Current reforms in the sphere of public education and substantial changes in socio-economic conditions would indeed affect schoolteachers’ personality, particularly in the value-semantic aspect. To stay professionally efficient and to achieve ambitious goal of further development and improvement of the comprehensive education system. Thus of paramount importance is the alignment of the teaching staff’ personal and professional values and the main predestination of a Teacher’s work.
teacher, value-semantic aspect, pedagogical values, public education, axiological guidelines.
Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы, приоритетному национальному проекту «Образование» и вступившему в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из ключевых задач реформирования системы общего образования выступает превращение этой системы в эффективный институт социального развития личности в новом социокультурном и социально-экономическом пространстве. При внесении соответствующих изменений в существующую систему общего образования предполагается, что результатом станет достижение высокого, современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В этих нормативных документах заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании: выявление и приоритетная поддержка лидеров — «точек роста» нового качества образования и внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
Между тем заявленные инновации в сфере общего образования не могут быть реализованы без активного включения в этот процесс самих субъектов образования, в первую очередь учителей [7].
Одним из основных моментов эффективного протекания вносимых изменений, улучшения качества современного общего образования является, на наш взгляд, создание единого ценностно-смыслового пространства всех субъектов образования, в котором ключевая роль отводится профессиональным ценностям и установкам, личностным смыслам современного учителя. Как бы ни менялись социально-экономические условия в обществе, как бы ни была искажена система духовных и общественных ценностей, какие бы направления реформирования общего образования ни обозначались на государственном уровне, учитель выступает центральной фигурой процесса обучения и социализации будущих поколений. В связи с этим будет уместно вспомнить основополагающий принцип гуманистической педагогики: «…личность может быть воспитана только личностью» [5].
1. Kostyuchenkova O.E. Zavisimost' obraza professional'nogo Ya ot izmeneniya tsennostnykh orientatsiy pedagoga: diss. … kand. psikhol. nauk. - M., 2004.
2. Novye tsennosti obrazovaniya: Tezaurus dlya uchiteley. - M.: Innovator, 1995.
3. Ravkin Z.I. Konstruktivno-geneticheskiy podkhod k issledovaniyu tsennostey obrazovaniya - odno iz napravleniy razvitiya sovremennoy otechestvennoy teorii pedagogiki: uchebnoe posobie / pod red. Z.I. Ravkina. Obrazovanie: idealy i tsennosti (istoriko-teoreticheskiy aspekt). - M.: ITPiO RAO, 1995. - S. 8-35.
4. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; pod red. V.A. Slastenina. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2002.
5. Khudyakova N.L. Razvitie cheloveka i vospityvayushchaya funktsiya obrazovaniya. - Chelyabinsk: izd-vo ChelGU, 2002.
6. Khutorskoy A.V. Pedagogicheskaya innovatika: metodologiya, teoriya, praktika. - M.: Izd-vo UNTs DO, 2005.
7. Shishov S.E. Kachestvo obshchego obrazovaniya v postindustrial'nom obshchestve. Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2008. - № 5. - S. 52-56.
8. Shishov S.E. Tsennosti kachestva obrazovaniya shkol'nika i kachestva shkol'nogo obrazovaniya. Tsennosti i smysly. - 2010. - № 3. - S. 5-22.