Moscow, Moscow, Russian Federation
employee
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moscow, Moscow, Russian Federation
BBK 88 Психология
The need to improve the development of communication skills and abilities of psychologists in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia is due to the low level of development of the communicative sphere of the personality of graduates. This is confirmed by the empirical research data presented in the article. At the same time, there are no tools for monitoring the development of this area and taking into account the personality characteristics of students in the implementation of the relevant disciplines of the educational program. As practice shows, the educational process is traditionally implemented within the framework of several basic disciplines aimed at developing competencies related to the communicative sphere of personality. At the same time, the initial level of development of communicative abilities and personality traits of students are not taken into account. In addition, the assessment of the development of the graduate's communicative sphere based on the results of the implementation of the relevant disciplines is not carried out. The article proposes an approach to the use of the developed universal scientific and methodological apparatus aimed at the development of psychologists in the process of their professional training by changing their communicative sphere, taking into account the characteristics of their personality.
communicative sphere, communicative abilities, psychologist of internal affairs bodies, educational program, universal, general professional and professional competencies, federal state educational standard of higher education, qualification requirements
Организация подготовки психологов в образовательных организациях системы МВД России связана с ориентацией преподаваемых дисциплин на требования целого ряда нормативных документов (приказы МВД России [1, 2], приказы Минобрнауки России [3], квалификационные требования [4]). Анализ вышеуказанных руководящих документов показывает, что ведомственные психологи в целях успешного решения задач психологической работы должны выполнять функции, требующие не только высокого уровня развития отдельных коммуникативных навыков и умений, но и коммуникативной сферы личности сотрудников ОВД.
При этом в приказе МВД России от 2 сентября 2013 года № 660 можно выделить 8 таких функций [1]. В приказе МВД России от 27 августа 2024 года № 500 насчитывается 6 таких функций [2].
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности [3] и Квалификационными требованиями к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, прошедших обучение по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (специализация Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов) [4], для психологов органов внутренних дел устанавливаются компетенции, имеющие отношение к коммуникативной сфере личности:
- способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-3);
- способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4);
- способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5);
- способен выявлять специфику функционирования психики человека с учетом возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам (ОПК-6, ПК-2);
- способен осуществлять консультирование в области межличностных отношений, профориентации, планирования карьеры профессионального и личностного роста, организации служебной деятельности персонала (ОПК-7);
- способен взаимодействовать с сотрудниками подразделений по работе с личным составом по вопросам проведения психологических консультаций и коррекционных мероприятий с сотрудниками, допустившими нарушения служебной дисциплины, противоправное поведение (ПК-27);
- способен осуществлять консультирование в области межличностных и семейных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста (ПК-29);
- способен консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата (ПК-30);
- способен осуществлять сбор информации о сотрудниках, нуждающихся в консультационных мероприятиях по вопросам психологических аспектов при решении оперативно-служебных задач, регулирования семейно-бытовых отношений, профилактики, разрешения и минимизация последствий межличностных конфликтов (ПК-31) и др.
Чтобы выявить, насколько реализуемый в соответствии с учебным планом педагогический процесс способствует развитию коммуникативных способностей психологов, проведено эмпирическое исследование, в ходе которого была осуществлена оценка показателей, характеризующих способность обучаемых устанавливать психологический контакт с окружающими людьми.
Для проведения эмпирического исследование в качестве обследуемых привлекались курсанты, обучающиеся по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» в образовательной организации высшего образования МВД России.
В ходе эмпирического исследования осуществлялось измерение таких психологических характеристик испытуемых, как: мотивы аффилиации (опросник А. Мехрабиана), эмоциональный интеллект (методика Н. Холла), социальный интеллект (методика Дж. Гилфорда), коммуникативные умения (тест Л. Михельсона).
Анализ полученных в процессе нашего исследования эмпирических данных показал, что высоким уровнем развития социального интеллекта обладает только 11,5 процентов испытуемых. При этом способность предвидеть последствия поведения собеседника, способность к познанию классов поведения, способность к познанию систем поведения выявлена у 3,8 процента испытуемых, а способность к познанию преобразований поведения – у 7,7 процентов испытуемых. Полученные результаты анализа эмпирических данных позволяют сделать вывод о том, что важным моментом в профессиональной подготовке психологов для органов внутренних дел является развитие у них понимания партнера по общению в отношении его реакций поведения (вербальных и невербальных), а также умений предвосхищать динамику и последствия взаимодействия.
По развитию эмоционального интеллекта можно сделать вывод, что на высоком уровне эмоциональная осведомленность и эмпатия выражены только у 38,5 процента испытуемых, управление своими эмоциями – у 27,5 процента испытуемых, самомотивация – у 26,5 процента испытуемых, а управление эмоциями других людей – у 22 процентов испытуемых. Из полученных данных видно, что эмоциональная сторона установления психологического контакта у значительного числа испытуемых находится на недостаточно высоком уровне и требует корректировки программы их подготовки.
Анализ результатов исследования коммуникативных умений показал, что зависимый способ общения встречается у 28 процентов испытуемых, агрессивный – у 15 процентов испытуемых. В то же время, компетентный способ общения слабо развит у 42,3 процента испытуемых. Полученные нами результаты позволили также сделать вывод о том, что недостаточный уровень развития коммуникативных умений и коммуникативной компетентности испытуемых требуют дальнейшего совершенствования их профессиональной подготовки.
Анализ мотивов аффилиации выявил низкий уровень показателя стремления к принятию окружающими людьми (более 80 процентов испытуемых), а также высокий уровень показателя страха быть отвергнутым другими людьми (более 60 процентов испытуемых). Полученные результаты эмпирического исследования показывают, что мотивы аффилиации большинства испытуемых не вызывают достаточно выраженных внутренних побуждений идти на контакт с окружающими людьми, что препятствует установлению благоприятной психологической атмосферы, прежде всего, внутри самого психолога и может рассматриваться как некоторый психологический барьер психолога мотивационного характера. Для изменения сложившихся мотивационных тенденций испытуемых требуется проведение целенаправленного воздействия на мотивационную сферу их личности в интересах развития у психологов потребности к общению и смелости идти на контакт при взаимодействии с окружающими людьми.
Суммируя результаты проведенного эмпирического исследования, можно сказать, что у большинства испытуемых показатели социального и эмоционального интеллекта выражены на низком уровне. У значительного числа испытуемых коммуникативные умения реализуются по доминирующему способу общения «зависимый» и «агрессивный», а у чуть более 50 процентов испытуемых - по такому доминирующему способу общения как «компетентный». При этом характеристики мотивации аффилиации не способствуют благоприятному развитию процесса общения в реальном межличностном взаимодействии психолога с другими сотрудниками (стремление к принятию окружающими сослуживцами на высоком уровне выражено только у 15 процентов обучаемых, а страх быть отвергнутым сослуживцами на низком уровне выражен только у 37 процентов обучаемых).
В ходе анализа организации учебного процесса выявлено, что в ходе реализации основной профессиональной образовательной программы не осуществляется единый (совместный) контроль развития коммуникативной сферы обучающихся и достигаемого уровня ее развития по всем дисциплинам.
Следует отметить, что основы разработки научно-методического аппарата решения актуальной научной задачи развития коммуникативной сферы обучающихся в образовательной организации высшего образования МВД России предложены еще в 2011 году [7, с. 108-113; 8, с. 40-46]. В рамках разработанного научного подхода осуществлялся поиск влияющих факторов в цепочке причинно-следственных зависимостей (характеристики личности – показатели коммуникативной сферы). В интересах поиска вышеназванных зависимостей в процессе анализа полученных эмпирических данных использовался однофакторный дисперсионный анализ. Отработка научного подхода проводилась с привлечением испытуемых, обучающихся по двум юридическим специальностям. На последующих этапах исследования работоспособность и универсальность данного подхода в поиске детерминирующих коммуникативную сферу факторов подтверждена при проведении обследований с привлечением испытуемых, обучающихся по другим специальностям (психологи, социальные педагоги).
Методический аспект развития коммуникативной сферы обучающихся раскрыт в целом ряде публикаций [6, с. 25-40; 10, с. 24-33], где также приводятся результаты оценки эффективности предлагаемого развивающего тренинга. В рамках отдельных практических занятий в условиях реализации планового учебного процесса показана возможность применения специальных упражнений и игр для развития отдельных коммуникативных свойств и способностей психологов [9, с. 80-81]. Оценка уровня развития коммуникативных способностей психологов может осуществляться с помощью разработанной авторской методики Здоровой С. В. [5, с. 17-23].
Таким образом, предложенный научно-методический аппарат развития коммуникативных свойств и способностей психологов МВД России позволяет не только разрабатывать адаптивные исходному уровню развития их коммуникативной сферы специальные тренинговые программы, но и контролировать уровни и достаточность развития коммуникативных способностей. Такой научный подход в профессиональной подготовке психологов МВД России поможет им максимально полно реализовать в своей профессиональной деятельности компетенции, связанные с коммуникативной сферой [4].
1. Prikaz MVD Rossii ot 2 sentyabrya 2013 goda № 660 «Ob utverzhdenii Polozheniya ob osnovah organizacii psihologicheskoy raboty v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii»[Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated September 2, 2013 No. 660 "On approval of the Regulation on the fundamentals of organizing psychological work in the internal affairs bodies of the Russian Federation"](in Russian)
2. Prikaz Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii ot 27 avgusta 2024 goda № 500 «Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke organizatsii moral'no-psikhologicheskogo obespecheniya deyatel'nosti organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» [Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated August 27, 2024 No. 500 "On approval of the Regulation on the procedure for organizing moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation."] (in Russian)
3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 31.08.2020 g. № 1137 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya – specialitet po special'nosti 37.05.02 Psihologiya sluzhebnoy deyatel'nosti» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated August 31, 2020 No. 1137 "On approval of the federal state educational standard of higher education - specialist in specialty 37.05.02 Psychology of service activities" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.09.2020 g. № 59826).(in Russian)
4. Kvalifikacionnye trebovaniya k special'noy professional'noy podgotovke vypusknikov federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh organizaciy, nahodyaschihsya v vedenii Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii, proshedshih obuchenie po special'nosti 37.05.02 Psihologiya sluzhebnoy deyatel'nosti (specializaciya Psihologicheskoe obespechenie sluzhebnoy deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov), utverzhdennye Ministrom vnutrennih del Rossiyskoy Federacii [Qualification requirements for special professional training of graduates of federal state educational organizations under the jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, who have completed training in the specialty 37.05.02 Psychology of official activities (specialization Psychological support of official activities of law enforcement officers), approved by the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation] 20.04.2021. (in Russian)
5. Zdorova S.V. Avtorskaya metodika ocenki urovnya razvitiya kommunikativnyh sposobnostey lichnosti i ee primenenie [Author's methodology for assessing the level of development of an individual's communicative abilities and its application] //Psihologiya i pedagogika sluzhebnoy deyatel'nosti.[Psychology and pedagogy of service activities.] - 2021. - № 3. - pp. 17-23.(in Russian)
6. Zdorova S.V. Rezul'taty primeneniya treningovoy programmy dlya razvitiya kommunikativnyh sposobnostey u studentov-psihologov s uchetom individual'no-psihologicheskih osobennostey ih lichnosti [Results of the application of a training program for the development of communication skills in psychology students, taking into account the individual psychological characteristics of their personality] //Psihologiya obucheniya. [Psychology of learning] - 2018. - №4 - pp. 25-40.(in Russian)
7. Zdorova S.V., Sudarik A.N. Kommunikativnyy potentsial yurista: faktornyy analiz vliyaniya psikhologicheskikh kharakteristik // [Communicative potential of a lawyer: factor analysis of influencing psychological characteristics ] // Chelovecheskiy faktor: problemy psikhologii i ergonomiki. [Human factor: problems of psychology and ergonomics. - 2013. - No. 4 (67). - Pp. 108-113.(in Russian)
8. Zdorova S.V., Sudarik A.N. Kommunikativnye umeniya i navyki psihologov organov vnutrennih del: nauchnoe i metodicheskoe obespechenie razvitiya v ramkah federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta po special'nosti «Psihologiya sluzhebnoy deyatel'nosti» [Communicative skills and abilities of psychologists of internal affairs agencies: scientific and methodological support for development within the framework of the federal state educational standard in the specialty "Psychology of service activities"] //Pedagogika i psihologiya: akademicheskiy zhurnal. [Pedagogy and Psychology: Academic Journal]- 2023. - № 2 (2). - pp. 40-46.(in Russian)
9. Zdorova S.V., Sudarik A.N. Formirovanie kommunikativnyh sposobnostey obuchayuschihsya pri provedenii prakticheskih zanyatiy po discipline «Obschiy psihologicheskiy praktikum»: tehnologicheskiy podhod [Formation of communicative skills of students during practical classes in the discipline "General psychological practical training": a technological approach] //Chelovecheskiy faktor: problemy psihologii i ergonomiki. [Human factor: problems of psychology and ergonomics] – 2016. - №1 (77). - pp. 80-81.(in Russian)
10. Zdorova S.V., Fedotov S.N., Sudarik A.N. Izmenenie kommunikativnyh ustanovok lichnosti kursantov-psihologov s ispol'zovaniem adaptivnoy treningovoy programmy [Changing the communicative attitudes of psychology students using an adaptive training program] //Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology]- 2020. - № 2 (51). - pp. 24-33.(in Russian)