The article explains the relevance of the concept of ethnic and religious tolerance and safety of different religious cultures in Russia, covers the issues of the relationship of religion and culture, inter-religious dialogue, which have become central in the textbook "Culture. Religion. Tolerance ", authors O.N. Sinyutkina, D.K. Szymanskaya, A.S. Parshakov.
religious culture, tolerance, secularization, confessional space, ethnoconfessional security.
В настоящее время в Российской Федерации растет актуальность проблемы этноконфессиональной безопасности и толерантности, так как в стране более 190 [2] этносов и более 70 [21] религиозных течений. При этом ксенофобия, сепаратизм, насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного сепаратизма, по данным Стратегии национальной безопасности России до 2020 года, возрастают [11]. Отсюда рост этноконфессиональной напряженности в России (о чем свидетельствуют опросы населения, комментарии в электронных СМИ и т.д.). Поэтому задача формирования установок толерантного поведения растет. И именно задача актуализирует появление для студентов специальной литературы, раскрывающей вопросы соотношения культуры и религии, культуры и толерантности, толерантности и религии. В числе такой необходимой литературы можно назвать издание учебного пособия для студентов гуманитарных вузов «Культура. Религия. Толерантность» О.Н. Синюткиной, О.К. Шиманской, А.С. Паршакова [1], ставшим закономерным итогом научной работы данного коллектива авторов [12-20]. Они отмечают, что, вынося в заглавие учебного пособия слова «культура», «религия» и «толерантность», они исходили из понимания узловых проблемных вопросов современности. В их числе понимание сути мировой культуры и места религий в ней ведет человека современного мира к утверждению межкультурной коммуникации в той форме, которая несет в себе гуманистический заряд.
По мнению авторов, современный российский студент, живущий в быстро меняющемся и глобализирующемся мире, нуждается в неких ориентирах в поле гуманитарного знания религиоведческого характера. Без них он вольно или невольно оказывается объектом манипуляций тех политиков и тех общественных лидеров, которые проводят в жизнь свои групповые интересы, сталкивая людей между собой и порождая тем самым конфессиональные конфликты разного уровня [1,с. 5,6 ].
Российскому студенту необходимо иметь некоторые базовые представления о многоликости российского сообщества, включающего и разные этносы с их конфессиями, потому что зачастую поликонфессиональность в России порождает многочисленные фобии (например, исламофобия [3]). По данным ВЦИОМ, не испытывают неприязни к другим народам только 55 процентов жителей России[4]. Для разрешения этих проблем необходимы усилия людей (особенно молодых поколений), глубоко понимающих корни этих явлений и готовых к поиску путей преодоления негативных тенденций.
Авторская концепция предлагаемого учебного пособия сводится к следующим основным позициям:
- культура, религия и толерантность тесным образом взаимосвязаны;
- существуют разные подходы к оценке этой взаимосвязи;
- своеобразие взаимодействий культуры и религии определяется региональными особенностями исторического развития;
- значимость религиозных мировоззренческих установок связана с процессами укрепления толерантности и развития межконфессионального диалога.
Учебное пособие не подменяет имеющиеся в распоряжении студента справочники, энциклопедии, словари, соответствующую богатую по содержанию и форме литературу, не претендует на то, чтобы охватить тематику в полном ее объеме, – это и невозможно, учитывая, насколько многоаспектен материал. Тем не менее авторы надеются на то, что студент в результате знакомства с учебным пособием получит представление о соотношении содержания понятий «культура», «религия», «толерантность», а также о том, как в реальной жизни представлены те явления, которые принято обозначать указанными дефинициями.
Из многозначного содержания понятия «культура» (экономическая, политическая, бытовая и пр.) в тексте пособия делается акцент на религиозной культуре, на сущностные моменты взаимосвязи культуры и религии.
Цель создания пособия авторы видят в том, чтобы показать связь теоретических постулатов гуманитарного знания с конкретикой современной действительности и возможность тесной связи понимания базовых понятий с предотвращением конфликтов через воспитание толерантного подхода к окружающей действительности.
Логическая цепь подачи материалов следующая: рассматривается соотношение содержания понятий «культура», «религия», «толерантность» в научной мысли прошлого и настоящего, дается объяснение того, как взаимосвязаны религия и культура на примере христианства, ислама и др. Излагается точка зрения по поводу влияния культуры и религии на толерантность членов общества.
Таким образом, учебное пособие, предлагаемое студенту, дает научно-методическое обеспечение преподавания культурологии для разных учебных аудиторий.
1. Kul´tura. Religiya. Tolerantnost´ [Tekst]: uchebnoe posobie dlya vuzov / O.N. Senyutkina, O.K. Shimanskaya, A.S. Parshakov, M.P. Samoylova; pod red. O.N. Senyutkinoy. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: NITs INFRA-M, 2016.
2. Natsional´nyy sostav naseleniya Rossiyskoy Federatsii. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.
3. Neterpimost´ v Rossii: starye i novye fobii [Tekst]. Sb. nauchnykh trudov / pod red. G.G. Vitkovskoy i D. Trenina. - M.: Moskovskiy Tsentr Karnegi, 1999.
4. Novosti [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa - http://news.open.by/country/20279
5. Parshakov A.S., Senyutkina O.N.. Shimanskaya O.K. Vospitanie tolerantnosti kak faktor etnokonfessional´noy bezopasnosti [Tekst]. Vestnik Samarskogo universiteta. 2014. № 1(112). S. 65-70
6. Parshakov A.S. Pravoslavie i ukrainskiy regionalizm v zerkale rossiyskikh i ukrainskikh media: k voprosu ob osvyashchenii vizitov Svyateyshego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla v Ukrainu [Tekst]. Religii i SMI: sb. materialov kruglogo stola 15 noyabrya 2011 goda. M. - N. Novgorod: ID «Medina»: Nizhegorodskiy gosudarstvennyy lingvisticheskiy universitet im. N.A. Dobrolyubova, 2012. S. 66-72.
7. Senyutkina O.N. Analiz tsennostnykh orientatsiy kak bazovyy printsip izucheniya istorii tsivilizatsiy [Tekst]. Pervyy Rossiyskiy kul´turologicheskiy kongress (Sankt-Peterburg, 25-29 avgusta 2006): Programma. Tezisy dokladov. SPb.: Eydos, 2006. S. 242, 243.
8. Senyutkina O.N., Guseva Yu.N. Metodologicheskie printsipy i priemy issledovaniya etnokonfessional´nykh vzaimodeystviy [Tekst] . Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta im. N.A. Dobrolyubova. 2012. Vyp. 19. S. 229-238.
9. Senyutkina O.N. Tyurkizm kak istoricheskoe yavlenie (na materialakh istorii Rossiyskoy imperii 1905-1916 gg.) [Tekst] / O.N. Senyutkina; pod obshch. red. akad. O.A. Kolobova. - N. Novgorod: Izd-vo NGLU: Izd. dom «Medina», 2007.
10. Senyutkina O.N. K voprosu o tsennostyakh islamskoy tsivilizatsii [Tekst]. Istoriya i sovremennost´. 2006. № 2. S. 67-71.
11. Strategiya natsional´noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.scrf.gov.ru/documents/1/99.html.
12. Shimanskaya O.K. Problema krizisa kul´tury v russkoy konservativnoy mysli vtoroy poloviny KhIX - nachala KhKh veka [Tekst]. Pervyy Rossiyskiy kul´turologicheskiy kongress (Sankt-Peterburg, 25-29 avgusta 2006): Programma. Tezisy dokladov. SPb.: Eydos, 2006. S. 226, 227.
13. Shimanskaya O.K. Sotsial´naya deyatel´nost´ staroobryadcheskikh soglasiy: istoriya i sovremennost´ [Tekst]. Svoboda sovesti v Rossii: istoricheskiy i sovremennyy aspekty: sb. statey. Vyp. 19. SPb.: Rossiyskoe ob´´edinenie issledovateley religii, 2014. S. 219-242.
14. Shimanskaya O. Sotsial´noe sluzhenie religioznykh organizatsiy kak faktor preodoleniya neterpimosti i ekstremizma: tendentsii i perspektivy (na primere Nizhegorodskoy oblasti) [Tekst]. Religiya i grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: preodolenie stereotipov i sotsial´noe sluzhenie: Materialy Pervoy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Religioznyy faktor v sotsial´no-politicheskoy zhizni sovremennoy Rossii» (preodolenie neterpimosti i ekstremistskikh tendentsiy), Moskva, 7 iyunya 2011 goda / pod red. A.A. Krasikova, R.N. Lunkina. M.: ID «Yurisprudentsiya», 2012. S. 149-169.
15. Shimanskaya O.K. Tsivilizatsionnyy krizis Rossii i desekulyarizatsiya / kontrsekulyarizatsiya kak variant ego razresheniya [Tekst]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2015. № 2 (20). S. 50-56.
16. Shimanskaya O.K. Molodezhnaya politika: mezhdu gosudarstvennoy i obshchestvennoy initsiativoy (Na materiale Nizhegorodskoy obl.) [Tekst]. Vlast´. 2013. № 10. S. 051-053
17. Shimanskaya O.K., Popova S.A., Kapralova A.P. Studenchestvo kak ob´´ekt i sub´´ekt politiki: teoriya, mirovoy opyt, rossiyskie regional´nye realii (Na primere Nizhegorodskogo regiona) [Tekst]. Region v period modernizatsii: aktual´nye problemy politicheskoy zhizni. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2014. S. 219-223.
18. Shimanskaya O.K., Bolotov I.V. Gosudarstvennaya ideologiya v predstavleniyakh sovremennogo pravoslavnogo bogosloviya: vzglyad cherez istoriyu [Tekst]. Gosudarstvo, obshchestvo. Tserkov´ v istorii Rossii KhKh veka : materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. V 2-kh ch. / otv. red. A.A. Kornikov. Ivanovo, 2014. S. 310-317.
19. Shimanskaya O.K. Lyuteranstvo v etnokonfessional´noy polifonii Nizhegorodchiny [Tekst]. Lyuterane v Rossii: k 300-letiyu rasprostraneniya lyuteranstva v Sibiri: sb. dokladov Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Omsk, 2014. S. 46-48.
20. Shimanskaya O.K. Izmenenie religioznykh praktik russkoy pravoslavnoy tserkvi v usloviyakh krizisa Rossiyskoy tsivilizatsii [Tekst]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2014. № 28 (180). S. 216-225.
21. Etnokul´turnyy oblik Rossii: perepis´ 2002 goda [Tekst]. Institut etnologii i antropologii im. N.N. Miklukho-Maklaya RAN. M.: Nauka, 2007. S. 28.