Происходящее в настоящее время реформирование сферы отечественного образования, продолжающиеся значимые изменения социально-экономических условий в нашей стране существенным образом сказываются на динамике содержания ценностно-смысловой сферы личности современного педагога. Для эффективной профессиональной деятельности, достижения поставленных высоких целей дальнейшего развития общего образования необходимо четкое соответствие системы ценностей педагогов, их личностных и профессиональных смыслов и основного предначертания работы учителя.
учитель; ценностно-смысловая сфера; педагогические ценности; общее образование; аксиологические ориентиры.
Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы, приоритетному национальному проекту «Образование» и вступившему в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из ключевых задач реформирования системы общего образования выступает превращение этой системы в эффективный институт социального развития личности в новом социокультурном и социально-экономическом пространстве. При внесении соответствующих изменений в существующую систему общего образования предполагается, что результатом станет достижение высокого, современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В этих нормативных документах заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании: выявление и приоритетная поддержка лидеров — «точек роста» нового качества образования и внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
Между тем заявленные инновации в сфере общего образования не могут быть реализованы без активного включения в этот процесс самих субъектов образования, в первую очередь учителей [7].
Одним из основных моментов эффективного протекания вносимых изменений, улучшения качества современного общего образования является, на наш взгляд, создание единого ценностно-смыслового пространства всех субъектов образования, в котором ключевая роль отводится профессиональным ценностям и установкам, личностным смыслам современного учителя. Как бы ни менялись социально-экономические условия в обществе, как бы ни была искажена система духовных и общественных ценностей, какие бы направления реформирования общего образования ни обозначались на государственном уровне, учитель выступает центральной фигурой процесса обучения и социализации будущих поколений. В связи с этим будет уместно вспомнить основополагающий принцип гуманистической педагогики: «…личность может быть воспитана только личностью» [5].
1. Костюченкова О.Е. Зависимость образа профессионального Я от изменения ценностных ориентаций педагога: дисс. … канд. психол. наук. - М., 2004.
2. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей. - М.: Инноватор, 1995.
3. Равкин З.И. Конструктивно-генетический подход к исследованию ценностей образования - одно из направлений развития современной отечественной теории педагогики: учебное пособие / под ред. З.И. Равкина // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). - М.: ИТПиО РАО, 1995. - С. 8-35.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Худякова Н.Л. Развитие человека и воспитывающая функция образования. - Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2002.
6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
7. Шишов С.Е. Качество общего образования в постиндустриальном обществе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 5. - С. 52-56.
8. Шишов С.Е. Ценности качества образования школьника и качества школьного образования // Ценности и смыслы. - 2010. - № 3. - С. 5-22.