The article shows the main socio-economic trends, which defines new approach to the management of academic staff of the higher education establishments. The main requirement of the effective management is professional management system focused on individual characteristics of academic staff. Implementation stages of the management system, described in the article, help managers to develop competitive advantages as soon as possible.
academic staff, labour potential, manager of education institutions, modeling system, management system of labour potential, estimation of labour potential.
В конце прошлого века советская система высшего профессионального образования попала в серьезный кризис. Система, функционировавшая на протяжении многих лет только в рамках интересов государства, перестала соответствовать изменившимся условиям и новым запросам других потребителей — студентов, их родителей, работодателей, общества.
В настоящее время высшие учебные заведения функционируют в совершенно новых социально-экономических условиях, характеризующихся [1]:
- возрастанием необходимости укрепления взаимодействия с предприятиями и организациями-работодателями, органами местной и федеральной власти;
- невозможностью обеспечения эффективной деятельности кафедр и факультетов без учета внешней среды;
- ростом численности состава преподавателей и сотрудников вузов в связи с наблюдавшимся в последние годы интенсивным ростом выпуска специалистов;
- появлением большого количества новых факультетов и кафедр, массовым открытием новых специальностей;
- оснащением вузов разнообразными техническими средствами, вычислительной техникой, необходимостью их использования и обслуживания;
- интенсивной компьютеризацией учебного процесса и развитием информационных технологий;
- ростом значения и объемов научных исследований на кафедрах, возрастанием требований к качеству НИР, повышением роли научной деятельности преподавателей и студентов при оценке деятельности высших учебных заведений;
- ростом квалификации преподавателей, удельного веса лиц с учеными степенями и званиями, повышением уровня требований к организации учебно-воспитательного процесса;
- необходимостью решать проблемы финансового обеспечения и внебюджетного финансирования деятельности вуза, что способствует формированию и развитию коммерческой деятельности вуза;
- отсутствием централизованного распределения выпускников, необходимостью такой их подготовки, чтобы они после окончания вуза могли быть востребованы работодателями;
- ужесточением порядка лицензирования, аттестации и аккредитации вузов в связи с развитием негосударственного образования;
- изменившимся качественным составом студентов, широким использованием обучения на платной основе;необходимостью интеграции российского образования в мировой образовательный процесс.
1. Reznik S.D., Sazykina O.A. Modelirovanie kachestv rukovodyashchikh kadrov vuzov. Universitetskoe upravlenie. 2008. № 6. S. 57-61.