерный проект – инвестиционный проект, отвечающим определенным критериям (проект должен способствовать повышению конкурентоспособности, интеграции потенциальный участников кластера, иметь инновационное содержание и другие) и призванный решать общие проблемы для всех участников кластера.
1. Dombrovskiy, M. A. Aktual´nye problemy formirovaniya konkurentosposobnykh regional´nykh klasterov v Rossii. Konkurentosposobnost´ kompaniy i territoriy: klasternye tekhnologii: sbornik nauchnykh statey [Tekst] / pod red. T.V. Mirolyubovoy; Permskiy gosudarstvennyy natsional´nyy issledovatel´skiy universitet. - Perm´, 2012. - S.96-101.
2. SÓlvell Œ. Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook 2003. www.cluster-research.org/greenbook.htm, P. 9, 39.
3. Kutsenko E.S. Klastery v ekonomike: osnovy klasternoy politiki gosudarstva. Zhurnal "Obozrevatel´-Observer" №3, 2010, s. 102 http://observer.materik.ru/observer/index.html
4. Strategiya sotsial´no-ekonomicheskogo razvitiya Saratovskoy oblasti do 2025 goda