PROMISING AREAS OF RESEARCH OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF EMPLOYEES OF METALLURGICAL INDUSTRIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses promising areas of research of professional activity of workers of metallurgical industries. The practice of taking into account occupational risks and occupational morbidity of employees of metallurgical industry enterprises shows that inefficient performance of labor functions in the course of professional activity may be associated with a distorted idea of the requirements that are imposed on the subject of labor and its professionally important qualities, and this, in turn, requires a certain professional readiness and adaptation to working conditions based on selection of coping strategies appropriate to the professional situation. One of the contradictions may be the current requirements for the professionally important qualities of employees of metallurgical industries, for their performance of certain labor functions within a particular position in accordance with professional standards and the inconsistency of the existing professional and personal characteristics of employees with existing qualification requirements. The assessment of the degree of digital support of metallurgical devices and production in general makes it possible to optimize not only the policy of economic development in general, but also the professional activity of an employee of metallurgical industries, in particular – on machines with software and in the management of complex production complex systems. Considering professional training as a dynamic process of forming an employee of metallurgical industries, such trends and priority areas of educational activity as the use of a collective form of educational interaction, the implementation of a differentiated approach to students, the use of electronic and mixed learning, the use of virtual and augmented reality technologies in educational practice, individualization of training and mentoring are highlighted. The implementation of the institute of mentoring in the metallurgical sphere is significant for increasing the success of the enterprise and, importantly, for the development of a person, an employee as a person and as a subject of activity, the disclosure of his professional and personal qualities in work, as a professional at various stages of professionalization. The identified promising areas of research of the professional activity of workers of metallurgical industries can lay the foundation for the creation and implementation of a systematic approach, a model of psychological support of professional activity aimed at the development of professional and personal constructive mechanisms of professional adaptation within the framework of professional activity in the metallurgical sphere.

Keywords:
employees of metallurgical industries, mentoring, professional health, professional development, psychological support of professional activity
Text

Введение. Продукция металлургического производства, которая представляет собой отрасль тяжелой промышленности, связанная с добычей руд, их специальным обогащением, производством сплавов и металлоизделий, в настоящее время представлена в различных секторах экономики. Вместе с тем, социально-экономические изменения различных отраслей металлургической промышленности в последние годы нередко могут приводить к уменьшению заявленных расходов на обязательную охрану труда, медицинское сопровождение персонала, соответственно, могут изменяться, ухудшаться условия труда и профессиональное здоровье работников металлургических производств, что, в свою очередь, формирует повышенные риски профессиональной заболеваемости в целом [8].

Профессиональная деятельность позволяет человеку, специалисту в течение жизни быть включенным в существующую в обществе систему трудовых отношений, в активную социальную жизнь в различных ее проявлениях для личности как субъекта труда. Деятельность является основой для формирования и развития человека, при этом важное значение приобретает социальное взаимодействие между людьми в процессе выполнения деятельности. В ходе социальных интеракций человек формируется как личность, а благодаря общественным взаимоотношениям происходит, что важно, преобразование самой деятельности. Достижение успешности, результативности, эффективности выполнения профессиональной деятельности позволяет работнику реализовывать свой профессионально-личностный потенциал, обеспечивать достойное качество жизни, определять для себя пути профессионального развития в выбранной профессии [17].

Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам выделить следующие перспективные направления исследований профессиональной деятельности работников металлургических производств.

Анализ условий труда работников металлургических производств, профессиональная деятельность которых осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», говорит о том, что на работника постоянно воздействуют как определенные функционально-организационные факторы профессии, так и вредность и стрессогенность непосредственно условий профессиональной деятельности, самой профессиональной среды и этом плане для всех работников обязательной является аттестация в области промышленной безопасности [2, 16]. Практика учета профессиональных рисков и профессиональной заболеваемости работников предприятий металлургической промышленности показывает, что неэффективное исполнение трудовых функций в процессе профессиональной деятельности может быть связано с искаженным представлением о тех требованиях, которых предъявляются к субъекту труда и его профессионально важным качествам и это, в свою очередь, требует определенной профессиональной готовности и адаптации к условиям труда на основе выбора соответствующих профессиональной ситуации стратегий преодоления [3].

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.12.2022 № 4260-р «О Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года», в рамках Стратегии определены ключевые приоритеты и цели металлургической отрасли, которые, в условиях глобализации и внешних санкций, должны быть направлены на постоянное обеспечение различных секторов экономики страны металлургической продукцией [12]. И в рамках данного документа, соответственно, повышается значимость и роль профессиональной подготовки и труда работников металлургических производств, их профессиональный статус. В этом плане одним из противоречий могут являться ныне существующие требования к профессионально важным качествам работников металлургических производств, к выполнению ими определенных трудовых функций в рамках той или должности в соответствии с профессиональными стандартами и несоответствие имеющихся профессионально-личностных характеристик работников существующим квалификационным требованиям [4].

Вышеуказанные направления исследований труда работников металлургических производств приобретают особое значение сегодня в условиях цифровизации производственных процессов в металлургии. При этом важно понимать, что оценка степени цифрового обеспечения металлургических устройств и производства в целом позволяет оптимизировать не только политику развития экономики в целом, но и профессиональную деятельность работника металлургических производств, в частности – на станках с программным обеспечением и при управлении сложными производственными комплексными системами [13].

В настоящее время одним из значимых вопросов, в рамках психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов – работников металлургических производств – является вопрос о подготовке квалифицированных кадров для металлургической отрасли. Это связано с динамичными изменениями, происходящими в современном информационном обществе: цифровой трансформацией, глобализацией, информатизацией трудовых процессов. Сегодня профессиональная подготовка работников металлургических производств в условиях цифровой трансформации производства, науки и образования должна обязательно учитывать различные составляющие: дидактические, организационные, технологические, управленческие и др. Рассматривая профессиональную подготовку как динамический процесс формирования специалиста, нельзя не отметить такие тенденции и приоритетные направления образовательной деятельности, как использование коллективной формы учебного взаимодействия, реализация дифференцированного подхода к обучающимся, использование электронного и смешанного обучения, использование технологий виртуальной и дополненной реальности, индивидуализация обучения и наставничество [1].

Необходимость использования информационных технологий в образовательной практике, в рамках профессиональной подготовки, обусловливается их дидактическим потенциалом в условиях цифровой трансформации образования и сегодня это обеспечивает возможность реализовывать форматы дистанционного обучения, формировать достаточный уровень цифровой профессиональной компетентности в рамках определенной учебной дисциплины, активизировать самостоятельную работу обучающихся и их мотивационную направленность в рамках учебного взаимодействия, развивать информационную социализацию специалистов в складывающемся цифровом обществе.

Цифровая трансформация науки и образования, информатизация общественной жизни и различных видов профессиональной деятельности формирует новые требования к профессиональной подготовке и непрерывному образованию личности. В этом плане стоит отметить актуальность исследования процесса наставничества на предприятиях металлургических производств для повышения эффективности его деятельности и, что важно, для развития человека, работника как личности и как субъекта деятельности, раскрытия его профессионально-личностных качеств в труде, как профессионала на различных этапах профессионализации [9]. Реализация наставничества, менторинга на предприятиях обеспечивает передачу накопленного опыта профессиональной деятельности и значимо в контексте формирования профессионально важных качеств, ответственности, ценностно-смысловых ориентиров труда у начинающих профессионалов [14].

Необходимо отметить, что есть некоторые трудности в рамках института наставничества на больших предприятиях, среди которых, например, трудности для наставников в обучаемости различным современным нововведениям в условиях цифровой трансформации производства, осваивание различных электронных блоков управления и т.п.; наличие у работников с большим стажем работы на предприятиях отдельных симптомов профессионального выгорания, что, в свою очередь, может определять мотивацию трудовой деятельности и снижать уровень вовлеченности в процесс обучения молодых работников; отсутствие понимания у руководства института наставничества на предприятии и, как следствие, отсутствие штатной структуры наставников на предприятии или экономическая невыгодность реализации функционала наставничества, что может осложнять процесс профессиональной адаптации молодых специалистов при выполнении профессиональной деятельности [11]. В этом ключе целесообразным видится подготовка наставников на самих предприятиях и развитие структуры и потенциала их профессиональных компетенций с помощью применения специально разработанной индивидуальной или групповой тренинговой работы на основе компетентностного подхода [5].

Значимость и перспективность исследований специфики профессиональной деятельности работников металлургических производств обуславливается еще и тем, что большая часть исследований труда работников металлургических производств в настоящее время выполнена в сфере медицины труда, экологии труда и связана с выявлением условий труда и профилактикой профессиональных рисков и профессиональных заболеваний [8, 10, 15]. Несмотря на существующие исследования, в научной психологической литературе работы, посвященные вопросам психологического сопровождения успешности профессиональной деятельности, анализу профессионально важных качеств, психологических факторов успешности труда работников металлургических производств пока представлены достаточно фрагментарно [6, 7].

Выводы. На сегодняшний день металлургия относится к тем отраслям, работа в которой связана с достаточно высокими рисками для профессионального здоровья и профессионального долголетия работников, что определяет актуальность и перспективность исследований профессиональной деятельности работников металлургических производств с позиций успешности и качества труда. Можно смело подчеркнуть, что сегодня существует практикоориентированная потребность исследований профессиональной адаптации, успешности профессиональной деятельности, института наставничества, процедур профессиональной аттестации и профессионального отбора работников металлургических производств. Кроме того, выделенные перспективные направления исследований могут заложить основу для создания и реализации системного подхода, модели психологического сопровождения профессиональной деятельности работников металлургических производств, направленную на развитие профессионально-личностных конструктивных механизмов профессиональной адаптации в рамках выполняемой профессиональной деятельности в металлургической сфере.

References

1. Antonovskij A.V., Korzhan D.I., Aksenov P.S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noj deyatel'nosti personala tamozhennyh organov [Psychological and pedagogical support of the professional activity of customs personnel: monograph]. Tver': SFK-ofis Publ., 2016, 196 p. (in Russian)

2. Bernackaya O.S., Lutovinov P.P., Zubkova O.V. Organizaciya formirovaniya kompetencij na osnove attestacii rabotnikov dlya povysheniya ustojchivosti razvitiya predpriyatiya [Organization of the formation of competencies based on the certification of employees to increase the sustainability of the enterprise]. Organizator proizvodstva [Production organizer], 2022, Tom 30, no. 1, pp. 145-157. (in Russian)

3. Bysyuk A.S. Ob uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti metrologov [On the success of the professional activity of metrologists]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2010, no. 4 (35), pp. 150-155. (in Russian)

4. Gajvoronskij K.I. Upravlenie professional'nymi riskami na metallurgicheskom proizvodstve [Professional risk management in metallurgical production]. Resursosberegayushchie tekhnologii v kontrole, upravlenii kachestvom i bezopasnosti. Sbornik nauchnyh trudov XI Mezhdunarodnoj konferencii, Tomsk, 8-10 noyabrya 2022 goda [Resource-saving technologies in control, quality management and safety. Collection of scientific papers of the XI International Conference, Tomsk, November 8-10, 2022]. Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij politekhnicheskij universitet Publ., 2023, pp. 47-50. (in Russian)

5. Demidova I.F., Rud' O.V. Struktura kompetencij nastavnika molodezhi na krupnom promyshlennom predpriyatii [Competence structure of a youth mentor at a large industrial enterprise]. V mire nauchnyh otkrytij [In the world of scientific discoveries], 2013, no. 3.2. (39), pp. 50-69. (in Russian)

6. Dzhumagulova A.F. Osobennosti professional'noj motivacii molodyh specialistov: na primere rabotnikov metallurgicheskih predpriyatij [Features of professional motivation of young specialists: on the example of employees of metallurgical enterprises: abstract of the dissertation]. Saint-Petersburg, 2010, 25 p. (in Russian)

7. Kalekina A.V. Vliyanie professional'noj kul'tury na udovletvorennost' trudom inzhenerov-konstruktorov promyshlennyh predpriyatij [The influence of professional culture on the satisfaction with the work of design engineers of industrial enterprises: abstract of the dissertation]. Moscow, 2009, 27 p. (in Russian)

8. Karabasheva ZH.A., Demin V.I. Analiz sostoyaniya ohrany truda na predpriyatii metallurgicheskoj otrasli i razrabotka meropriyatij po ih uluchsheniyu [Analysis of the state of labor protection at the metallurgical industry enterprise and development of measures to improve them]. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education], 2021, no. 73-8, pp. 145-150. (in Russian)

9. Mal'ceva T.V., Reuckaya I.E., Petrov V.E. Psihologicheskoe konsul'tirovanie lichnosti v processe professionalizacii [Psychological counseling of a person in the process of professionalization: study guide]. Moscow: Izdatel'skij Centr RIOR Publ., 2020, 136 p. (in Russian)

10. Masyagutova L.M., Abdrahmanova E.R., Bakirov A.B., Gimranova G.G., Ahmetshina V.T., Gizatullina L.G., Gabdulvaleeva E.F., Volgareva A.D., Hafizova A.S. Rol' uslovij truda v formirovanii professional'noj zabolevaemosti rabotnikov metallurgicheskogo proizvodstva [The role of working conditions in the formation of occupational morbidity of metallurgical production workers]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation], 2022, Tom 101, no. 1, pp. 47-52. (in Russian)

11. Muzhilko T.I. Nastavnichestvo kak faktor uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti rabotnikov predpriyatij himicheskoj promyshlennosti [Mentoring as a factor of success of professional activity of employees of chemical industry enterprises]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2017, no. 3, pp. 40-46. (in Russian)

12. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28.12.2022 № 4260-r [Order of the Government of the Russian Federation, 28.12.2022, no. 4260-r] «O Strategii razvitiya metallurgicheskoj promyshlennosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [On the Strategy for the development of the metallurgical industry of the Russian Federation for the period up to 2030] [Electronic resource]. http://www.consultant.ru/ (accessed 11 July 2023). (in Russian)

13. Romanova O.A., Sirotin D.V. Cifrovizaciya proizvodstvennyh processov v metallurgii: tendencii i metody izmereniya [Digitalization of production processes in metallurgy: trends and measurement methods]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo gornogo universiteta [Proceedings of the Ural State Mining University], 2021, no. 3 (63), pp. 136-148. (in Russian)

14. Rud' O.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie nastavnikov rabochej molodezhi v usloviyah promyshlennogo proizvodstva [Psychological support of mentors of working youth in the conditions of industrial production: abstract of the dissertation]. Rostov-na-Donu, 2015, 23 p. (in Russian)

15. Surzhikov D.V., Kislicyna V.V., Oleshchenko A.M., Korsakova T.G. Ocenka riskov formirovaniya professional'nyh zabolevanij u rabotnikov metallurgicheskogo kombinata [Assessment of the risks of the formation of occupational diseases in employees of the metallurgical plant]. Medicina truda i promyshlennaya ekologiya [Occupational medicine and industrial ecology], 2018, no. 6, pp. 15-18. (in Russian)

16. Federal'nyj zakon ot 21.07.1997 № 116-FZ (red. ot 29.12.2022) [Federal Law, 21.07.1997, no. 116-FZ] «O promyshlennoj bezopasnosti opasnyh proizvodstvennyh ob"ektov» [About industrial safety of hazardous production facilities] [Electronic resource]. http://www.consultant.ru/ (accessed 11 July 2023). (in Russian)

17. Fedotov S.N. Problema issledovaniya psihologicheskih faktorov uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti specialistov [The problem of research of psychological factors of success of professional activity of specialists: monograph]/ Ryazan': Kolupaeva EV Publ., 2022, 176 p. (in Russian)

Reviews
1. Promising directions for research into the professional activities of metallurgical workers Authors: Gorach Nikolay


Login or Create
* Forgot password?