ДИЗАЙН-КОД КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ МЕСТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. КОЛТУШИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящей статье автор исследует вопрос формирования института дизайн-кода и опыт его применения в качестве инструмента индивидуализации и повышения визуальной и психологической комфортности территории, а также необходимость его разработки для формирования современной комфортной городской среды. Автором подчеркивается важность данного документа на сегодняшний день, определяются цели и задачи, которые достигаются при введении в действие на территории города или муниципалитета правил работы с внешним обликом городской среды. В статье также приводится положительный опыт применения дизайн-кода в городах России и за рубежом, выявляются лучшие практики и методы достижения целей разработки рассматриваемого документа. Локальная проблематика и предложения по улучшению сложившейся градостроительной ситуации, а также благоприятный эффект применения дизайн-кода, отдельно исследуется на примере города Колтуши и окружающих его сельских населенных пунктов в границах достопримечательного места «Научный городок физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности».

Ключевые слова:
комфортная городская среда, дизайн-код, современная городская среда, благоустройство, Колтуши, Колтушская возвышенность
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Актуальность. В настоящий момент в России и в мире в целом стоит задача в формировании комфортной современной городской среды, исключающей визуальное засорение фасадов и общественных пространств в городах и иных населенных пунктах, а также возрождение исторической и культурной их идентичности, то есть уход от глобализации и фокусирование на региональных и местных особенностях. Современная городская среда состоит из множества составляющих элементов – жилые и общественные здания, улицы, общественные пространства, фасады домов, озеленение, малые архитектурные формы, навигация и различные информационные конструкции. При отсутствии хаотичном размещении всех этих элементов создается визуальный шум, снижающий качество общее качество среды, за которым теряется исторический индивидуальный контекст местности. Использования дизайн-кода и создание городской айдентики позволяет улучшить качества городской среды, что в свою очередь благотворно влияет на экономические, социальные и иные аспекты жизни населения.

Методы исследования. В статье использованы теоретические методы исследования, которые заключались в обобщении понятия «дизайн-код» в отечественной и мировой практике. Применялись практические методы, заключавшиеся в наблюдении за конкретной территорией г. Колтуши, Ленинградской области, фотофиксации территории, натурных обследований для выявления ее идентичности и экспериментальное моделирование.

Цель исследования. Определение исторического формирования самого термина и понятия дизайн-кода, изменение отношения к нему в ключе формирования городской среды, современные практики применения дизайн-кода. Выявление индивидуальности и идентичности конкретной территории в Колтушском городском поселении на основании исследования истории формирования местности, а таже формирования конкретных предложений по созданию дизайн-кода для г.Колтуши с учетом сложившей городской функциональной структуры. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  •  проведение всестороннего анализа различных источников и существующих научных исследований по тематике создания и работы с дизайн-кодами городов и территорий;
  •   выявление особенностей разработки дизайн-кода;
  •  разработка дизайн-кода для Колтушского городского поселения в границах территории достопримечательного места федерального значения «Научный города им. И.П. Павлова и Колтушская возвышенность» в ходе проведения летней архитектурной школы на базе ФГБУ Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН.

Степень разработанности темы. Учитывая актуальность вопроса развития и становления дизайн-кода на настоящий момент в связи с политикой восстановления социокультурной идентичности общества и возрождения малых и исторических городов страны, тема развития и использования дизайн-кода является популярной для исследования. Достаточно много авторов научных статей, в том числе авторы, ссылки на работы, которых представлены в настоящей статье, исследуют становление визуального облика и силуэта городов страны, их генетического и архитектурного кода, а также возможности разработки и внедрения инструмента дизайн-кода для увеличения социальной и туристической привлекательности городов и иных населенных пунктов. При этом нужно отметить, что несмотря на общие положения в исследованиях авторов и в целом положительное отношение к институту дизайн-кода, благодаря исторической, культурной и этнографической уникальности каждого отдельно взятого населенного пункта, каждое исследование является оригинальным и важным для понимания специфики и индивидуальности применения в конкретно взятом населенном пункте.

Введение. Понятие дизайн-кода не ново для российского градостроительства. Еще Петром Первым Указом о каменном строительстве, изданном в 1714 году [1], было запрещено каменное строение в империи кроме столичного города, а строительство зданий в Санкт-Петербурге согласно положениям указа, предписывалось вести исключительно по проектам «образцовых» домов [2]. Несомненно, данный указ не является дизайн-кодом в современном понимании этого слова, но он положил начала практике унификации и упорядочивания внешнего облика столицы и иных городов в России. Его целью было стремление сформировать определенный облик городов и следовать определенным принципам, что несомненно значительно повлияло на дальнейшее развитие архитектуры и градостроительства в нашей стране.

Нельзя так же не отметить следующий шаг, значительно повлиявший на формировании внешнего облика городов Российской империи – это градостроительная реформа Екатерины II. Вскоре после вступления на трон императрицей был выпущен указ от 25 июля (5 августа) 1763 года «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов, по каждой губернии особо» [3]. Екатерина II поручила его исполнение архитекторам, которые вошли в созданную 11 декабря 1762 года «Комиссию для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», которая была направлена в том числе и на другие города Российской империи.

Данная реформа была направлена на унификацию и стандартизацию застройки городов, для улучшения состояния городской среды для создания предпосылок к развитию промышленности и торговли в стране и созданию фундамента для развития современного российского общества. Свободная мягкая застройка, следующая за формами рельефа, заменялась типовыми строениями, размещаемыми на систематизированной регулярной сети улиц [4]. В генеральных планах городов помимо создания плоско пространственных планов застройки давались рекомендации по цветовому оформлению фасадов, кровель и иных архитектурных деталей зданий и сооружений. Эти рекомендации как правило разделялись для центральных улиц и пространств города и для фоновой жилой застройки.

Типовую архитектуру советского периода, тоже в каком-то роде можно связать с дизайн-кодом, но причины такой унификации внешнего облика городов иные. Типовое градостроительство пусть и унифицировало облик городов, а экономическая ситуация не позволяла визуально засорять среду, но результатом стала полная потеря контекста, исторической среды и генетического кода территорий. После исторических потрясений страны в 1991 году к типовой советской застройке добавилась безликая с отсутствием каких-либо архитектурно-стилевых характеристик архитектура начала 2000-х годов [5].

Основная часть. Современное развитие института дизайн-кода в городах России связано с общемировым трендом на создание устойчивой архитектуры и среды городов [6], а также повышение требований к общему уровню образования, культуры и самосознания граждан страны. Необходимость этого во многом была связана со скопившимся визуальным мусором на улицах городов после тяжелого периода конца 1990-х и начала 2000-х годов.

Одними из первых дизайн-кодов в современной истории России стали дизайн-коды, подготовленные для города Москва в 2014 году, для Воронежа в 2015 году, для Рыбинска, Ижевска и Челябинска – в 2018 году.

На территории Ленинградской области на настоящий момент подготовлено 33 проекта дизайн-кодов городов (рис.1, 2), большая часть из них уже утверждена в составе Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципальных образований [7]. В связи с увеличением количества городов и упора на сохранение исторической среды и создания комфортных условий для жизни населения, работа по подготовке проектов дизайн кодов-продолжается как для новых городов региона, так и для некоторых крупных сельских населенных пунктов Ленинградской области.

В дизайн-кодах городов Ленинградской области собраны ключевые правила и рекомендации по оформлению и размещению информационных конструкций, элементов озеленения, малых архитектурных форм, нестационарных торговых объектов и даны общие правила и примеры оформления городской среды.

Структура дизайн-кодов, подготовленных для городов Ленинградской области, состоит из перечня правил, стандартов и рекомендаций, которые включают:

- стандарт оформления и размещения информационных конструкций на фасадах зданий и прилегающих к ним территориях;

- стандарт оформления элементов фасадов зданий;

- стандарт оформления навигационных элементов в городской среде;

- стандарт оформления и размещения элементов городской среды, включающий требования и рекомендации к элементам благоустройства и их размещению;

- рекомендуемые типы малых архитектурных форм, информационных и навигационных стендов;

- рекомендуемые типы покрытий;

- рекомендуемые типы нестационарных торговых объектов (НТО);

- идентичность города;

- пример применения дизайн-кода.

Подготовка проектов дизайн-кодов городов Ленинградской области направлена на упрощение работы администраций по согласованию различных элементов благоустройства и размещения информации в муниципалитете, информирование проектировщиков, предпринимателей, управляющих компаний города, а также жителей и художников о том, каковы рекомендации по организации внешнего облика населенного пункта для создания комфортной городской среды для всех субъектов архитектурной деятельности [8].

 

Рис. 1. Фрагмент дизайн-кода города Кудрово.

Сост. АНО «Центр компетенций Ленинградской области»

 Рис. 2. Фрагмент дизайн-кода города Кудрово.

Сост. АНО «Центр компетенций Ленинградской области»

При этом необходимо отметить, что в российском законодательстве как таковое определение термина дизайн-код отсутствует. В связи с этим имеется достаточно большое количество определений данного понятия. Если обобщить имеющиеся сведения, можно сформулировать определение термина дизайн-код города или территории – это наглядный свод правил в виде текстовой и визуальной инструкции по размещению информационных и рекламных конструкций, дополнительного оборудования, адресных и навигационных вывесок на фасадах, а также рекомендации по цветовому и стилевому оформлению городской среды с учетом индивидуализация и создания бренда города. Практически каждый проект дизайн-кода содержит уникальный логотип, бренд, шрифт для того, чтобы одновременно унифицировать оформление городской среды, создать единую ткань и айдентику города, и индивидуализировать, сделать запоминающимся и сформировать идентичность среды и самосознание постоянно проживающего на территории населения. Дизайн-код всегда разрабатывается для определённого города или территории, учитывая местную специфику, исторические, культурные и этнические особенности.

Дизайн-код является важным инструментом создания современной комфортной городской среды. Он формирует и подчеркивает уникальность городского пространства, позволяет упорядочить размещение информационных вывесок различного назначения, сохраняет исторически сложившийся облик и архитектурный стиль города, повышает безопасность городской среды, создавая комфортные городские общественные пространства, визуальный порядок снижает и успокаивает городской ритм жизни, создавая благоприятные условия для жизнедеятельности горожан.

Поднимая вопрос терминологии в области формирования комфортной городской среды и тематики дизайн-кодирования, важно разделять две важных составляющих дизайн-кода - брендинга территории и айдентики городской среды [9]. Брендинг – это скорее стратегия, использующая уже апробированные решения, которые позволяют комплексно преобразовать территорию с использованием средств, не являющихся уникальными. Айдентика города – это набор различных визуальных элементов, основанных на историческом контексте и этнических особенностях местности, которые определяют узнаваемость и подчеркивают уникальность местности [10, 11].

Однако, не смотря на уже признанную важность использования дизайн-кода, в Российской Федерации данный инструмент находится вне правового поля. Юридически утверждение дизайн-кода при действующем законодательстве в области архитектуры, градостроительства и благоустройства возможно лишь в составе Правил благоустройства и санитарного содержания муниципальных образований, что является достаточно долгой и бюрократической процедурой и влечет за собой торможение процессов непосредственного применения дизайн-кода.

Хотелось бы отметить, что на настоящий момент федеральная повестка в области городского планирования и создания благоприятной городской среды в целом направлена на заботу о внешнем облике городов [12,13,14]. До недавнего времени кроме формальных строительных норм и правил и технических регламентов не было документов, регламентирующих визуальную среду. С 2024 года в связи с изменениями в Градостроительный кодекс российской федерации введена статья 40.1, закрепляющая установление требований к архитектурно-градостроительному облику зданий и сооружений в градостроительном регламенте правил землепользования и застройки [15]. Но даже с учетом изменения законодательства в сторону регламентации архитектурного облика зданий с помощью документов градостроительного зонирования важность именно дизайн-кода, брендирования города и создания уникальной городской айдентики не теряет актуальности.

Дизайн-код за рубежом применяется уже достаточно давно. Большинство исторических европейских городов получили «естественный» дизайн-код в силу того, что застройка и благоустройство городов велись с использованием местных материалов, что исторически повлияло, но создание спокойной цветовой гаммы и уже в современной истории ХХ века получило своей продолжение. Например, в городах Великобритании и Германии с помощью различного мощения выделяются пешеходные и проезжие части улиц, в цветовом решении фасадов домов преобладают сдержанные оттенки натуральных цветов, соответствующие гамме натурального камня или дерева. Ярким примером локальной цветовой гаммы являются красные скандинавские загородные дома, а причиной тому то, что краска цвета «фалунская красная», являлась долгое время местным недорогим материалом, так как пигмент для ее изготовления добывался в шахте города Фалун графства Даларна в Швеции.

Анализируя зарубежный опыт применения дизайн-кодов автором выявлено, что его действие распространяется на горизонтальную (дороги, тротуары, площади, велосипедные дорожки, парковки, остановки общественного транспорта) и вертикальную (фасады домов, их стиль цвет, размещение вывесок на фасадах, размещение отдельно стоящих вывесок, малых архитектурных форм) плоскости или ткани города. Как следствие можно выделить регламентацию в области проектирования улиц и площадей, правила оформления фасадов и создания архитектурного облика зданий, и правила размещения отдельно стоящей навигации, рекламы, городской мебели, освещения и иных элементов благоустройства.

Упорядочивание городской среды влечет за собой увеличение уровня безопасности городских пространств как с социальной точки зрения (спокойный отдых, тихие комфортные пространства), так и улучшение транспортной безопасности. Например, в городах Германии и скандинавских странах используются от 3 видов мощения лишь для того, чтобы без запрещающих знаков, яркой разметки, использования государственного института надзора, штрафов и т.п., показать горожанам, где, проезжая часть, где тротуар, а где велосипедная дорожка. Это очень тактичный и гуманный способ разделения пешеходных и транспортных потоков, не создающих визуального шума. В правилах благоустройства таких городов как Лондон и Берлин есть достаточно строгие и подробные правила размещения вывесок и наружной рекламы, которые во многом были взяты за основу разработки дизайн-кодов для русских городов. Основными правилами, например, являются использование отдельных букв без подложки, размещение вывесок исключительно между первым и вторым этажами. В Берлине обязательна подготовка «концепции» размещения вывесок на фасаде здания уже на стадии создания проекта здания, в Лондоне все виды наружных вывесок классифицируются и в зависимости от класса отдельно регламентируются. Помимо этого, необходимо отметить, что на официальном сайте мэрии Лондона размещены общие рекомендации для подготовки проектов дизайн-кодов, которые используются малыми муниципалитетами внутри города, а также отдельными жилыми районами для подготовки своих проектов [16]. Подготовка муниципалитетами дизайн-кодов обязательна для создания условий ясности в области проектирования и создания городской среды, обладающей высокими эстетическими свойствами. Формирование айдентики зарубежных городов также имеет глубокие корни. Ранее разрозненные графства и королевства Европы имели отличительные гербы и эмблемы. В ХХ веке историческое их использование преобразовалось в разработку логотипов, эмблем и, как следствие, создание целой структуры бренда города, который внедрялся для создания индивидуальной уникальной стилистической городской среды [17].

Самый известный отечественный опыт создания дизайн-кода связан с городом Рыбинск Ярославской области. Совокупная работа местных властей, горожан и бизнеса позволила путем восстановления исторических фасадов зданий и упорядочивания использования исторического стиля купеческого российского города для вывесок создать неповторимую среду современного, уважающего свою история города.

Вопрос подготовки дизайн-кода для города Колтуши связан с двумя важными факторами.

1. Согласно распоряжению Губернатора Ленинградской области для каждого города в регионе должен быть разработан и внедрен дизайн-код.

2. Установление достопримечательного места федерального значения «Научный городок физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)» [18].

Колтушское городское поселение – это муниципальное образование, расположенное в непосредственной близости от Санкт-Петербурга в зоне Санкт-Петербургской агломерации. В 2024 году Колтушское поселение приобрело статус городского, а объединившиеся деревня Старая и деревня Колтуши стали городом Колтуши и административным центром уже городского поселения.

Колтушское поселение известно тем, что в ХХ веке здесь разместил свои лаборатории и создал целый научный городок нобелевский лауреат, всемирно известный физиолог Иван Петрович Павлов. Научный городок являлся автономным комплексом, состоящим из лабораторных корпусов, коттеджей для проживания ученых, вивария, антропоидника, парка и фруктового сада. Впоследствии научный городок Павлова стал главным физиологическим центром для отечественной и мировой науки. Помимо этого, Колтушское поселение известно также благодаря уникальным ландшафтам Колтушской возвышенности, расположенной на стыке Приневской и Приладожской низин. Колтушская возвышенность имеет максимальную абсолютную (над уровнем моря) отметку в 78 метров, с севера она ограничена долиной реки Лубьи, на юге — болотистой низиной урочища Кулики. С запада к возвышенности примыкают мелиорированные низины с бывшими торфоразработками, с востока — частично мелиорированные болота Блудное и Круглое. По происхождению Колтушская возвышенность относится к камовым плато. Плато сформировалось в конце валдайской ледниковой эпохи около 12 тысяч лет назад, а осложняющие его поверхность менее крупные формы рельефа (отдельные холмы и котловины, уступы, ложбины и др.) возникли как одновременно с ним, так и значительно позже, в голоценовую эпоху. Нынешний живописный ландшафт территории сформировался в послеледниковое время и представлен чередованием песчаных холмов (камов) с ложбинами и котловинами, часть которых занята небольшими болотами и озёрами. Территория поселка Павлово и Колтушского шоссе включена также в список всемирного наследия ЮНЕСКО [19]. Совокупность вышеописанных факторов говорит о беспрецедентной важности данной территории. В связи с вышесказанным к ее развитию как территории культурного наследия, научного центра, уникального природного парка и жилого населенного пункта необходимо относится с особым вниманием.

Как было сказано ранее, приказом Министерства культуры Российской Федерации утверждены границы территории достопримечательного места Научный городок им. И.П. Павлова и Колтушская возвышенность. В связи этим в соответствии с пунктом 5 части 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации требуется внесение изменений в правила землепользования и застройки. Однако вышеуказанным приказом не утвержден предмет охраны достопримечательного места, а также не установлены требования к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места. Как установлено подпунктами 2, 7, 10 пункта 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:

  • проведение историко-культурной экспертизы;
  • установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места;
  •  установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.

Кроме того, согласно пункту 2 ст. 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Градостроительное развитие территории без ограничений градостроительных регламентов, ранее установленных правилами землепользования и застройки, и положений утвержденной документации по планировке территории может привести к нарушению вышеуказанных норм законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия. В связи с этим Комитетом градостроительной политики Ленинградской области совместно с Институтом физиологии им. И.П. Павлова РАН было предложено организовать подготовку проектных предложений, которые могли бы лечь в основу градостроительных регламентов в границах достопримечательного места. Учитывая то, что в градостроительные регламенты на настоящий момент входят требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства, а подготовка предложений по требованиям к АГО невозможна без комплексного анализа территории, выявления идентичности и предложения концепции облика территории, то есть дизайн-кода, было принято решения в составе работ по подготовке указанных предложений подготовить проект дизайн-кода территории достопримечательного места. Подготовка предложений велась в формате летней архитектурной школы, участниками которой стали студенты бакалавриата и магистратуры ведущих архитектурных ВУЗов Санкт-Петербурга [20]. Данный подход позволил привлечь молодых архитекторов для решения актуальных задач и получить свежий взгляд на развитие богатой историей территории.

Для студентов была поставлена задача разработать уникальный дизайн-код для рассматриваемой территории в границах достопримечательного места, который бы определил айдентику местности, позволил создать локальный бренд, улучшить городскую среду и увеличить инвестиционную и туристическую привлекательность территории. Студентами под руководством опытных архитекторов, градостроителей и дизайнеров с участием автора был проведен комплексный анализ территории проектирования, сформулированы актуальность, цель и последовательность работы, определены объект и предмет исследования.

Актуальность проблемы формирования дизайн-кода городской среды в г. Колтуши заключается в необходимости улучшения качества жизни жителей, создание комфортной городской среды, развитие инфраструктуры, предотвращение хаотичного развития застройки и создание уникальной и функциональной атмосферы города.

Объект исследования – территория в границах достопримечательного места «Научный городок физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)».

Предмет исследования – разработка рекомендаций по созданию единой стилистической городской среды, оформлению и размещению информационных конструкций и малых архитектурных форм.

Цель – выявление идентичности территории и формирование предложений по разработке дизайн-кода с учетом сложившихся функциональных зон.

Методическая последовательность формирования дизайн-кода территории:

1. Провести комплексный-градостроительный анализ территории исследования с выявлением опорных точек притяжения с историко-культурным потенциалом.

2. Определить идентичность территории.

3. Разработать концепцию дизайн-кода, отражающую идентичность населенного пункта Колтуши.

3. Разработать элементы навигации и информационной среды в границах проектируемого поселения.

4. Разработать предложения по реконструкции и обновлению имеющихся малых архитектурных форм, включая улучшение их дизайна и функционального наполнения.

5. Определить правила оформления элементов фасадов зданий, включая размещение на фасадах информационных конструкций и рекомендуемые колористические решения.

В ходе анализа территории с помощью архивных источников [21, 22], действующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования, открытых данных сети интернет, сведений института физиологии, опросов жителей было выявлено. Что территория Колтушского поселения в целом и территория в границах достопримечательного места отличается высоким уровнем исторического, культурного и природного наследия и имеет, соответственно, высокий потенциал развития в туристическом отношении, а также обладает привлекательностью для постоянного проживания. В связи с тем, что в границах достопримечательного места сконцентрированы различные функциональные зоны с разным историческим контекстом, существующей ситуацией и потенциалом развития, в ходе проектных работ над дизайн-кодом командой разработчиков было принято решение разделить территорию достопримечательного места на 4 зоны: Колтушские холмы, научный городок им. И.П. Павлова, Колтушское шоссе и д. Колбино. Для каждой зоны с учетом особенностей исторического формирования, природных и градостроительных особенностей, этнической и религиозной принадлежности населения, были выявлены свои отличительные черты и элементы, которые легли в основу создания айдентики и брендирования территории.

На основе зарубежного, отечественного и регионального опыта был определен необходимый состав для дизайн-кода территории в границах достопримечательного места «Научный городок физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)», в который вошли следующие элементы:

– логотип, который подготовлен в едином стиле, но отражающий индивидуальные особенности каждой из 4-х территорий: 1) природные холмы для Колтушской возвышенности; 2) стилизованное изображение головного мозга для зоны научного городка; 3) стилизованное изображение Георгиевской лютеранской церкви в д. Колбино; 4) изображение буквы К на холмах как основной логотип г. Колтуши и Колтушского городского поселения (рис. 3).

 

Рис. 3. Логотип для 4-х зон в границах достопримечательного места Научный городок физиолога И.П.  Павлова
на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе.

Авторы: Ю. Демянюк, А. Костенко, А. Сударикова, Е. Фурсаева

– рекомендации по индивидуальному шрифту, предлагаемому для применения в информационных и навигационных конструкциях, в сувенирной и презентационной продукции населенного пункта (рис.4);

 

 

Рис. 4. Шрифт, предложенный в проекте дизайн-кода достопримечательного места «Научный городок
физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)».
Авторы: Ю. Демянюк, А. Костенко, А. Сударикова, Е. Фурсаева.

 

– каталог колористической палитры для использования при строительстве капитальных и некапитальных объектов, ограждений и кровель (рис. 5);

 

Рис. 5. Колористическая палитра для Колтушского поселения.

Авторы: Ю. Демянюк, А. Костенко, А. Сударикова, Е. Фурсаева

 

 

– каталог рекомендуемых к применению малых архитектурных форм в целом для территории достопримечательного места, а также индивидуальные малые архитектурные формы для каждой из 4-х зон в зависимости от основной тематики: природа, наука, духовность и городская среда (рис. 6);

 

Рис. 6. Примера разработанных МАФов для территории.

Авторы Ю. Демянюк, А. Костенко, А. Сударикова, Е. Фурсаева.

 

– профили для каждой улицы с указанием размещения проезжей части, тротуаров, опор освещения, озеленения и т.д.;

– наглядные примеры по применению дизайн-кода в следующих локациях: Колтушское шоссе (рис. 7), Колтушская площадь, площадь Павлова, территория парка института Павлова, Колтушских холмов, жилой зоны поселок Павлова, а также уникальные концептуальные предложения для основных точек отдыха и притяжения гостей и жителей Колтушского поселения.

 

Рис.7. Пример применения, разработанного дизайн-кода для участка Колтушского шоссе с предложением
малых архитектурных форм, опор освещения и остановки общественного транспорта.
Авторы Ю. Демянюк, А. Костенко, А. Сударикова, Е. Фурсаева

 

Выводы.

1. Институт дизайн-кода имеет обширную историю и опыт применения как в России, так и зарубежом. Алгоритм разработки дизайн-кода в целом един в мировой практике, он основывается на глубоком комплексном анализе территории, внимание к историческому, этническому и архитектурному наследию места или территории, а также учитывает современные тенденции и мнение жителей и ежедневных пользователей территории. Разработка дизайн-кода помогает возродить, сохранить и популяризировать историческую среду, напомнить жителям об уникальности места их проживания, создать комфортные условия жизни, повысить социальную, экономическую и туристическую привлекательность местности.

2. Предложена методическая последовательность формирования дизайн-кода территории.

3. Определен необходимый состав дизайн-кода территории в границах достопримечательного места «Научный городок физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)».

4. Разработан уникальный дизайн-код для рассматриваемой территории в границах достопримечательного места «Научный городок физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)», который учел исторический контекст местности, уникальные природные ландшафты, особое научное значение территории, особенности сложившейся жилой среды и существующей инженерной и транспортной инфраструктуры, а также особенности этнической и религиозной принадлежности постоянно проживающего в Колтушском поселении населения. Разработанный дизайн-код может быть использован в ежедневной работе администрации муниципального образования для упорядочивания среды и повышения ее комфортности, а проектные предложения могут служить исходными данными для подготовки проекта градостроительных регламентов для правил землепользования и застройки Колтушского городского поселения в границах достопримечательного места. В целом в результате проделанной работы сформированный дизайн-код территории определил айдентику местности, позволил создать локальный бренд, улучшить городскую среду и увеличить инвестиционную и туристическую привлекательность территории.

Список литературы

1. Пирожкова И.Г. Система источников нормативно-правового регулирования градостроительства в Российской империи // Вестник ТГУ. 2009. №11. С.406–411.

2. Пирожкова И.Г. «Образцовые» фасады как нормативный источник регулирования градостроительства в российской империи // Вестник ТГУ. 2006. №3-2. C.10–12.

3. Акты царствования Екатерины II: Учреждения для управления губерний и жалованные грамоты дворянству и городам. М., 1907. 160 с.

4. Лутченко С.И., Нецветаева О.В. Градостроительное развитие исторических городов Екатерининской эпохи в Ленинградской области на примере городов Луга, Кингисепп и Тихвин // ИВД. 2024. №3 (111). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2024/9096 (дата обращения 10.10.2024).

5. Маслов М.М. Айдентика Суздаля как удачный пример использования национально-этнического подхода к созданию территориальной айдентики // Материалы XIV Международной научно-практической конференции, Благовещенск, Амурский государственный университет, 2021. С. 42–47. DOI:https://doi.org/10.22250/ISS.2021.9

6. Романова Д. Дизайн-код существующего государственного благоустройства // Сборник статей традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство. Самара, 2018. С. 264-266.

7. "Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования Заневское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" от 25.02.2020 № 07 // Заневский вестник. - 2020 г. - № 08. с изм. и допол. в ред. от 20.12.2023. C.1-25.

8. Демин А., Данилова С., Боброва Д., Пряженников И., Ивашин Е., Егорова А. Дизайн-код и ребрендинг городской среды малых городов Ленинградской области // Вестник. Зодчий.21 век. 2017. № 3 (64). С. 84-87.

9. Щербинин Э.М. Дизайн-код как средство развития комфортной городской среды и способ формирования городской айдентики // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2024. №2. С. 59–69. DOI:https://doi.org/10.34031/2071-7318-2024-9-2-59-69

10. Козленков А.С., Хохлов И.Ю., Василиха Д.Ф. Айдентика и брендинг в гостиничном бизнесе // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. №2. С. 64–70

11. Хаустова И.Н. Городская айдентика (на примере Москвы) // Материалы V Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Культура открытого города: новые смыслы и практики». Екатеринбург: 2017. С. 171–174.

12. Горбачева Д.Д., Копылов А.Б., Головин К.А. Дизайн-код и его реализация в городской среде на примере г. Тулы // Известия ТулГУ. Технические науки. 2022. №12. С. 327–329. DOI:https://doi.org/10.24412/2071-6168-2022-12-327-330

13. Шлендер Р.А., Алексеева А.В. Необходимость дизайн-кода современному российскому городу (на примере г. Омска) // Скиф. 2019. №11 (39). С. 731–738.

14. Донгузов К.А., Маннасова Ю.И. Отечественный опыт дизайн-кодирования городских пространств // Научный журнал. 2022. №2 (64). С.74-76.

15. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ [в ред. от 08.08.2024 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024] // Российская газета. N 290. 30.12.2004.

16. National Model Design Code, 2021. London: Crown. – 51 p.

17. Lunger C., Scheiber M. Orientierung auf Reisen. Touristische Leitsysteme. Berlin: DOM publishers, 2009. 419 p.

18. Приказ Министерства культуры РФ от 20.02.2024 года № 312 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Научный городок физиолога И.П. Павлова на Колтушской возвышенности и Колтушское шоссе (часть)", 1932 – 1937 гг., середина ХХ века (Ленинградская область, Всеволожский район, с. Павлово, г. Колтуши (ранее д. Колтуши и д. Старая), д. Колбино, д. Токкари, д. Янино-2, д. Суоранда, д. Хирвости) в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве ОКН-Ф и утверждении границ его территории" (Зарегистрирован 02.04.2024 № 77752). [Электронный ресурс]: URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202404030003?index=3 (дата обращения – 10.08.2024).

19. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников. [Электронный ресурс]: URL: https://whc.unesco.org/en/list/540/maps/ (дата обращения – 05.08.2024).

20. Макарова С.Н. Производственная практика как составляющая профессиональной социализации студентов ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29652 (дата обращения: 13.10.2024).

21. Исаченко А.Г. Экологическая география Северо-Запада России. Ч. 1-2. СПб., 1995. 192 с.

22. Учебный географический атлас Ленинградской области и Санкт-Петербурга. СПб.: СПб. картографическая ф-ка ВСЕГЕИ, 1997. 33 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?