Russian Federation
A task of providing the advanced scientific and technological base for batch production of perspective weapon systems and military technology of a good quality requires qualified human resources with new competencies. The role of universities is not only training, but also in promoting the development of innovative enterprises in general and active participation in the implementation of innovative projects, formation of young professionals the necessary competencies. It is necessary to consider the synergy of education, business and science for the effective functioning of the high-tech industries of the defense industrial complex, focused on constant innovation activity. Close interaction of universities and enterprises on personnel training issues should be considered as one of the main resources for improving the quality of education, providing practice-oriented training of specialists in the defense industry as well as creation an innovative environment at universities and enterprises of the defense industrial complex.
personnel training for high-quality production, lifelong learning system, dissociation of high-quality production and university, engineering education popularization, competencies of a modern engineer.
В оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России входят 1353 организации и предприятия, расположенные в 64 субъектах Российской Федерации, и на них работает более 2 млн человек [1].
На сегодняшний день объем продукции, выпускаемый такими высокотехнологичными производствами ОПК, как авиа и ракетостроение, радиотехника, микро и наноэлектроника превышает 90% [2]. Это объясняется темпами научнотехнического роста, обновлением производственной и материально-технической базы, модернизацией существующих и созданием новых инновационных технологий. К примеру, объем инноваций в авиакосмической и оборонной промышленности в 2014 г. составил 62 162 внедренных изобретения [3].
Одним из ключевых элементов производства, особенно высокотехнологичного, является кадровый ресурс. В последние десятилетия стали прослеживаться значительные проблемы в управлении и воспроизводстве данного ресурса, в подготовке кадров качественно нового уровня, способных в короткие сроки эффективно осваивать и создавать инновационные технологии, повышать производительность труда в высокотехнологичных производствах ОПК.
Сегодня более 40 российских вузов готовят кадры для оборонно-промышленного комплекса [4]. Государственный план подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса — примерно 13 600 человек в год. Из них около 2000 человек — это кадры для Роскосмоса, по четырем базовым группам специальностей и направлений подготовки [5].
В реальности нет целенаправленной подготовки кадров, хотя периодически возникают различные инициативы и проходит очень много обсуждений. Что касается высшего образования в области космонавтики, то на предприятиях космической отрасли жалуются, что выпускников приходится переучивать [6].
1. Vladimir Putin postavil zadachi pered oboronno-promyshlennym kompleksom strany. HYPERLINK «http://trueinform.ru/modules.php?name=News&sid=7264».
2. Grigorev S.N., Kutin A.A., Skhirtladze A.G. Podgotovka tekhnologov dlya modernizatsii mashinostroitelnogo kompleksa Rossii // Spravochnik. Inzenerny zhurnal s prilozheniem. 2011. № 5. 1820 p.
3. Budushcheye otkryto. Sostoyanie innovatsy v 2015 g. Thomson Reuters. 5 p.
4. Gosplan po podgotovke kadrov dlya kosmicheskoy otrasli. http://profrazy.ru/show/czSGMf-MAZM/gosplan_po_podgotovke_kadrov_dlya_kosmicheskoj_otrasli.html#sthash.6LPglWyj.dpuf (accessed 11 October 2015).
5. Kak naiti Koroleva? http://www.rg.ru/2013/04/11/kosmos.html. (accessed 11 October 2015).
6. Tyulin A.E., Ozhiganov E.N., Korneyenko V.P. /Metodika reitingovoy otsenki effektivnosti ispolzovaniya chelovecheskogo kapitala // Ekonomika i predprinimatelstvo. - 2014. - № 12-3 (53-3). - pp. 183-191.
7. Bez resheniya kadrovoy problemy vse plany po indusrtializatsii ostanutsya pustym zvukom. http://www.mashportal.ru/career-26160.aspx. (accessed 7 September 2015).
8. Grigorev S.N., Yeleneva Yu.Ya. Podgotovka kadrov oboronnopromyshlennogo kompleksa Rossii: problemy i puti ikh resheniya // Vyssheye obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 6. - pp. 3-11.
9. Perechen proferssy i spetsialnostey OPK (bakalavriat, spetsialitet, magistratura). http://www.roscosmos.ru/205/1/. (accessed 4 October 2015).
10. Rimskaya O.N., Kranbikhler V.S. Nepreryvnoe obrazovanie dlya kadrov vysokotechnologichnykh otrasley ekonomoki Rossii // Ekonomika i predprinimatelstvo. - 2014. - № 10 (51). - pp. 268-270.
11. Palyanov Sistema nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya kak mekhanizm formirovaniya professionalnykh kompetentzy [Tekst] / Palyanov A.A., Rimskaya O.N. // Innovatsionnye technologii v nayke i obrazovanii: materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Cheboksary, 23 okt. 2015.) / Cheboksary: TSNS «Interaktiv plyus», 2015. - № 3 (3). - ISSN 2413-3981.