Russian Federation
the article presents the results of a study of the processes of innovative development of Russian universities in the context of accelerated growth of the world market of higher education services. The volume of the market of higher education services in the Russian Federation in 2016-2021 is analyzed. The prerequisites for accelerated growth of the world market of educational services and its on–line segment are determined.
innovative development, universities, higher education, digitalization
Проблема инновационного развития университетов остается актуальной и критически важной в современном образовательном и научно-техническом пространстве. Потребность решения данного комплекса вопросов определяется рядом обстоятельств. Прежде всего это – технологический прогресс и обновление знаний. Развитие науки и технологий происходит с высокой скоростью. Университеты должны активно адаптироваться к новым знаниям и технологиям, чтобы подготавливать кадры, соответствующие современным требованиям рынка труда. Следует также учитывать и усиление глобальной конкуренции в сфере высшего образования образовании. В глобальном масштабе существует ожесточенная конкуренция между университетами за привлечение студентов, ведущих ученых и исследовательских грантов. Инновации позволяют университетам выделяться и привлекать внимание контактных аудиторий.
Важным аспектом является и то, что работодатели все чаще ожидают от выпускников университетов не только теоретические знания, но и практические навыки, адаптированные к современным технологиям и методам работы. Помимо этого, университеты должны реагировать на социальные проблемы и экономические вызовы своих регионов. Инновации позволяют разрабатывать новые методы решения этих проблем.
В современном мире, когда формируются контуры шестого технологического уклада, критически важное значение приобретают междисциплинарные исследования. Многие из современных вызовов требуют комплексного, междисциплинарного подхода. Инновационные университеты содействуют сотрудничеству между различными факультетами и областями знаний. В этой связи также повышается актуальность вопросов цифровизации образования. Информационные технологии предоставляют новые возможности для обучения, исследований и администрирования. Университеты должны активно внедрять цифровые технологии в свою деятельность.
Отдельного внимания также заслуживают и интересы студенчества. Студенты сегодня имеют высокие ожидания по качеству образования и доступу к современным технологиям. Инновационные методы обучения могут удовлетворить эти потребности. В числе студенческих приоритетов следует также отметить и глобальную связанность. Университеты взаимодействуют с мировым научным и образовательным сообществом. Инновации позволяют учреждениям быстрее адаптироваться к изменениям в мировой практике.
Инновационное развитие университета необходимо для повышения его конкурентоспособности, адаптации к изменяющемуся миру и обеспечения высокого качества образования и научных исследований. Инновационные характеристики обеспечивают основу для повышения уровня финансового и кадрового обеспечения, что являются ключевыми факторами успеха на современном рынке услуг высшего образования.
Проблематика инновационного развития университетов получила развитие в работах Куижева С.К., Абдужалилов Х.А., Гашева З.Д. [1], Николаева Л.И., Ершевский С.С., Ермачков М.В. [2], Слободчикова И.В., Боджаева В.В., Голденова В.С. [3], Магдиева Н.Т., Маммаева А.З. [4], Безбородов В.С., Кушнер М.А. [5].
В настоящее время (по данным на 2021 г.), емкость рынка услуг высшего образования в Российской Федерации составляет 2 трлн. руб. (Рисунок 1). При этом наблюдается ежегодное уменьшение численности студентов в нашей стране (Рисунок 2). В тоже время, мировой рынок услуг высшего образования демонстрирует стремительный рост. В 2020 г. емкость мирового рынка оценивалась в 2 млрд. долл. США. В тоже время, эксперты прогнозируют ежегодный рост данного значения на уровне 21,1%. Таким образом, предполагается, что мировой рынок услуг университетов к 2030-2035 г.г. достигнет 10 трлн. долл. США.
Рисунок 1 – Объем рынка услуг высшего образования в Российской Федерации в 2016 – 2021 г.г.
Рисунок 2 – Численность студентов в Российской Федерации, тыс. чел. (1917/18 – 2019/20 у.г.)
Данная ситуация определяется следующими тенденциями. Дистанционное образование и онлайн-курсы получили существенное развитие в период пандемии COVID-19, которая ускорила переход к онлайн-формату обучения. Университеты разрабатывают и предлагают все больше онлайн-курсов, что позволяет им привлекать аудиторию из разных стран и обеспечивать гибкость в обучении. Современные университеты становятся все более гибкими в предоставлении образовательных услуг, позволяя студентам выбирать индивидуальные траектории обучения и собирать собственные учебные планы. Университеты внедряют технологии, включая искусственный интеллект, для оптимизации образовательного процесса, оценки успеваемости и поддержки студентов. Процессы развития онлайн-образования способствуют развитию онлайн-сертификаций и программ получения микродипломов. Короткие программы и сертификации, фокусирующиеся на конкретных навыках и областях знаний, становятся все более популярными среди студентов и действующих субъектов рынка труда. Как следствие университеты начинают предлагать образовательные программы, которые подходят как для традиционных студентов, так и для тех, кто хочет обновить свои навыки в любом возрасте. Все это обеспечило беспрецендентный рост рынка онлайн-образовательных услуг (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Объем мирового рынка онлайн-образовательных услуг, млрд. долл. США (2017 – 2023 г.г.)
В ответ на запросы рынка труда, университеты все больше внедряют практические занятия, стажировки и программы подготовки к карьере. Университеты активно развивают партнерства с другими учебными заведениями по всему миру, предлагают программы обмена студентами и учеными. Современные университеты все больше вкладывают усилия в реализацию устойчивых практик и интеграцию социальных и экологических аспектов в образовательный процесс.
В этих условиях разработка комплекса теоретических, методических и практических аспектов обеспечения инновационного развития университетов приобретает особую актуальность. Рост мирового рынка университетских услуг существенно (в 5-7 раз) опережает мировой экономический рост, что определяет исключительную привлекательность данного рынка для экономических агентов из нашей страны.
1. Kuizheva S.K., Abduzhalilov H.A., Gasheva Z.D. Management of innovation activity of higher educational institution through digital development of the automated control system of the university and the electronic university // Scientific bulletin of Belgorod State University. Series: Economics. Computer science. 2019. Vol. 46. No. 3. pp. 419-426
2. Nikolaeva L.I., Ershevsky S.S., Ermachkov M.V. Creation of a "Boiling point" - an innovative way of development of a large technical university // The economy of the North-West: problems and prospects of development. 2020. No. 4 (63). pp. 44-4
3. Slobodchikova I.V., Bojaeva V.V., Goldenova V.S. Modern university as a subject of sustainable development of the region in the conditions of innovative economy // Bulletin of SevKavGTI. 2014. No. 17. pp. 42-4
4. Magdieva N.T., Mammayeva A.Z. Interactive learning as an innovative form of university development // A modern scientist. 2021. No. 1. pp. 30-35
5. Bezborodov V.S., Kushner M.A. International business partnership as a factor of innovative development of the university // Proceedings of the Belarusian State Technological University. Series 8. Educational and methodical work. 2009. No. 8. pp. 42-44.
6. Marketing communications in the service sector: specifics of application and innovative approaches: Monograph/A.V. Khristoforov, I.V. Khristoforova, A.E. Suglobov ; edited by Dr. of Economics, Prof. A.E. Suglobova. - M.: RIoR: INFRA-M, 2017. -159 p.
7. Suglobov A.E., Smirnova O.E. Cluster approach in the formation of the Russian national innovation system//Regional economic issues. 2013. Vol. 17. No. 4. pp. 81-86.