employee
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article is devoted to the study of the problems of forecasting the stagnation of professional and personal development of future representatives of law enforcement agencies and doctors based on an assessment of information stress tolerance. The following methods were used: expert survey and psychological testing (questionnaire for assessing the severity of stagnation of professional and personal development; methodology for diagnosing information stress tolerance). The sample consisted of 298 people (students of the Tver State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, cadets of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Prince A. Nevsky and the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, police officers). It is shown that the stagnation of professional and personal development of specialists is largely determined by such a personal factor as information stress tolerance, which includes «Information activity», «Information skepticism», «Information illegibility», «Sensitivity to information stress», «Generalization of stressful information», «Stress regulation of behavior», «The intensity of the value conflict under stress». In the absence of trends towards stagnation in development among students of modern Russian universities, some features of its determination have been established. Thus, students (future doctors) are distinguished by an increased and sustained desire to obtain personally significant information and information sensitivity. At the same time, under the influence of intensive informational and psychological influence, both students and cadets do not have a revision of interests, motives and goals of life, i.e. students «live an ordinary life». Linear regression models for assessing «Stagnation of professional and personal development», «Loss of motivation for self-realization», «Awareness of stagnation in work» based on particular indicators of information stress non tolerance of specialists are proposed and tested. The approach makes it possible to improve the methods of psychological prevention and support of specialists in terms of overcoming stagnation phenomena at the personal level, as well as countering negative informational and psychological influence.
stress tolerance, stagnation of professional and personal development, forecasting, information and psychological impact, information stress, stress regulation of behavior
Актуальность. Вопросы профессионально-личностного развития сотрудников любой сферы деятельности были и остаются одними самых востребованных в практике кадровой работы. Однако пребывание в профессии имеет ряд как положительных, так и отрицательных (проблемных) моментов. С одной стороны, на первый план выходят: карьерный рост, профессиональная идентичность, траектории совершенствования личности, самоактуализация, профессионализация, удовлетворенность трудом и т.п. С другой стороны, одной из актуальнейших проблем работы с персоналом любой организации является комплектование соответствующих должностей, обеспечение надежности деятельности, корпоративной лояльности, продуктивности, профессионального долголетия и работоспособности сотрудников. Детерминация сложившейся кадровой ситуации варьируется от относительно низкой заработной платы, высочайшей рабочей нагрузки, несовершенства управления трудовыми коллективами до противоречий деятельности, профессиональных ошибок, конфликтных межличностных отношений, моббинга, постоянного информационно-психологического давления [1, 5, 16 и др.]. Во многом именно психологически насыщенные негативные факторы деятельности обусловливают редукцию объема и качества исполнения должностных обязанностей, стагнационные тенденции, в конечном счете, принятие сотрудниками решения об увольнении. Возникают различные негативные явления – эмоциональное выгорание, стагнация, дезадаптация, демотивация, деструкция, девиантные формы поведения и др. [8, 10, 17 и др.].
В настоящей статье акцент сделан на стагнации профессионально-личностного развития как на форме психологического кризиса, при которой сотрудник осознает ограниченность ресурсов реализации себя в жизнедеятельности, не видит карьерных перспектив, мучается решением экзистенциальных дилемм, охвачен эмоциональными переживаниями и ощущением «пустоты бытия» [2, 3, 13 и др.]. При всей вариативности детерминации данного кризисного явления, одним из центральных является стрессовое воздействие, в первую очередь, негативное информационно-психологическое [6, 9, 14 и др.].
Под информационной стресс-интолерантностью будем понимать интегральное личностное образование, проявляющееся в склонности человека значимо и дисконгруэнтно реагировать на негативное информационно-психологическое воздействие, меняя мотивацию жизнедеятельности и морально-нравственные ценности, модели поведения, а также перестраивая межличностные отношения.
Заявленные феномены – «стагнация профессионально-личностного развития» и «информационный стресс» – нашли широкое отражение в ряде научных исследований (стагнация развития – И.С. Бухарова, А.В. Гнеушева, А.А. Деркач, В.Г. Звзыкин, А.К. Маркова, Н.А. Подымов и др.; информационно-психологический стресс – Д.Г. Добродинский, А.Г. Караяни, Ю.М. Караяни, А.А. Королёв, В.А. Ладов, И.Г. Малкина-Пых, А.Р. Мухамедьянова, В.В. Немец, Г. Селье, О.Б. Тапалова, Е.В. Яковлев, В.А. Шаповал, А.О. Шарапов и др.). В центр внимания ставились – проблема развития человека в профессии, реализация, акмеологические аспекты, феноменология стресса, предикторы информационно-психологической стрессоустойчивости и т.п. [8, 18 и др.]. При всей проработанности вопросов исследования стагнации профессионально-личностного развития и проблематики негативного информационно-психологического воздействия, взаимосвязь стагнации и потенциала информационной стресс-интолерантности не изучена, что обусловливает актуальность проведения соответствующего научного исследования.
Методика исследования. Цель психологического исследования – эмпирически изучить влияние информационной стресс-интолерантности на стагнацию профессионально-личностного развития, на основе чего разработать регрессионную модель прогнозирования выраженности стагнации у специалистов различных профессий. В основе методологии научного изыскания лежат акмеологический, деятельностный и субъектный подходы в психологии и девиантология. Для изучения феноменологии стагнации профессионально-личностного развития и информационно-психологической стресс-интолератности был сформирован комплексный диагностический инструментарий. Применялись: экспертный опрос (по 9-балльной шкале на основе семантического дифференциала) и психологическое тестирование. Методики: 1) опросник оценки выраженности стагнации профессионально-личностного развития, n=80 [11]; 2) методика диагностики информационной стресс-толерантности, форма «В», n=122 [12]. Выборка составила 298 человек, в том числе 118 студентов (группа «студенты») стоматологического, педиатрического и лечебного факультетов Тверского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации (104 валидных протокола), 158 курсантов (группа «курсанты») Военного университета Минобороны России им. князя А. Невского и Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя (130 валидных протоколов), 22 сотрудника полиции (22 валидных протокола). Характеристики групп: 1) «студенты»: средний возраст – 19,01 лет (стандартное отклонение – 1,31), стаж обучения – 1,48 лет; 41 муж. и 77 жен.; 2) «курсанты»: 21,31 (2,69), 2,3; 114 и 44, соответственно; 3) «сотрудники»: 36,02 (5,27), 10,6; 22 и 0, соответственно. Эмпирические сведения приводились к шкале станайн. Математико-статистическая обработка данных (частотный анализ, описательная статистика, оценка различий в группах, регрессионный анализ) была реализована в программных продуктах MS Excel и SPSS 13.0 for Windows.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ эмпирических данных проводился в двух выборках («студенты» и «курсанты») в сравнении с нормативными значениями по шкалам примененных диагностических методик.
В силу относительно небольшого объема выборки исследования распределения как общего показателя «Стагнация профессионально-личностного развития» (рис. 1 и 2), так и парциальных индикаторов методик оказались далеки от нормального. Указанные распределения визуально похожи, имея выраженную правостороннюю асимметрию, что указывает на тенденцию достаточно низкой выраженности стагнационных процессов у обучающихся.
Рисунок 1 – Распределение показателя «Стагнация» для группы «студенты»
Рисунок 2 – Распределение показателя «Стагнация» для группы «курсанты»
Расчет нормативных значений и применение непараметрического U-критерия Манна-Уитни подтвердил наличие некоторых статистически значимых различий в исследованных группах (табл. 1). Так, в сравнении с нормативной выборкой студенты отличаются повышенным и устойчивым стремлением к получению личностно значимой информации (в т.ч. в рамках освоения профессии, а также сведений из масс-медиа, р=0,001) и информационной сензитивностью (р=0,01). При этом студентам и курсантам не свойственна напряженность конфликта ценностей при информационном стрессе (р=0,001 и р=0,01, соответственно), что указывает на отсутствие ревизии интересов, мотивов и целей жизнедеятельности под влиянием интенсивного информационно-психологического воздействия (например, в период зачетно-экзаменационной сессии). Важно отметить, что стагнационные тенденции в развитии (в том числе некоторые частные предикторы, например, «осознание застоя») у обучающихся не проявились. Подобные результаты во многом соответствуют частным выводам, сделанным в ряде аналогичных научных исследований [4, 7, 15 и др.].
Таблица 1 – Описательная статистика по показателям методик исследования
Наименование шкалы |
нормы |
студенты |
курсанты |
|||
Хср |
СКО |
Хср |
СКО |
Хср |
СКО |
|
Осознание застоя в работе1 |
17,044 |
6,479 |
17,279 |
6,222 |
17,712 |
6,523 |
Переживание монотонии1 |
27,063 |
5,586 |
25,933 |
5,294 |
26,816 |
5,405 |
Утрата мотивации к самореализации1 |
14,551 |
6,352 |
15,365 |
6,452 |
15,540 |
6,722 |
Информационная активность2 |
24,325 |
5,289 |
28,898*** |
5,303 |
24,934 |
5,150 |
Информационный скептицизм2 |
14,450 |
4,138 |
13,695 |
4,031 |
13,224 |
4,105 |
Информационная неразборчивость2 |
13,900 |
3,433 |
13,017 |
3,323 |
13,461 |
3,273 |
Информационная сензитивность2 |
18,125 |
3,777 |
21,941** |
3,812 |
19,283 |
4,184 |
Генерализация инфо-стресса2 |
15,325 |
3,689 |
16,890 |
3,686 |
15,632 |
3,778 |
Стресс-регуляция поведения2 |
27,575 |
3,889 |
26,144 |
4,329 |
26,954 |
4,805 |
Напряженность конфликта ценностей при стрессе2 |
14,200 |
2,875 |
11,949*** |
3,01 |
12,211** |
3,448 |
Примечание: ** - уровень значимости 0,01; *** - уровень значимости 0,001; 1 – опросник оценки выраженности стагнации профессионально-личностного развития; 2 – методика диагностики информационной стресс-толерантности.
Для разработки прогностической модели применялся линейный регрессионный анализ (табл. 2) на интегральной выборке 334 обучающихся. Исследованы: 1) общая модель оценки стагнации профессионально-личностного развития; 2) частные модели прогнозирования компонентов выраженности стагнации. Модель прогнозирования переживания монотонии оказалась низко продуктивной (детерминация менее 10 %), что указывает на гораздо большее количество предикторов, чем было учтено. Действительно, помимо информационной стресс-интолерантности стагнационные процессы личности определяются многими иными характеристиками (например, характеристиками мотивационной сферы, установками, копинг-поведением и т.п.)
Таблица 2 – Параметры линейной регрессионной модели
Параметр / коэффициенты |
Стагнация |
Осознание застоя в работе |
Утрата мотивации к самореализации |
Константа |
0,897 |
2,366 |
4,727 |
Информационная активность |
0,263 |
-0,095 |
0,274 |
Информационный скептицизм |
- |
0,392 |
-0,291 |
Информационная неразборчивость |
0,016 |
0,240 |
-0,237 |
Информационная сензитивность |
0,140 |
0,026 |
0,054 |
Генерализация инфо-стресса |
0,081 |
- |
- |
Стресс-регуляция поведения |
-0,065 |
-0,038 |
-0,110 |
Напряженность конфликта ценностей при стрессе |
0,131 |
0,064 |
0,038 |
Детерминация модели, процент (корреляция) |
22,0 (0,469) |
33,5 (0,579) |
42,5 (0,652) |
Наилучшие прогностические характеристики имеет модель оценки частного предиктора «Утрата мотивации к самореализации» (фактор информационной стресс-интолерантности на 42,5 % детерминирует стагнацию, остальные 57,5 % неучтенные факторы, например, связанные с учебным процессом, утратой интереса к профессии и т.п.). Несколько снижено качество модели прогнозирования предиктора «Осознание застоя в работе» (33,5 %). Посредственно на выборке обучающихся работает модель прогнозирования стагнации профессионально-личностного развития (22,0 %), что, вероятно, связано как с принципиально низким уровнем выраженности «застойных» явлений в период обучения в вузе, так и высокой мотивацией студентов (будущих врачей, военнослужащих и т.д.).
Сравнение различных моделей указывает на значимое влияние информационной стресс-интолерантности и то, что во всех алгоритмах слагаемыми, потенцирующими стагнационные явления, являются «Информационная сензитивность» (усиливает стагнацию), «Напряженность конфликта ценностей при информационном стрессе» (усиливает стагнацию), «Стресс-регуляция поведения» (профилактирует стагнацию). Некоторые индикаторы имеют разнонаправленное действие. Например, «Информационная активность» потенцирует стагнацию и утрату мотивации к самореализации, но препятствует осознанию застоя в работе. «Информационная неразборчивость» усиливает стагнацию и осознание застоя в работе, но снижает вероятность утраты мотивации к самореализации. Параметры имеют различные весовые коэффициенты, а, соответственно, и степень влияния. Отдельные показатели оказывают частную детерминацию, для конкретной модели (например, «Генерализация информационного стресса» входит только в модель прогнозирования стагнации).
Для верификации возможности использования предложенных моделей прогнозирования применительно к деятельности сотрудников силовых ведомств, было проведено контрольное оценивание на группе «сотрудники» (табл. 3).
Таблица 3 – Сведения о качестве распознавании стагнационных явлений у сотрудников полиции
Выраженность стагнации (факт / модель, чел.) |
Стагнация |
Осознание застоя в работе |
Утрата мотивации к самореализации |
Высокий уровень |
8 / 9 |
10 / 8 |
15 / 14 |
Средний уровень |
10 / 11 |
12 / 9 |
5 / 7 |
Низкий уровень |
4 / 2 |
0 / 5 |
2 / 1 |
Кол-во точно распознанных образов, чел. / процент |
15 / 68,2 |
16 / 72,7 |
20 / 90,9 |
Применение моделей прогнозирования на реальной выборке сотрудников полиции показало их очень высокое качество – процент распознавания варьировался от 68,2 до 90,9 %, что позволяет превентивно определять генерализацию стагнационных процессов у представителей профессий особого риска.
Выводы. По результатам проведенного эмпирического исследования проблемы прогнозирования стагнации профессионально-личностного развития на основе информационной стресс-интолерантности можно сделать следующие выводы:
1. Стагнация профессионально-личностного развития специалистов во многом определяется таким личностным фактором как информационная стресс-интолерантность, в составе которого следует выделить «Информационную активность», «Информационный скептицизм», «Информационную неразборчивость», «Сензитивность к информационному стрессу», «Генерализацию стрессогенной информации», «Стресс-регуляцию поведения», «Напряженность конфликта ценности при стрессе».
2. При отсутствии у обучающихся тенденций к стагнации в развитии, установлены некоторые особенности её детерминации. Так, студенты (будущие врачи) отличаются повышенным и устойчивым стремлением к получению личностно значимой информации и информационной сензитивностью. При этом под влиянием интенсивного информационно-психологического воздействия и у студентов, и у курсантов не происходит ревизия интересов, мотивов и целей жизнедеятельности, т.е. обучающиеся «живут обычной жизнью».
3. Предложенные линейные регрессионные модели оценки «Стагнации профессионально-личностного развития», «Утраты мотивации к самореализации», «Осознания застоя в работе» основаны на частных индикаторах информационной стресс-интолерантности специалистов, имея высокий процент распознавания контрольных образов (сотрудники полиции) – от 68,2 до 90,9 %.
4. Предложенный подход позволяет совершенствовать методы психологической профилактики и поддержки специалистов в части преодоления стагнационных явлений на уровне личности, а также противодействия негативному информационно-психологическому влиянию.
1. Aksenova G.I., Aksenova P.Yu., Dvoynishnikova V.N. Empiricheskoe issledovanie psihologicheskoy ustoychivosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy k stressovym situaciyam // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. [An empirical study of the psychological stability of employees of the penitentiary system to stressful situations // Man: crime and punishment. ] 2021. T. 29. № 4. pp. 526-538. (in Russian)
2. Buharova I.S. «Vyhod za predely» v lichnostnom i professional'nom razvitii pedagoga // Pedagogicheskaya perspektiva. [Going beyond" in the personal and professional development of a teacher // Pedagogical perspective] 2021. № 4. pp. 28-36.(in Russian)
3. Gneusheva A.V. Vliyanie professional'noy stagnacii na process professional'nogo stanovleniya lichnosti // Srednerusskiy vestnik obschestvennyh nauk. [The influence of professional stagnation on the process of professional formation of personality // Central Russian Bulletin of Social Sciences] 2013. № 1. pp. 26-33.(in Russian)
4. Dobrodinskiy D.G. Informacionnaya aktivnost' lichnosti kak uslovie informacionnoy aktivnosti obschestva // Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. [Information activity of a personality as a condition of information activity of society // Journal of the Belarusian State University. Philosophy. Psychology] 2021. № 1. pp. 39-43.(in Russian)
5. Karayani A.G., Utlik E.P. Samoregulyaciya funkcional'nyh sostoyaniy v boevoy obstanovke // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. [Self-regulation of functional states in a combat situation // Psychopedagogy in law enforcement agencies] 2018. № 3 (74). pp. 5-9. doihttps://doi.org/10.24411/1999-6241-2018-13001.(in Russian)
6. Korolev A.A. Informacionnyy stress v uchebnom processe: problema lichnostnogo reagirovaniya, riski nevrotizacii // Psihologiya i psihotehnika.[Information stress in the educational process: the problem of personal response, the risks of neurotization // Psychology and psychotechnics], 2021. № 4. pp. 1-14.(in Russian)
7. Ladov V.A. Informacionnyy skepticizm i virtual'naya real'nost' // Gumanitarnaya informatika. [Informational skepticism and virtual reality // Humanitarian informatics], 2011. Vyp. 6. pp. 38-52.(in Russian)
8. Malkina-Pyh I.G. Ekstremal'nye situacii. M.: Izd-vo Eksmo, [Extreme situations. Moscow: Eksmo Publishing House], 2005. 960 pp.(in Russian)
9. Muhamed'yanova A.R., Shiryaev V.B. Vyrazhennost' informacionnogo stressa i sposoby ego optimizacii // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal «Simvol nauki».[Severity of information stress and ways to optimize it // The international scientific journal "Symbol of Science"] 2017. № 03-3. pp. 203-205.(in Russian)
10. Nemec V.V., Vinogradova E.P. Stress i strategii povedeniya // Nacional'nyy psihologicheskiy zhurnal. [Stress and behavior strategies // National Psychological Journal] 2017. № 2 (26). pp. 59-72.(in Russian)
11. Petrov V.E. Stagnaciya professional'no-lichnostnogo razvitiya kak prediktor biopsihologicheskogo stareniya // Lichnostnye resursy antistareniya, M.: Rusayns.[Stagnation of professional and personal development as a predictor of biopsychological aging // Personal resources of anti-aging] 2024. pp. 55-66.(in Russian)
12. Petrov V.E., Nesterova E.N. Diagnostika i protivodeystvie destruktivnomu informacionno-psihologicheskomu vliyaniyu na predstaviteley silovyh vedomstv // Psihologiya professional'noy deyatel'nosti: problemy, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya / mat. V Mezhd. nauchn.-prakt. konf. M., [Diagnostics and counteraction to destructive informational and psychological influence on representatives of law enforcement agencies // Psychology of professional activity: problems, modern the state and prospects of development / mat. V. International Scientific-practical] 2023. pp. 107-112.(in Russian)
13. Podymov N.A. Krizis professional'nogo razvitiya i faktory ego preodoleniya // Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. [The crisis of professional development and the factors of its overcoming // Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University] 2022. № 2 (62). pp. 307-313.(in Russian)
14. Stolyarenko A.M., Serdyuk N.V., Vahnina V.V., Boeva O.M., Grischenko L.L. Psihologicheskie aspekty destruktivnogo informacionno-psihologicheskogo vozdeystviya // Psihologiya i pravo. [Psychological aspects of destructive informational and psychological impact // Psychology and law] 2019. T. 9. № 4. pp. 75-89. DOI:https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090406.(in Russian)
15. Tapalova O.B., Zhienbaeva N.B. Psihofiziologicheskie korrelyaty disstressa // Universum: psihologiya i obrazovanie: elektron. nauch. zhurnal.[Psychophysiological correlates of distress // Universum: psychology and education: electron. scientific journal] 2018. № 11 (53). pp. 12-18.(in Russian)
16. Shapoval V.A., Kurdyukova V.Yu. Informacionno-psihologicheskaya ustoychivost' sotrudnikov policii: opredelenie ponyatiya i konceptual'no-metodologicheskie podhody issledovaniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. [Information and psychological stability of police officers: definition of the concept and conceptual and methodological research approaches // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia] 2022. № 3 (95). pp. 207-214.(in Russian)
17. Sharapov A.O. Novye tehnologii psihologicheskogo soprovozhdeniya sotrudnikov organizaciy v situacii stagnacii i krizisa // Perspektivy nauki i obrazovaniya. [New technologies of psychological support for employees of organizations in a situation of stagnation and crisis // Prospects of science and education] 2015. № 5 (17). pp. 75-82.(in Russian)
18. Yakovlev E.V., Leont'ev O.V., Gnevyshev E.N. Psihologiya stressa: uchebnoe posobie. SPb.: Izd-vo Universiteta pri MPA EvrAzES, [Psychology of stress: a textbook. St. Petersburg: Publishing House of the University at the IPA EurAsEC] 2020. 94 p.(in Russian)