DESIGN CODE AS A WAY TO IDENTIFY THE IDENTITY OF THE AREA (USING THE EXAMPLE OF KOLTUSHI).
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article, the author explores the issue of the formation of the institute of design code and the experience of its application as a tool for individualization and improvement of visual and psychological comfort of the territory, as well as the need for its development for the formation of a modern comfortable urban environment. The author emphasizes the importance of this document today, defines the goals and objectives that are achieved when the rules for working with the appearance of the urban environment are put into effect in the territory of a city or municipality. The article also provides a positive experience of using design code in Russian cities and abroad, identifies best practices and methods to achieve the goals of developing the document in question. The local problems and proposals for improving the current urban development situation, as well as the beneficial effect of using the design code, are separately studied using the example of the city of Koltushi and the surrounding rural settlements within the boundaries of the landmark "Scientific Town of Physiologist I.P. Pavlov on the Koltusha hill".

Keywords:
comfortable urban environment, design code, modern urban environment, landscaping, Koltushi, Koltusha hill
Text
Text (PDF): Read Download

Актуальность. В настоящий момент в России и в мире в целом стоит задача в формировании комфортной современной городской среды, исключающей визуальное засорение фасадов и общественных пространств в городах и иных населенных пунктах, а также возрождение исторической и культурной их идентичности, то есть уход от глобализации и фокусирование на региональных и местных особенностях. Современная городская среда состоит из множества составляющих элементов – жилые и общественные здания, улицы, общественные пространства, фасады домов, озеленение, малые архитектурные формы, навигация и различные информационные конструкции. При отсутствии хаотичном размещении всех этих элементов создается визуальный шум, снижающий качество общее качество среды, за которым теряется исторический индивидуальный контекст местности. Использования дизайн-кода и создание городской айдентики позволяет улучшить качества городской среды, что в свою очередь благотворно влияет на экономические, социальные и иные аспекты жизни населения.

Методы исследования. В статье использованы теоретические методы исследования, которые заключались в обобщении понятия «дизайн-код» в отечественной и мировой практике. Применялись практические методы, заключавшиеся в наблюдении за конкретной территорией г. Колтуши, Ленинградской области, фотофиксации территории, натурных обследований для выявления ее идентичности и экспериментальное моделирование.

Цель исследования. Определение исторического формирования самого термина и понятия дизайн-кода, изменение отношения к нему в ключе формирования городской среды, современные практики применения дизайн-кода. Выявление индивидуальности и идентичности конкретной территории в Колтушском городском поселении на основании исследования истории формирования местности, а таже формирования конкретных предложений по созданию дизайн-кода для г.Колтуши с учетом сложившей городской функциональной структуры. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  •  проведение всестороннего анализа различных источников и существующих научных исследований по тематике создания и работы с дизайн-кодами городов и территорий;
  •   выявление особенностей разработки дизайн-кода;
  •  разработка дизайн-кода для Колтушского городского поселения в границах территории достопримечательного места федерального значения «Научный города им. И.П. Павлова и Колтушская возвышенность» в ходе проведения летней архитектурной школы на базе ФГБУ Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН.

Степень разработанности темы. Учитывая актуальность вопроса развития и становления дизайн-кода на настоящий момент в связи с политикой восстановления социокультурной идентичности общества и возрождения малых и исторических городов страны, тема развития и использования дизайн-кода является популярной для исследования. Достаточно много авторов научных статей, в том числе авторы, ссылки на работы, которых представлены в настоящей статье, исследуют становление визуального облика и силуэта городов страны, их генетического и архитектурного кода, а также возможности разработки и внедрения инструмента дизайн-кода для увеличения социальной и туристической привлекательности городов и иных населенных пунктов. При этом нужно отметить, что несмотря на общие положения в исследованиях авторов и в целом положительное отношение к институту дизайн-кода, благодаря исторической, культурной и этнографической уникальности каждого отдельно взятого населенного пункта, каждое исследование является оригинальным и важным для понимания специфики и индивидуальности применения в конкретно взятом населенном пункте.

Введение. Понятие дизайн-кода не ново для российского градостроительства. Еще Петром Первым Указом о каменном строительстве, изданном в 1714 году [1], было запрещено каменное строение в империи кроме столичного города, а строительство зданий в Санкт-Петербурге согласно положениям указа, предписывалось вести исключительно по проектам «образцовых» домов [2]. Несомненно, данный указ не является дизайн-кодом в современном понимании этого слова, но он положил начала практике унификации и упорядочивания внешнего облика столицы и иных городов в России. Его целью было стремление сформировать определенный облик городов и следовать определенным принципам, что несомненно значительно повлияло на дальнейшее развитие архитектуры и градостроительства в нашей стране.

Нельзя так же не отметить следующий шаг, значительно повлиявший на формировании внешнего облика городов Российской империи – это градостроительная реформа Екатерины II. Вскоре после вступления на трон императрицей был выпущен указ от 25 июля (5 августа) 1763 года «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов, по каждой губернии особо» [3]. Екатерина II поручила его исполнение архитекторам, которые вошли в созданную 11 декабря 1762 года «Комиссию для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», которая была направлена в том числе и на другие города Российской империи.

Данная реформа была направлена на унификацию и стандартизацию застройки городов, для улучшения состояния городской среды для создания предпосылок к развитию промышленности и торговли в стране и созданию фундамента для развития современного российского общества. Свободная мягкая застройка, следующая за формами рельефа, заменялась типовыми строениями, размещаемыми на систематизированной регулярной сети улиц [4]. В генеральных планах городов помимо создания плоско пространственных планов застройки давались рекомендации по цветовому оформлению фасадов, кровель и иных архитектурных деталей зданий и сооружений. Эти рекомендации как правило разделялись для центральных улиц и пространств города и для фоновой жилой застройки.

Типовую архитектуру советского периода, тоже в каком-то роде можно связать с дизайн-кодом, но причины такой унификации внешнего облика городов иные. Типовое градостроительство пусть и унифицировало облик городов, а экономическая ситуация не позволяла визуально засорять среду, но результатом стала полная потеря контекста, исторической среды и генетического кода территорий. После исторических потрясений страны в 1991 году к типовой советской застройке добавилась безликая с отсутствием каких-либо архитектурно-стилевых характеристик архитектура начала 2000-х годов [5].

Основная часть. Современное развитие института дизайн-кода в городах России связано с общемировым трендом на создание устойчивой архитектуры и среды городов [6], а также повышение требований к общему уровню образования, культуры и самосознания граждан страны. Необходимость этого во многом была связана со скопившимся визуальным мусором на улицах городов после тяжелого периода конца 1990-х и начала 2000-х годов.

Одними из первых дизайн-кодов в современной истории России стали дизайн-коды, подготовленные для города Москва в 2014 году, для Воронежа в 2015 году, для Рыбинска, Ижевска и Челябинска – в 2018 году.

На территории Ленинградской области на настоящий момент подготовлено 33 проекта дизайн-кодов городов (рис.1, 2), большая часть из них уже утверждена в составе Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципальных образований [7]. В связи с увеличением количества городов и упора на сохранение исторической среды и создания комфортных условий для жизни населения, работа по подготовке проектов дизайн кодов-продолжается как для новых городов региона, так и для некоторых крупных сельских населенных пунктов Ленинградской области.

В дизайн-кодах городов Ленинградской области собраны ключевые правила и рекомендации по оформлению и размещению информационных конструкций, элементов озеленения, малых архитектурных форм, нестационарных торговых объектов и даны общие правила и примеры оформления городской среды.

Структура дизайн-кодов, подготовленных для городов Ленинградской области, состоит из перечня правил, стандартов и рекомендаций, которые включают:

- стандарт оформления и размещения информационных конструкций на фасадах зданий и прилегающих к ним территориях;

- стандарт оформления элементов фасадов зданий;

- стандарт оформления навигационных элементов в городской среде;

- стандарт оформления и размещения элементов городской среды, включающий требования и рекомендации к элементам благоустройства и их размещению;

- рекомендуемые типы малых архитектурных форм, информационных и навигационных стендов;

- рекомендуемые типы покрытий;

- рекомендуемые типы нестационарных торговых объектов (НТО);

- идентичность города;

- пример применения дизайн-кода.

Подготовка проектов дизайн-кодов городов Ленинградской области направлена на упрощение работы администраций по согласованию различных элементов благоустройства и размещения информации в муниципалитете, информирование проектировщиков, предпринимателей, управляющих компаний города, а также жителей и художников о том, каковы рекомендации по организации внешнего облика населенного пункта для создания комфортной городской среды для всех субъектов архитектурной деятельности [8].

 

Рис. 1. Фрагмент дизайн-кода города Кудрово.

Сост. АНО «Центр компетенций Ленинградской области»

 Рис. 2. Фрагмент дизайн-кода города Кудрово.

Сост. АНО «Центр компетенций Ленинградской области»

При этом необходимо отметить, что в российском законодательстве как таковое определение термина дизайн-код отсутствует. В связи с этим имеется достаточно большое количество определений данного понятия. Если обобщить имеющиеся сведения, можно сформулировать определение термина дизайн-код города или территории – это наглядный свод правил в виде текстовой и визуальной инструкции по размещению информационных и рекламных конструкций, дополнительного оборудования, адресных и навигационных вывесок на фасадах, а также рекомендации по цветовому и стилевому оформлению городской среды с учетом индивидуализация и создания бренда города. Практически каждый проект дизайн-кода содержит уникальный логотип, бренд, шрифт для того, чтобы одновременно унифицировать оформление городской среды, создать единую ткань и айдентику города, и индивидуализировать, сделать запоминающимся и сформировать идентичность среды и самосознание постоянно проживающего на территории населения. Дизайн-код всегда разрабатывается для определённого города или территории, учитывая местную специфику, исторические, культурные и этнические особенности.

Дизайн-код является важным инструментом создания современной комфортной городской среды. Он формирует и подчеркивает уникальность городского пространства, позволяет упорядочить размещение информационных вывесок различного назначения, сохраняет исторически сложившийся облик и архитектурный стиль города, повышает безопасность городской среды, создавая комфортные городские общественные пространства, визуальный порядок снижает и успокаивает городской ритм жизни, создавая благоприятные условия для жизнедеятельности горожан.

Поднимая вопрос терминологии в области формирования комфортной городской среды и тематики дизайн-кодирования, важно разделять две важных составляющих дизайн-кода - брендинга территории и айдентики городской среды [9]. Брендинг – это скорее стратегия, использующая уже апробированные решения, которые позволяют комплексно преобразовать территорию с использованием средств, не являющихся уникальными. Айдентика города – это набор различных визуальных элементов, основанных на историческом контексте и этнических особенностях местности, которые определяют узнаваемость и подчеркивают уникальность местности [10, 11].

Однако, не смотря на уже признанную важность использования дизайн-кода, в Российской Федерации данный инструмент находится вне правового поля. Юридически утверждение дизайн-кода при действующем законодательстве в области архитектуры, градостроительства и благоустройства возможно лишь в составе Правил благоустройства и санитарного содержания муниципальных образований, что является достаточно долгой и бюрократической процедурой и влечет за собой торможение процессов непосредственного применения дизайн-кода.

Хотелось бы отметить, что на настоящий момент федеральная повестка в области городского планирования и создания благоприятной городской среды в целом направлена на заботу о внешнем облике городов [12,13,14]. До недавнего времени кроме формальных строительных норм и правил и технических регламентов не было документов, регламентирующих визуальную среду. С 2024 года в связи с изменениями в Градостроительный кодекс российской федерации введена статья 40.1, закрепляющая установление требований к архитектурно-градостроительному облику зданий и сооружений в градостроительном регламенте правил землепользования и застройки [15]. Но даже с учетом изменения законодательства в сторону регламентации архитектурного облика зданий с помощью документов градостроительного зонирования важность именно дизайн-кода, брендирования города и создания уникальной городской айдентики не теряет актуальности.

Дизайн-код за рубежом применяется уже достаточно давно. Большинство исторических европейских городов получили «естественный» дизайн-код в силу того, что застройка и благоустройство городов велись с использованием местных материалов, что исторически повлияло, но создание спокойной цветовой гаммы и уже в современной истории ХХ века получило своей продолжение. Например, в городах Великобритании и Германии с помощью различного мощения выделяются пешеходные и проезжие части улиц, в цветовом решении фасадов домов преобладают сдержанные оттенки натуральных цветов, соответствующие гамме натурального камня или дерева. Ярким примером локальной цветовой гаммы являются красные скандинавские загородные дома, а причиной тому то, что краска цвета «фалунская красная», являлась долгое время местным недорогим материалом, так как пигмент для ее изготовления добывался в шахте города Фалун графства Даларна в Швеции.

Анализируя зарубежный опыт применения дизайн-кодов автором выявлено, что его действие распространяется на горизонтальную (дороги, тротуары, площади, велосипедные дорожки, парковки, остановки общественного транспорта) и вертикальную (фасады домов, их стиль цвет, размещение вывесок на фасадах, размещение отдельно стоящих вывесок, малых архитектурных форм) плоскости или ткани города. Как следствие можно выделить регламентацию в области проектирования улиц и площадей, правила оформления фасадов и создания архитектурного облика зданий, и правила размещения отдельно стоящей навигации, рекламы, городской мебели, освещения и иных элементов благоустройства.

Упорядочивание городской среды влечет за собой увеличение уровня безопасности городских пространств как с социальной точки зрения (спокойный отдых, тихие комфортные пространства), так и улучшение транспортной безопасности. Например, в городах Германии и скандинавских странах используются от 3 видов мощения лишь для того, чтобы без запрещающих знаков, яркой разметки, использования государственного института надзора, штрафов и т.п., показать горожанам, где, проезжая часть, где тротуар, а где велосипедная дорожка. Это очень тактичный и гуманный способ разделения пешеходных и транспортных потоков, не создающих визуального шума. В правилах благоустройства таких городов как Лондон и Берлин есть достаточно строгие и подробные правила размещения вывесок и наружной рекламы, которые во многом были взяты за основу разработки дизайн-кодов для русских городов. Основными правилами, например, являются использование отдельных букв без подложки, размещение вывесок исключительно между первым и вторым этажами. В Берлине обязательна подготовка «концепции» размещения вывесок на фасаде здания уже на стадии создания проекта здания, в Лондоне все виды наружных вывесок классифицируются и в зависимости от класса отдельно регламентируются. Помимо этого, необходимо отметить, что на официальном сайте мэрии Лондона размещены общие рекомендации для подготовки проектов дизайн-кодов, которые используются малыми муниципалитетами внутри города, а также отдельными жилыми районами для подготовки своих проектов [16]. Подготовка муниципалитетами дизайн-кодов обязательна для создания условий ясности в области проектирования и создания городской среды, обладающей высокими эстетическими свойствами. Формирование айдентики зарубежных городов также имеет глубокие корни. Ранее разрозненные графства и королевства Европы имели отличительные гербы и эмблемы. В ХХ веке историческое их использование преобразовалось в разработку логотипов, эмблем и, как следствие, создание целой структуры бренда города, который внедрялся для создания индивидуальной уникальной стилистической городской среды [17].

Самый известный отечественный опыт создания дизайн-кода связан с городом Рыбинск Ярославской области. Совокупная работа местных властей, горожан и бизнеса позволила путем восстановления исторических фасадов зданий и упорядочивания использования исторического стиля купеческого российского города для вывесок создать неповторимую среду современного, уважающего свою история города.

Вопрос подготовки дизайн-кода для города Колтуши связан с двумя важными факторами.

1. Согласно распоряжению Губернатора Ленинградской области для каждого города в регионе должен быть разработан и внедрен дизайн-код.

2. Установление достопримечательного места федерального значения «Научный городок физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)» [18].

Колтушское городское поселение – это муниципальное образование, расположенное в непосредственной близости от Санкт-Петербурга в зоне Санкт-Петербургской агломерации. В 2024 году Колтушское поселение приобрело статус городского, а объединившиеся деревня Старая и деревня Колтуши стали городом Колтуши и административным центром уже городского поселения.

Колтушское поселение известно тем, что в ХХ веке здесь разместил свои лаборатории и создал целый научный городок нобелевский лауреат, всемирно известный физиолог Иван Петрович Павлов. Научный городок являлся автономным комплексом, состоящим из лабораторных корпусов, коттеджей для проживания ученых, вивария, антропоидника, парка и фруктового сада. Впоследствии научный городок Павлова стал главным физиологическим центром для отечественной и мировой науки. Помимо этого, Колтушское поселение известно также благодаря уникальным ландшафтам Колтушской возвышенности, расположенной на стыке Приневской и Приладожской низин. Колтушская возвышенность имеет максимальную абсолютную (над уровнем моря) отметку в 78 метров, с севера она ограничена долиной реки Лубьи, на юге — болотистой низиной урочища Кулики. С запада к возвышенности примыкают мелиорированные низины с бывшими торфоразработками, с востока — частично мелиорированные болота Блудное и Круглое. По происхождению Колтушская возвышенность относится к камовым плато. Плато сформировалось в конце валдайской ледниковой эпохи около 12 тысяч лет назад, а осложняющие его поверхность менее крупные формы рельефа (отдельные холмы и котловины, уступы, ложбины и др.) возникли как одновременно с ним, так и значительно позже, в голоценовую эпоху. Нынешний живописный ландшафт территории сформировался в послеледниковое время и представлен чередованием песчаных холмов (камов) с ложбинами и котловинами, часть которых занята небольшими болотами и озёрами. Территория поселка Павлово и Колтушского шоссе включена также в список всемирного наследия ЮНЕСКО [19]. Совокупность вышеописанных факторов говорит о беспрецедентной важности данной территории. В связи с вышесказанным к ее развитию как территории культурного наследия, научного центра, уникального природного парка и жилого населенного пункта необходимо относится с особым вниманием.

Как было сказано ранее, приказом Министерства культуры Российской Федерации утверждены границы территории достопримечательного места Научный городок им. И.П. Павлова и Колтушская возвышенность. В связи этим в соответствии с пунктом 5 части 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации требуется внесение изменений в правила землепользования и застройки. Однако вышеуказанным приказом не утвержден предмет охраны достопримечательного места, а также не установлены требования к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места. Как установлено подпунктами 2, 7, 10 пункта 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:

  • проведение историко-культурной экспертизы;
  • установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места;
  •  установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.

Кроме того, согласно пункту 2 ст. 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Градостроительное развитие территории без ограничений градостроительных регламентов, ранее установленных правилами землепользования и застройки, и положений утвержденной документации по планировке территории может привести к нарушению вышеуказанных норм законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия. В связи с этим Комитетом градостроительной политики Ленинградской области совместно с Институтом физиологии им. И.П. Павлова РАН было предложено организовать подготовку проектных предложений, которые могли бы лечь в основу градостроительных регламентов в границах достопримечательного места. Учитывая то, что в градостроительные регламенты на настоящий момент входят требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства, а подготовка предложений по требованиям к АГО невозможна без комплексного анализа территории, выявления идентичности и предложения концепции облика территории, то есть дизайн-кода, было принято решения в составе работ по подготовке указанных предложений подготовить проект дизайн-кода территории достопримечательного места. Подготовка предложений велась в формате летней архитектурной школы, участниками которой стали студенты бакалавриата и магистратуры ведущих архитектурных ВУЗов Санкт-Петербурга [20]. Данный подход позволил привлечь молодых архитекторов для решения актуальных задач и получить свежий взгляд на развитие богатой историей территории.

Для студентов была поставлена задача разработать уникальный дизайн-код для рассматриваемой территории в границах достопримечательного места, который бы определил айдентику местности, позволил создать локальный бренд, улучшить городскую среду и увеличить инвестиционную и туристическую привлекательность территории. Студентами под руководством опытных архитекторов, градостроителей и дизайнеров с участием автора был проведен комплексный анализ территории проектирования, сформулированы актуальность, цель и последовательность работы, определены объект и предмет исследования.

Актуальность проблемы формирования дизайн-кода городской среды в г. Колтуши заключается в необходимости улучшения качества жизни жителей, создание комфортной городской среды, развитие инфраструктуры, предотвращение хаотичного развития застройки и создание уникальной и функциональной атмосферы города.

Объект исследования – территория в границах достопримечательного места «Научный городок физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)».

Предмет исследования – разработка рекомендаций по созданию единой стилистической городской среды, оформлению и размещению информационных конструкций и малых архитектурных форм.

Цель – выявление идентичности территории и формирование предложений по разработке дизайн-кода с учетом сложившихся функциональных зон.

Методическая последовательность формирования дизайн-кода территории:

1. Провести комплексный-градостроительный анализ территории исследования с выявлением опорных точек притяжения с историко-культурным потенциалом.

2. Определить идентичность территории.

3. Разработать концепцию дизайн-кода, отражающую идентичность населенного пункта Колтуши.

3. Разработать элементы навигации и информационной среды в границах проектируемого поселения.

4. Разработать предложения по реконструкции и обновлению имеющихся малых архитектурных форм, включая улучшение их дизайна и функционального наполнения.

5. Определить правила оформления элементов фасадов зданий, включая размещение на фасадах информационных конструкций и рекомендуемые колористические решения.

В ходе анализа территории с помощью архивных источников [21, 22], действующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования, открытых данных сети интернет, сведений института физиологии, опросов жителей было выявлено. Что территория Колтушского поселения в целом и территория в границах достопримечательного места отличается высоким уровнем исторического, культурного и природного наследия и имеет, соответственно, высокий потенциал развития в туристическом отношении, а также обладает привлекательностью для постоянного проживания. В связи с тем, что в границах достопримечательного места сконцентрированы различные функциональные зоны с разным историческим контекстом, существующей ситуацией и потенциалом развития, в ходе проектных работ над дизайн-кодом командой разработчиков было принято решение разделить территорию достопримечательного места на 4 зоны: Колтушские холмы, научный городок им. И.П. Павлова, Колтушское шоссе и д. Колбино. Для каждой зоны с учетом особенностей исторического формирования, природных и градостроительных особенностей, этнической и религиозной принадлежности населения, были выявлены свои отличительные черты и элементы, которые легли в основу создания айдентики и брендирования территории.

На основе зарубежного, отечественного и регионального опыта был определен необходимый состав для дизайн-кода территории в границах достопримечательного места «Научный городок физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)», в который вошли следующие элементы:

– логотип, который подготовлен в едином стиле, но отражающий индивидуальные особенности каждой из 4-х территорий: 1) природные холмы для Колтушской возвышенности; 2) стилизованное изображение головного мозга для зоны научного городка; 3) стилизованное изображение Георгиевской лютеранской церкви в д. Колбино; 4) изображение буквы К на холмах как основной логотип г. Колтуши и Колтушского городского поселения (рис. 3).

 

Рис. 3. Логотип для 4-х зон в границах достопримечательного места Научный городок физиолога И.П.  Павлова
на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе.

Авторы: Ю. Демянюк, А. Костенко, А. Сударикова, Е. Фурсаева

– рекомендации по индивидуальному шрифту, предлагаемому для применения в информационных и навигационных конструкциях, в сувенирной и презентационной продукции населенного пункта (рис.4);

 

 

Рис. 4. Шрифт, предложенный в проекте дизайн-кода достопримечательного места «Научный городок
физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)».
Авторы: Ю. Демянюк, А. Костенко, А. Сударикова, Е. Фурсаева.

 

– каталог колористической палитры для использования при строительстве капитальных и некапитальных объектов, ограждений и кровель (рис. 5);

 

Рис. 5. Колористическая палитра для Колтушского поселения.

Авторы: Ю. Демянюк, А. Костенко, А. Сударикова, Е. Фурсаева

 

 

– каталог рекомендуемых к применению малых архитектурных форм в целом для территории достопримечательного места, а также индивидуальные малые архитектурные формы для каждой из 4-х зон в зависимости от основной тематики: природа, наука, духовность и городская среда (рис. 6);

 

Рис. 6. Примера разработанных МАФов для территории.

Авторы Ю. Демянюк, А. Костенко, А. Сударикова, Е. Фурсаева.

 

– профили для каждой улицы с указанием размещения проезжей части, тротуаров, опор освещения, озеленения и т.д.;

– наглядные примеры по применению дизайн-кода в следующих локациях: Колтушское шоссе (рис. 7), Колтушская площадь, площадь Павлова, территория парка института Павлова, Колтушских холмов, жилой зоны поселок Павлова, а также уникальные концептуальные предложения для основных точек отдыха и притяжения гостей и жителей Колтушского поселения.

 

Рис.7. Пример применения, разработанного дизайн-кода для участка Колтушского шоссе с предложением
малых архитектурных форм, опор освещения и остановки общественного транспорта.
Авторы Ю. Демянюк, А. Костенко, А. Сударикова, Е. Фурсаева

 

Выводы.

1. Институт дизайн-кода имеет обширную историю и опыт применения как в России, так и зарубежом. Алгоритм разработки дизайн-кода в целом един в мировой практике, он основывается на глубоком комплексном анализе территории, внимание к историческому, этническому и архитектурному наследию места или территории, а также учитывает современные тенденции и мнение жителей и ежедневных пользователей территории. Разработка дизайн-кода помогает возродить, сохранить и популяризировать историческую среду, напомнить жителям об уникальности места их проживания, создать комфортные условия жизни, повысить социальную, экономическую и туристическую привлекательность местности.

2. Предложена методическая последовательность формирования дизайн-кода территории.

3. Определен необходимый состав дизайн-кода территории в границах достопримечательного места «Научный городок физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)».

4. Разработан уникальный дизайн-код для рассматриваемой территории в границах достопримечательного места «Научный городок физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)», который учел исторический контекст местности, уникальные природные ландшафты, особое научное значение территории, особенности сложившейся жилой среды и существующей инженерной и транспортной инфраструктуры, а также особенности этнической и религиозной принадлежности постоянно проживающего в Колтушском поселении населения. Разработанный дизайн-код может быть использован в ежедневной работе администрации муниципального образования для упорядочивания среды и повышения ее комфортности, а проектные предложения могут служить исходными данными для подготовки проекта градостроительных регламентов для правил землепользования и застройки Колтушского городского поселения в границах достопримечательного места. В целом в результате проделанной работы сформированный дизайн-код территории определил айдентику местности, позволил создать локальный бренд, улучшить городскую среду и увеличить инвестиционную и туристическую привлекательность территории.

References

1. Pirozhkova I.G. System of sources of legal regulation of urban planning in the Russian Empire [Sistema istochnikov normativno-pravovogo regulirovaniya gradostroitel'stva v Rossijskoj imperii]. Vestnik TGU. 2009. No.11. Pp. 406–411. (rus)

2. Pirozhkova I.G. “Exemplary” facades as a normative source of regulation of urban planning in the Russian Empire [«Obrazcovye» fasady kak normativnyj istochnik regulirovaniya gradostroitel'stva v rossijskoj imperii]. Vestnik TGU. 2006. No. 3-2. Pp. 10–12. (rus)

3. Acts of the reign of Catherine II: Institutions for the administration of provinces and charters to the nobility and cities [Akty tsarstvovaniya Yekateriny II: Uchrezhdeniya dlya upravleniya guberniy i zhalovannyye gramoty dvoryanstvu i gorodam]. M., 1907. 160 p. (rus)

4. Lutchenko S.I., Netsvetaeva O.V. Urban development of historical cities of the Catherine era in the Leningrad region on the example of the cities of Luga, Kingisepp and Tikhvin [Gradostroitel'noe razvitie istoricheskih gorodov Ekaterininskoj epohi v Leningradskoj oblasti na primere gorodov Luga, Kingisepp i Tihvin]. Engineering Journal of Don. 2024. No.3 (111). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2024/9096 (date of treatment: 10.10.2024). (rus)

5. Maslov M.M. Identity of Suzdal as a successful example of using a national-ethnic approach to creating a territorial identity [Ajdentika Suzdalya kak udachnyj primer ispol'zovaniya nacional'no-etnicheskogo podhoda k sozdaniyu territorial'noj ajdentiki]. Materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Blagoveshchensk, Amurskij gosudarstvennyj universitet. 2021. Pp. 42–47. DOI:https://doi.org/10.22250/ISS.2021.9 (rus)

6. Romanova D. Design code of the existing state improvement [Dizajnkod sushchestvuyushchego gosudarstvennogo blagoustrojstva] Sbornik statej tradicii i innovacii v stroitel'stve i arhitekture. Gradostroitel'stvo. Samara, 2018. Pp. 264–266. (rus)

7. Rules of landscaping and maintenance of the territory of the municipality of the Zanevsky urban settlement of the Vsevolozhsky municipal district of the Leningrad region dated 02/25/2020 No. 07 // Zanevsky Bulletin. 2020. No. 08. with amendments and additions. ed. from 12/20/2023. Pp. 1–25. (rus)

8. Demin A., Danilova S., Bobrova D., Pryazhennikov I., Ivashin E., Egorova A. Design code and rebranding of the urban environment of small towns in the Leningrad region [Dizajn-kod i rebrending gorodskoj sredy malyh gorodov Leningradskoj oblasti] Vestnik. Zodchij.21 vek. 2017. No. 3 (64). Pp. 84–87. (rus)

9. Shcherbinin E.M. Design code as a means of developing a comfortable urban environment and a way of forming an urban identity [Dizajn-kod kak sredstvo razvitiya komfortnoj gorodskoj sredy i sposob formirovaniya gorodskoj ajdentiki]. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2024. No. 2. Pp. 59–69. DOI:https://doi.org/10.34031/2071-7318-2024-9-2-59-69 (rus)

10. Kozlenkov A.S., Khokhlov I.Yu., Vasilikha D.F. Identity and branding in the hotel business [Ajdentika i brending v gostinichnom biznese] Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. 2019. No. 2. Pp. 64–70 (rus)

11. Khaustova I.N. Urban identity (on the example of Moscow) [Gorodskaya ajdentika (na primere Moskvy)] Materialy V Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh «Kul'tura otkrytogo goroda: novye smysly i praktiki». Yekaterinburg: 2017. Pp. 171–174. (rus)

12. Gorbacheva D.D., Kopylov A.B., Golovin K.A. Design code and its implementation in the urban environment on the example of Tula [Dizajn-kod i ego realizaciya v gorodskoj srede na primere g. Tuly] News of TulSU. Technical sciences. 2022. No.12. Pp. 327–329. DOI:https://doi.org/10.24412/2071-6168-2022-12-327-330(rus)

13. Schlender R.A., Alekseeva A.V. The need for a design code for a modern Russian city (on the example of Omsk) [Neobhodimost' dizajn-koda sovremennomu rossijskomu gorodu (na primere g. Omska)] Skif. 2019. No.11 (39). Pp. 731–738. (rus)

14. Donguzov K.A., Mannasova Yu.I. Domestic experience of design coding of urban spaces [Otechestvennyj opyt dizajn-kodirovaniya gorodskih prostranstv] Scientific journal. 2022. No.2 (64). Pp. 74-76. (rus)

15. Urban Planning Code of the Russian Federation No. 190-FZ dated 12/29/2004 [as amended. from 08.08.2024 with amendments and additions, introduction. effective from 09/01/2024] // Rossiyskaya Gazeta. N 290. 30.12.2004. (rus)

16. National Model Design Code, 2021. London: Crown. 51 p.

17. Lunger C., Scheiber M. Orientierung auf Reisen. Touristische Leitsysteme. Berlin: DOM publishers, 2009. 419 p.

18. Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation dated 02/20/2024 No. 312 "On the inclusion of the identified object of cultural heritage "Scientific town of physiologist I.P. Pavlov on the Koltush hill and Koltushskoe highway (part)", 1932-1937, mid-twentieth century (Leningrad region, Vsevolozhsky district, Pavlovo village, Koltushi (formerly Koltushi village and so on . Old), D. Kolbino, D. Toccari, D. Yanino-2, D. Suoranda, D. Hirvosti) in the Unified State Register of Cultural Heritage Objects (Historical and Cultural Monuments) of the peoples of the Russian Federation as OKN-F and approval of the boundaries of its territory" (Registered 02.04.2024 No. 77752). URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202404030003 ?index=3 (accessed 08/10/2024). (rus)

19. The historical center of St. Petersburg and related groups of monuments. URL: https://whc.unesco.org/en/list/540/maps / (date of treatment: 08/05/2024). (rus)

20. Makarova S.N. Industrial practice as a component of professional socialization of university students [Proizvodstvennaya praktika kak sostavlyayushchaya professional'noj socializacii studentov VUZa] Modern problems of science and education. 2020. No. 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29652 (date of treatment: 13.10.2024). (rus)

21. Isachenko A.G. Ecological geography of the North-West of Russia [Ekologicheskaya geografiya Severo-Zapada Rossii]. Ch. 1-2. St. Petersburg, 1995. 192 p. (rus)

22. Educational geographical atlas of the Leningrad region and St. Petersburg [Uchebnyj geograficheskij atlas Leningradskoj oblasti i Sankt-Peterburga]. St. Petersburg: St. Petersburg. cartographic f-ka VSEGEI, 1997. 33 p. (rus)


Login or Create
* Forgot password?