Specialist in personnel management in the modern socio-economic conditions should be able to prevent conflicts and to assist adaptation in the workplace for new employees. To do this you must navigate to the personal qualities and characteristics of emotional response. Personal characteristics and specific features of family education and interaction in families with low social status reflected in the literature are insufficient, which may cause difficulties for specialist staff. With the help of the «Family Environmental Scale» was studied the specificity of family interaction in 30 families with low social status. Recommendations on interaction and adaptation in the workplace are presented based on the analysis of the results. We need sincere, friendly attitude, behavior monitoring, timely conflict management, account of the slave’s behavior and obedience to authority. The increased desire for independence it is possible to use as motivation.
рersonnel management, adaptation in the workplace, families with low social status, recommendations for cooperation.
Изучение способов управления человеческими ресурсами становится все более актуальным [14]. Для повышения эффективности управления персоналом специалистам по управлению необходимо ориентироваться в личностных особенностях, системе ценностей, особенностях поведения, эмоционального реагирования [12]. Только при этих условиях возможно предотвращение конфликтов, создание благоприятного эмоционального климата и эффективное взаимодействие сотрудников, их взаимосотрудничество и при необходимости — взаимовыручка.
В современных социально-экономических условиях специалист по управлению персоналом должен уметь найти общий язык со всеми работниками, в том числе с низким социальным статусом. Между тем особенности эмоционального реагирования, специфика поведения, особенности семейного воспитания в семьях с низким социальным статусом в литературе отражены недостаточно, и взаимодействие с членами таких семей представляет определенные трудности.
Семья — это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей [7, 10]. Семья играет важнейшую роль в процессе формирования и развития личности [3, 6]. Семья чутко реагирует на социально-экономические процессы, происходящие в обществе [1, 4]. В любой семье существуют определенные, сложившиеся нормы поведения, у членов семьи существуют свои обязанности [5, 8]. Семейные конфликты возникают, когда члены семьи не подчиняются семейным нормам поведения, не занимаются возложенной деятельностью, не участвуют в преодолении трудностей [2, 9]. Если в семье в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные задачи семьи, специфические для каждой стадии жизненного цикла, такую семью считают дисгармоничной [11, 13]. Для таких семей характерны: «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти-подчинения; эмоциональная зависимость и несимметричность эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи, фактическое неравноправие, отношения принуждения [7, 12]. Функционирование деструктогенной семьи порождает проблемы и конфликты [4, 10]. Трудности ослабляют семью, приводят к нарушению семейного взаимодействия, социальной дезадаптации членов семьи [5, 9]. Очевидно, что специалисту по управлению персоналом необходимо ориентироваться в трудностях и проблемах дисгармоничных семей, а также семей с низким социальным статусом для более эффективного мотивирования и стимулирования ее членов и социального адаптирования в трудовом коллективе.
Цель проведенного исследования — изучение специфики семейного взаимодействия в семьях с низким социальным статусом для разработки рекомендаций по адаптации в трудовом коллективе.
1. Druzhinin V.N. Psychology of the family. St. Petersburg, 2007. (in Russian)
2. Korshikov V.M. Criminology family problems. Perm, 1987. (in Russian)
3. Kosenko V.G. Pedagogical framework for prevention of deviant behavior in adolescence. Cand. Diss. Belgorod, 1998, p. 91. (in Russian)
4. Kupriyanov, S.Y. Role of family factors in the formation of variants of the psychical mechanism of pathogenesis of bronchial asthma and their correction techniques of family psychotherapy. Cand. Diss. Leningrad, 1985. (in Russian)
5. Kupriyanov S.Yu. Family therapy of patients with bronchial asthma. Mental Hygiene and mental prevention: Sat. scientific. Tr. Leningrad, 1983, pp. 76-84. (in Russian)
6. Liders A.G. Psychological examination of the family. Moscow, 2007. (in Russian)
7. Silaeva G.E. Psychology of family relations with the basics of family counselling: Proc. the Handbook for students. Moscow, 2002. (in Russian)
8. Satir V. Family Psychotherapy. St. Petersburg, 2006. (in Russian)
9. Simonova M.V., Bazhutkina L.P. Berdnikov V.A. Approaches to a systematic increase of the average wage in the region on the basis of productivity growth. Review of European Studies. V. 7, I. 2; 2015 ISSN 1918-7173 E-ISSN 1918-7181 Published by Canadian Center of Science and Education doihttps://doi.org/10.5539/res.v7n2p58 Available at: http://dx.doi.org/10.5539/res.v7n2p58
10. Titarenko, V.S. Family education, its specificity and the need. Culture of family relations. Moscow, 1985. (in Russian)
11. Eidemiller E.G. Ustecky Clinical-psychological diagnostics of relationships in families of adolescents with psychopathy and accentuations of character neuroses and neurosis-like States. Methodical recommendations. Leningrad, 1987. (in Russian)
12. Eidemiller E.G., Dobryakov I.V., Nikolskaya I.M. Family diagnosis and family therapy. St. Petersburg, 2003. (in Russian)
13. Barker, Ph. Basic Family Therapy. London, Granade Publ., 1981. 214 p.
14. Carter, E.A., McGoldrick, M. The Family life cycle and family therapy: An overview. The family Life Cycle: A framework for family therapy. N.Y.: Gardner Press, 1980.