аспирант
Россия
УДК 159.9 Психология
В статье рассмотрены перспективные направления исследований профессиональной деятельности работников металлургических производств. Практика учета профессиональных рисков и профессиональной заболеваемости работников предприятий металлургической промышленности показывает, что неэффективное исполнение трудовых функций в процессе профессиональной деятельности может быть связано с искаженным представлением о тех требованиях, которых предъявляются к субъекту труда и его профессионально важным качествам и это, в свою очередь, требует определенной профессиональной готовности и адаптации к условиям труда на основе выбора соответствующих профессиональной ситуации стратегий преодоления. Одним из противоречий могут являться ныне существующие требования к профессионально важным качествам работников металлургических производств, к выполнению ими определенных трудовых функций в рамках той или иной должности в соответствии с профессиональными стандартами и несоответствие имеющихся профессионально-личностных характеристик работников существующим квалификационным требованиям. Оценка степени цифрового обеспечения металлургических устройств и производства в целом позволяет оптимизировать не только политику развития экономики в целом, но и профессиональную деятельность работника металлургических производств, в частности – на станках с программным обеспечением и при управлении сложными производственными комплексными системами. Рассматривая профессиональную подготовку как динамический процесс формирования работника металлургических производств, выделены такие тенденции и приоритетные направления образовательной деятельности, как использование коллективной формы учебного взаимодействия; реализация дифференцированного подхода к обучающимся; использование электронного и смешанного обучения; использование технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательной практике; индивидуализация обучения и наставничество. Реализация института наставничества в металлургической сфере значима для повышения успешности деятельности предприятия и, что важно, для развития человека, работника как личности и как субъекта деятельности, раскрытия его профессионально-личностных качеств в труде как профессионала на различных этапах профессионализации. Выделенные перспективные направления исследований профессиональной деятельности работников металлургических производств могут заложить основу для создания и реализации системного подхода, модели психологического сопровождения профессиональной деятельности, направленную на развитие профессионально-личностных конструктивных механизмов профессиональной адаптации в рамках выполняемой профессиональной деятельности в металлургической сфере.
работники металлургических производств, наставничество, успешность профессиональной деятельности, профессиональное развитие, психологическое сопровождение профессиональной деятельности
Введение. Продукция металлургического производства, которая представляет собой отрасль тяжелой промышленности, связанная с добычей руд, их специальным обогащением, производством сплавов и металлоизделий, в настоящее время представлена в различных секторах экономики. Вместе с тем, социально-экономические изменения различных отраслей металлургической промышленности в последние годы нередко могут приводить к уменьшению заявленных расходов на обязательную охрану труда, медицинское сопровождение персонала, соответственно, могут изменяться, ухудшаться условия труда и профессиональное здоровье работников металлургических производств, что, в свою очередь, формирует повышенные риски профессиональной заболеваемости в целом [8].
Профессиональная деятельность позволяет человеку, специалисту в течение жизни быть включенным в существующую в обществе систему трудовых отношений, в активную социальную жизнь в различных ее проявлениях для личности как субъекта труда. Деятельность является основой для формирования и развития человека, при этом важное значение приобретает социальное взаимодействие между людьми в процессе выполнения деятельности. В ходе социальных интеракций человек формируется как личность, а благодаря общественным взаимоотношениям происходит, что важно, преобразование самой деятельности. Достижение успешности, результативности, эффективности выполнения профессиональной деятельности позволяет работнику реализовывать свой профессионально-личностный потенциал, обеспечивать достойное качество жизни, определять для себя пути профессионального развития в выбранной профессии [17].
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам выделить следующие перспективные направления исследований профессиональной деятельности работников металлургических производств.
Анализ условий труда работников металлургических производств, профессиональная деятельность которых осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», говорит о том, что на работника постоянно воздействуют как определенные функционально-организационные факторы профессии, так и вредность и стрессогенность непосредственно условий профессиональной деятельности, самой профессиональной среды и этом плане для всех работников обязательной является аттестация в области промышленной безопасности [2, 16]. Практика учета профессиональных рисков и профессиональной заболеваемости работников предприятий металлургической промышленности показывает, что неэффективное исполнение трудовых функций в процессе профессиональной деятельности может быть связано с искаженным представлением о тех требованиях, которых предъявляются к субъекту труда и его профессионально важным качествам и это, в свою очередь, требует определенной профессиональной готовности и адаптации к условиям труда на основе выбора соответствующих профессиональной ситуации стратегий преодоления [3].
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.12.2022 № 4260-р «О Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года», в рамках Стратегии определены ключевые приоритеты и цели металлургической отрасли, которые, в условиях глобализации и внешних санкций, должны быть направлены на постоянное обеспечение различных секторов экономики страны металлургической продукцией [12]. И в рамках данного документа, соответственно, повышается значимость и роль профессиональной подготовки и труда работников металлургических производств, их профессиональный статус. В этом плане одним из противоречий могут являться ныне существующие требования к профессионально важным качествам работников металлургических производств, к выполнению ими определенных трудовых функций в рамках той или должности в соответствии с профессиональными стандартами и несоответствие имеющихся профессионально-личностных характеристик работников существующим квалификационным требованиям [4].
Вышеуказанные направления исследований труда работников металлургических производств приобретают особое значение сегодня в условиях цифровизации производственных процессов в металлургии. При этом важно понимать, что оценка степени цифрового обеспечения металлургических устройств и производства в целом позволяет оптимизировать не только политику развития экономики в целом, но и профессиональную деятельность работника металлургических производств, в частности – на станках с программным обеспечением и при управлении сложными производственными комплексными системами [13].
В настоящее время одним из значимых вопросов, в рамках психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов – работников металлургических производств – является вопрос о подготовке квалифицированных кадров для металлургической отрасли. Это связано с динамичными изменениями, происходящими в современном информационном обществе: цифровой трансформацией, глобализацией, информатизацией трудовых процессов. Сегодня профессиональная подготовка работников металлургических производств в условиях цифровой трансформации производства, науки и образования должна обязательно учитывать различные составляющие: дидактические, организационные, технологические, управленческие и др. Рассматривая профессиональную подготовку как динамический процесс формирования специалиста, нельзя не отметить такие тенденции и приоритетные направления образовательной деятельности, как использование коллективной формы учебного взаимодействия, реализация дифференцированного подхода к обучающимся, использование электронного и смешанного обучения, использование технологий виртуальной и дополненной реальности, индивидуализация обучения и наставничество [1].
Необходимость использования информационных технологий в образовательной практике, в рамках профессиональной подготовки, обусловливается их дидактическим потенциалом в условиях цифровой трансформации образования и сегодня это обеспечивает возможность реализовывать форматы дистанционного обучения, формировать достаточный уровень цифровой профессиональной компетентности в рамках определенной учебной дисциплины, активизировать самостоятельную работу обучающихся и их мотивационную направленность в рамках учебного взаимодействия, развивать информационную социализацию специалистов в складывающемся цифровом обществе.
Цифровая трансформация науки и образования, информатизация общественной жизни и различных видов профессиональной деятельности формирует новые требования к профессиональной подготовке и непрерывному образованию личности. В этом плане стоит отметить актуальность исследования процесса наставничества на предприятиях металлургических производств для повышения эффективности его деятельности и, что важно, для развития человека, работника как личности и как субъекта деятельности, раскрытия его профессионально-личностных качеств в труде, как профессионала на различных этапах профессионализации [9]. Реализация наставничества, менторинга на предприятиях обеспечивает передачу накопленного опыта профессиональной деятельности и значимо в контексте формирования профессионально важных качеств, ответственности, ценностно-смысловых ориентиров труда у начинающих профессионалов [14].
Необходимо отметить, что есть некоторые трудности в рамках института наставничества на больших предприятиях, среди которых, например, трудности для наставников в обучаемости различным современным нововведениям в условиях цифровой трансформации производства, осваивание различных электронных блоков управления и т.п.; наличие у работников с большим стажем работы на предприятиях отдельных симптомов профессионального выгорания, что, в свою очередь, может определять мотивацию трудовой деятельности и снижать уровень вовлеченности в процесс обучения молодых работников; отсутствие понимания у руководства института наставничества на предприятии и, как следствие, отсутствие штатной структуры наставников на предприятии или экономическая невыгодность реализации функционала наставничества, что может осложнять процесс профессиональной адаптации молодых специалистов при выполнении профессиональной деятельности [11]. В этом ключе целесообразным видится подготовка наставников на самих предприятиях и развитие структуры и потенциала их профессиональных компетенций с помощью применения специально разработанной индивидуальной или групповой тренинговой работы на основе компетентностного подхода [5].
Значимость и перспективность исследований специфики профессиональной деятельности работников металлургических производств обуславливается еще и тем, что большая часть исследований труда работников металлургических производств в настоящее время выполнена в сфере медицины труда, экологии труда и связана с выявлением условий труда и профилактикой профессиональных рисков и профессиональных заболеваний [8, 10, 15]. Несмотря на существующие исследования, в научной психологической литературе работы, посвященные вопросам психологического сопровождения успешности профессиональной деятельности, анализу профессионально важных качеств, психологических факторов успешности труда работников металлургических производств пока представлены достаточно фрагментарно [6, 7].
Выводы. На сегодняшний день металлургия относится к тем отраслям, работа в которой связана с достаточно высокими рисками для профессионального здоровья и профессионального долголетия работников, что определяет актуальность и перспективность исследований профессиональной деятельности работников металлургических производств с позиций успешности и качества труда. Можно смело подчеркнуть, что сегодня существует практикоориентированная потребность исследований профессиональной адаптации, успешности профессиональной деятельности, института наставничества, процедур профессиональной аттестации и профессионального отбора работников металлургических производств. Кроме того, выделенные перспективные направления исследований могут заложить основу для создания и реализации системного подхода, модели психологического сопровождения профессиональной деятельности работников металлургических производств, направленную на развитие профессионально-личностных конструктивных механизмов профессиональной адаптации в рамках выполняемой профессиональной деятельности в металлургической сфере.
1. Антоновский А.В., Коржан Д.И., Аксенов П.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности персонала таможенных органов: монография. Тверь: ООО «СФК-офис», 2016. 196 с.
2. Бернацкая О.С., Лутовинов П.П., Зубкова О.В. Организация формирования компетенций на основе аттестации работников для повышения устойчивости развития предприятия // Организатор производства. 2022. Том 30. № 1. С. 145-157.
3. Бысюк А.С. Об успешности профессиональной деятельности метрологов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. № 4 (35). С. 150-155.
4. Гайворонский К.И. Управление профессиональными рисками на металлургическом производстве / Ресурсосберегающие технологии в контроле, управлении качеством и безопасности. Сборник научных трудов XI Международной конференции, Томск, 8-10 ноября 2022 года. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2023. С. 47-50.
5. Демидова И.Ф., Рудь О.В. Структура компетенций наставника молодежи на крупном промышленном предприятии // В мире научных открытий. 2013. № 3.2. (39). С. 50-69.
6. Джумагулова А.Ф. Особенности профессиональной мотивации молодых специалистов: на примере работников металлургических предприятий: автореф. … канд. психол. наук. СПб., 2010. 25 с.
7. Калекина А.В. Влияние профессиональной культуры на удовлетворенность трудом инженеров-конструкторов промышленных предприятий: автореф. … канд. психол. наук. М., 2009. 27 с.
8. Карабашева Ж.А., Демин В.И. Анализ состояния охраны труда на предприятии металлургической отрасли и разработка мероприятий по их улучшению // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73-8. С. 145-150.
9. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е., Петров В.Е. Психологическое консультирование личности в процессе профессионализации: учебное пособие. М.: Издательский Центр РИОР, 2020. 136 с.
10. Масягутова Л.М., Абдрахманова Е.Р., Бакиров А.Б., Гимранова Г.Г., Ахметшина В.Т., Гизатуллина Л.Г., Габдулвалеева Э.Ф., Волгарева А.Д., Хафизова А.С. Роль условий труда в формировании профессиональной заболеваемости работников металлургического производства // Гигиена и санитария. 2022. Том 101. № 1. С. 47-52.
11. Мужилко Т.И. Наставничество как фактор успешности профессиональной деятельности работников предприятий химической промышленности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 3. С. 40-46.
12. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2022 № 4260-р «О Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.07.2023).
13. Романова О.А., Сиротин Д.В. Цифровизация производственных процессов в металлургии: тенденции и методы измерения // Известия Уральского государственного горного университета. 2021. № 3 (63). С. 136-148.
14. Рудь О.В. Психологическое сопровождение наставников рабочей молодежи в условиях промышленного производства: автореф. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2015. 23 с.
15. Суржиков Д.В., Кислицына В.В., Олещенко А.М., Корсакова Т.Г. Оценка рисков формирования профессиональных заболеваний у работников металлургического комбината // Медицина труда и промышленная экология. 2018. № 6. С. 15-18.
16. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.07.2023).
17. Федотов С.Н. Проблема исследования психологических факторов успешности профессиональной деятельности специалистов: монография. Рязань: ИП Колупаева ЕВ, 2022. 176 с.