Россия
в статье представлены результаты исследования процессов инновационного развития российских университетов в условиях ускоренного роста мирового рынка услуг высшего образования. Проанализирован объем рынка услуг высшего образования в Российской Федерации в 2016 – 2021 г. г. Определены предпосылки ускоренного роста мирового рынка образовательных услуг и его on-line сегмента.
инновационное развитие, университеты, высшее образование, цифровизация
Проблема инновационного развития университетов остается актуальной и критически важной в современном образовательном и научно-техническом пространстве. Потребность решения данного комплекса вопросов определяется рядом обстоятельств. Прежде всего это – технологический прогресс и обновление знаний. Развитие науки и технологий происходит с высокой скоростью. Университеты должны активно адаптироваться к новым знаниям и технологиям, чтобы подготавливать кадры, соответствующие современным требованиям рынка труда. Следует также учитывать и усиление глобальной конкуренции в сфере высшего образования образовании. В глобальном масштабе существует ожесточенная конкуренция между университетами за привлечение студентов, ведущих ученых и исследовательских грантов. Инновации позволяют университетам выделяться и привлекать внимание контактных аудиторий.
Важным аспектом является и то, что работодатели все чаще ожидают от выпускников университетов не только теоретические знания, но и практические навыки, адаптированные к современным технологиям и методам работы. Помимо этого, университеты должны реагировать на социальные проблемы и экономические вызовы своих регионов. Инновации позволяют разрабатывать новые методы решения этих проблем.
В современном мире, когда формируются контуры шестого технологического уклада, критически важное значение приобретают междисциплинарные исследования. Многие из современных вызовов требуют комплексного, междисциплинарного подхода. Инновационные университеты содействуют сотрудничеству между различными факультетами и областями знаний. В этой связи также повышается актуальность вопросов цифровизации образования. Информационные технологии предоставляют новые возможности для обучения, исследований и администрирования. Университеты должны активно внедрять цифровые технологии в свою деятельность.
Отдельного внимания также заслуживают и интересы студенчества. Студенты сегодня имеют высокие ожидания по качеству образования и доступу к современным технологиям. Инновационные методы обучения могут удовлетворить эти потребности. В числе студенческих приоритетов следует также отметить и глобальную связанность. Университеты взаимодействуют с мировым научным и образовательным сообществом. Инновации позволяют учреждениям быстрее адаптироваться к изменениям в мировой практике.
Инновационное развитие университета необходимо для повышения его конкурентоспособности, адаптации к изменяющемуся миру и обеспечения высокого качества образования и научных исследований. Инновационные характеристики обеспечивают основу для повышения уровня финансового и кадрового обеспечения, что являются ключевыми факторами успеха на современном рынке услуг высшего образования.
Проблематика инновационного развития университетов получила развитие в работах Куижева С.К., Абдужалилов Х.А., Гашева З.Д. [1], Николаева Л.И., Ершевский С.С., Ермачков М.В. [2], Слободчикова И.В., Боджаева В.В., Голденова В.С. [3], Магдиева Н.Т., Маммаева А.З. [4], Безбородов В.С., Кушнер М.А. [5].
В настоящее время (по данным на 2021 г.), емкость рынка услуг высшего образования в Российской Федерации составляет 2 трлн. руб. (Рисунок 1). При этом наблюдается ежегодное уменьшение численности студентов в нашей стране (Рисунок 2). В тоже время, мировой рынок услуг высшего образования демонстрирует стремительный рост. В 2020 г. емкость мирового рынка оценивалась в 2 млрд. долл. США. В тоже время, эксперты прогнозируют ежегодный рост данного значения на уровне 21,1%. Таким образом, предполагается, что мировой рынок услуг университетов к 2030-2035 г.г. достигнет 10 трлн. долл. США.
Рисунок 1 – Объем рынка услуг высшего образования в Российской Федерации в 2016 – 2021 г.г.
Рисунок 2 – Численность студентов в Российской Федерации, тыс. чел. (1917/18 – 2019/20 у.г.)
Данная ситуация определяется следующими тенденциями. Дистанционное образование и онлайн-курсы получили существенное развитие в период пандемии COVID-19, которая ускорила переход к онлайн-формату обучения. Университеты разрабатывают и предлагают все больше онлайн-курсов, что позволяет им привлекать аудиторию из разных стран и обеспечивать гибкость в обучении. Современные университеты становятся все более гибкими в предоставлении образовательных услуг, позволяя студентам выбирать индивидуальные траектории обучения и собирать собственные учебные планы. Университеты внедряют технологии, включая искусственный интеллект, для оптимизации образовательного процесса, оценки успеваемости и поддержки студентов. Процессы развития онлайн-образования способствуют развитию онлайн-сертификаций и программ получения микродипломов. Короткие программы и сертификации, фокусирующиеся на конкретных навыках и областях знаний, становятся все более популярными среди студентов и действующих субъектов рынка труда. Как следствие университеты начинают предлагать образовательные программы, которые подходят как для традиционных студентов, так и для тех, кто хочет обновить свои навыки в любом возрасте. Все это обеспечило беспрецендентный рост рынка онлайн-образовательных услуг (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Объем мирового рынка онлайн-образовательных услуг, млрд. долл. США (2017 – 2023 г.г.)
В ответ на запросы рынка труда, университеты все больше внедряют практические занятия, стажировки и программы подготовки к карьере. Университеты активно развивают партнерства с другими учебными заведениями по всему миру, предлагают программы обмена студентами и учеными. Современные университеты все больше вкладывают усилия в реализацию устойчивых практик и интеграцию социальных и экологических аспектов в образовательный процесс.
В этих условиях разработка комплекса теоретических, методических и практических аспектов обеспечения инновационного развития университетов приобретает особую актуальность. Рост мирового рынка университетских услуг существенно (в 5-7 раз) опережает мировой экономический рост, что определяет исключительную привлекательность данного рынка для экономических агентов из нашей страны.
1. Куижева С.К., Абдужалилов Х.А., Гашева З.Д. Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения посредством цифрового развития АСУ вуза и электронного университета // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 3. С. 419-426
2. Николаева Л.И., Ершевский С.С., Ермачков М.В. Создание "Точки кипения" - инновационный путь развития крупного технического университета // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2020. № 4 (63). С. 44-4
3. Слободчикова И.В., Боджаева В.В., Голденова В.С. Современный университет как субъект устойчивого развития региона в условиях инновационной экономики // Вестник СевКавГТИ. 2014. № 17. С. 42-4
4. Магдиева Н.Т., Маммаева А.З. Интерактивное обучение как инновационная форма развития университета // Современный ученый. 2021. № 1. С. 30-35
5. Безбородов В.С., Кушнер М.А. Международное деловое партнерство как фактор инновационного развития университета // Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 8. Учебно-методическая работа. 2009. № 8. С. 42-44.
6. Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновационные подходы: Монография/А.В. Христофоров, И.В. Христофорова, А.Е. Суглобов ; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Суглобова. -М.: РИоР: ИНФРА-М, 2017. -159 с.
7. Суглобов А.Е., Смирнова О.Е. Кластерный подход в формировании Российской национальной инновационной системы//Вопросы региональной экономики. 2013. Т. 17. № 4. С. 81-86.