In the article are briefly described sources and basic approaches to the regulation of international intellectual migration in the historical retrospective. It is refined the volume of the concept of term «international intellectual migration». Primary attention is given to the analysis of the acting mechanisms of stimulation and opposition to migration of intellectual personnel in the foreign countries and Russia. In the conclusion the possible scenarios of further development of phenomenon are represented; are proposed the directions of opposition to mass intellectual emigration from Russia and interaction with the Russian scientific association abroad.
intellectual migration, mechanisms of stimulation, TNK, mechanisms of opposition, methods of regulation, specific-program approach.
Одной из ярких особенностей современного периода, является качественное изменение структуры миграционных потоков, связанное с научно-технической революцией, и увеличением среди мигрирующих доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной подготовки. Это обусловлено прежде всего тем, что переход к постиндустриальному обществу существенно повысил роль научного и инженерного труда в социально-экономическом развитии стран и эффективного использования ими имеющихся ресурсов.
Особенно остро проблема сохранения и приумножения интеллектуального капитала обозначилась в последние годы, что в значительной мере связано с обострением конкурентной борьбы на мировых рынках товаров, услуг и дефицита исследователей. В этих условиях особое внимание уделяется созданию и функционированию высокотехнологичных центров инновационной индустрии и НИОКР. Примером тому могут служить: Силиконовая долина в США; центр научных исследований в области биотехники, клинической медицины в Великобритании; «СофияАнтиполис» во Франции и т.д. Примечательно, что подобные центры формируются не только в развитых, но и в развивающихся странах, как например, зоны развития новых и высоких технологий, или технопарков в Южной Корее, Малайзии, Китае, Индии. Вознаграждение умов в таких центрах выше, и туда привлекается большее количество квалифицированных кадров, как национальных, так и зарубежных, составляющих существенную часть персонала. В результате — национальная принадлежность участников мирового рынка научно-технических кадров, ученых и специалистов теряет свое прежнее значение, а географические границы перестают быть реальным ограничением при перемещении и, как следствие, возрастает роль эффективного управления этими процессами.
На уровне отдельных стран осуществляется целый комплекс мер миграционной и научно-технической политики, призванных оптимизировать управление потоками интеллектуальной миграции. В иммиграционном законодательстве большинства развитых стран предусмотрены специальные привилегии для ученых. Например, в США действуют несколько программ, обеспечивающих ускоренное получение вида на жительство для «особо выдающихся специалистов» по двум категориям: Alien of Extraordinary Ability и Alien of Exceptional Ability. Чтобы доказать свою принадлежность к одной из этих категорий, соискателю приходится собирать пакет документов и составлять заявление, которое должно убедить чиновников иммиграционной службы в том, что он действительно принесет пользу научному прогрессу в США. Времени это может, однако, занять много — полгода, а то и год с лишним. В отличие от собственно поисков работы, позиции соискателя в борьбе с иммиграционной бюрократией заметно усиливаются при наличии докторской степени, профессорского звания, хотя бы небольшого числа цитирований в англоязычной литературе. В этом случае, смело можно подавать просьбу о получении грин-карты даже без формальной поддержки от работодателя, по категории профессионалов исключительно высокой квалификации. Понадобятся лишь несколько рекомендательных писем от коллег. Однако большинство специалистов, особенно молодых, получает вид на жительство при поддержке работодателя, и этот путь, хоть и длительный, тоже, как правило, всегда завершается успехом.
1. Badaeva A. Integratsiya evropeyskogo obrazovatel'nogo prostranstva / Pod red. A.V. Ryabova. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2009.
2. V mire net pretsedentov massovogo vozvrashcheniya uchenykh/ http://www.gazeta.ru/comments/2010/02/16_x_3324635.shtml.
3. Iontsev V.A. Determinanty sovremennoy mezhdunarodnoy migratsii naseleniya. Voprosy sovershenstvovaniya migratsionnoy politiki Rossii. Nauchnaya seriya «Mezhdunarodnaya migratsiya naseleniya. Rossiya i sovremennyy mir». Vyp. 23. - M.: Maks Press, 2010. S. 64.
4. Kutsenko T.I., Kutsenko V.V. Intellektual'naya migratsiya v sovremennoy Rossii: Monografiya. - M.: Sputnik+, 2011.
5. Ledeneva L., Nekipelova E. Migratsiya vypusknikov vuzov za rubezh - poterya dlya rossiyskoy nauki. Chelovek i Trud. 2003. № 5.
6. Malakha I.A. K voprosu ob utechke umov iz Rossii vo vtoroy polovine 1990-kh gg.. Mir v zerkale mezhdunarodnoy migratsii. Ser.: Mezhdunarodnaya migratsiya naseleniya: Rossiya i sovremennyy mir. Vyp. 10. - M.: MAKS Press, 2002.
7. Mozgi vynosyat! http://versia.ru/articles/2009/dec/21/vozvraschenie_uchenih-emigrantov
8. O merakh pravitel'stva KNR po predotvrashcheniyu «utechki mozgov» i povysheniyu zarabotnoy platy vedushchim uchenym i professoram. - Institut Dal'nego Vostoka RAN, 2002.
9. Egorov M. Tsennye kadry begut za rubezh. Zapad otmechaet uvelichenie ottoka iz Rossii kvalifitsirovannykh rabotnikov. Nezavisimaya gazeta. 09.12.2008.
10. Ryazantsev S.V., Tkachenko M.F. Mirovoy rynok truda i mezhdunarodnaya migratsiya. - M.: Ekonomika, 2010.
11. Federal'nyy zakon RF «O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» № 115-FZ s izmeneniyami ot 19 maya 2010 g. № 86-FZ, vstupivshimi v silu s 1 iyulya 2010 g.
12. Fedotov A. Institut mezhdunarodnykh chinovnikov: stanovlenie i perspektivy razvitiya. http://www.rau.su/observer/N1-2_03/index.htm
13. Appleyard R. Migration and Development: A Critical Relationship. Asian and Pasific Migration J. Vol. 1. 2002.
14. Yashina G. A. Vygodno li Rossii obuchat' Nevtonov za rubezhom? http://www.kapital-rus.ru/articles/article/186169)