PRINCIPLES OF LOCAL TECHNOLOGY FOR TRAINING FUTURE INVESTIGATORS BASED ON SCHOOL SHOOTING AS A LEGAL AND PSYCHOLOGICAL PHENOMENON
Abstract and keywords
Abstract (English):
The initial provisions of the local learning technology used during the seminar, which acts as a fragment of the implementation of the academic discipline "Legal Psychology" in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, are substantiated. The subject of the study focuses on the principles of technology, considered in the context of expanding and systematizing knowledge about the psychological characteristics of a violent criminal who committed an armed attack on an educational organization (schoolshooter). The work was carried out based on a systematic approach, the thesis of personality activity, the postulate of the unity of consciousness and activity, as well as methods of scientific research, data processing and interpretation. Seventy–four cadets studying in the specialty 40.05.01 Legal support of national security (specialization - Criminal Law) participated in the pilot study. The following principles of local learning technology are highlighted: variability as a variety of ways and outcomes of interaction in the educational space of a training session, conceptualization as a search and cognitive way of forming concepts, interdisciplinarity as a condition for clarifying the consistency of legal and psychological knowledge, integrity as ensuring the integrativity of sectoral psychological information, as well as the applied nature of learning outcomes demanded by future investigators in professional activities. The accompanying analysis of the phenomenon of schoolshooting makes a valuable contribution to the formation of students' ideas about the subject area of legal psychology. The novelty of the results obtained is due to the complex informative content, procedural and instrumental innovation and the possibility of reproducing local learning technology in the educational process. It is advisable to further test, extract additional evidence of the effectiveness of the author's development and confirm its methodological consistency.

Keywords:
local learning technology, learning principles, research seminar, legal psychology, schoolshooting, armed attacks on educational organizations, investigator
Text

Введение

В современный период происходят глобальные трансформации, сопровождающиеся не только прогрессивными тенденциями или, напротив, драматичными событиями, но и стимулирующие становление оригинальных моделей осознанного освоения действительности. С одной стороны, велика актуальность способности к решению динамично возникающих социальных проблем, с другой, - констатируется потребность в оптимизации подготовки соответствующих специалистов, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России).

Возрастающая значимость осведомленности профессионалов относительно вновь нарождающихся угроз требует аналитического подхода и адекватных мер, обеспечивающих защиту личности, общества и государства.

В этой связи в образовательных организациях МВД России реализуется образовательная программа по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (специализация – уголовно-правовая), а предусмотренная учебная дисциплина «Юридическая психология» включает рассмотрение вопросов криминальной психологии. В эту логику нами встроено изучение феномена скулшутинга, признанного Верховным судом Российской Федерации террористическим международным молодежным движением [2].

Поясним, что явление колумбайна* вызывает острый утилитарный интерес представителей разных социальных сфер, а публикации во многом посвящены установлению совокупности личностных и поведенческих черт скулшутера [5; 6; 16], анализу признаков и детерминант вооруженных нападений на образовательные организации [3; 4; 22], выработке мер профилактики данных происшествий и способов противодействия деструктивной идеологии [4; 9; 10].  

В свою очередь учебная дисциплина «Юридическая психология», являясь отражением динамично развивающейся прикладной науки, предполагает непрерывный творческий поиск новых технологий обучения, оптимизирующих формирование компетенций будущих следователей и отвечающих тенденциям развития современного высшего образования.

Цель научной статьи: обоснование принципов авторской локальной технологии обучения будущих следователей, воссоздаваемой при проведении семинара, посвященного характеристике скулшутинга как компонента предметной области юридической психологии.

Пилотажный характер проведенного изыскания сопряжен с формулировкой следующих рабочих гипотез:

1) предвидится возможность обоснования принципов локальной технологии обучения, базирующегося на теоретико-эмпирической исследовательской стратегии и научной информации о скулшутинге;

2) прогнозируется, что внедрение локальной технологии обучения приведет к усилению отдельных дидактических эффектов, в первую очередь, дифференциации знаний обучающихся о скулшутинге как междисциплинарном юридико-психологическом феномене.

Методологическую основу составили общие и частные правила, а именно, принцип системности, принцип активности личности, постулат о единстве сознания и деятельности. Применена совокупность отдельных методов научного поиска, обработки и интерпретации данных, включающих анализ публикаций, опрос респондентов, элементы базовой описательной статистики, контент-анализ, комплексный интерпретационный метод и обобщение результатов [20, с. 25-31].

Кроме того, доказательно воплощены способы преобразования педагогической практики, а продуманный методический алгоритм претворен в течение двух циклов преподавания учебной дисциплины «Юридическая психология» в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова. Категории обучающихся представлены четверокурсниками (восемнадцатью юношами и двадцатью девятью девушками), средний возраст которых составил 21 год, и третьекурсниками (девятью юношами и восемнадцатью девушками), средний возраст которых составил 20 лет.

Описание технологии включает аргументацию принципов ее построения, приемов сочетания традиционных и инновационных подходов, в том числе проблемного, исследовательского и проектного методов, а также электронного обучения и медиадидактики. Содержательной канвой, позволяющей раскрыть оригинальность предлагаемой технологии обучения, выступает юридико-психологическая характеристика феномена скулшутинга. 

Полученные результаты и их обсуждение

Предпринимая попытку конституирования идей локальной технологии обучения, прежде всего, назовем принцип вариативности. Уточним, что в педагогической сфере слово «вариативность» используется во взаимосвязи с разнотипностью образовательных организаций и допустимыми различиями образовательных программ, обеспечивающих гибкость и личностную ориентированность обучения [8]. 

Придерживаясь общепринятых смыслов, но преломляя их через призму предлагаемой технологии, считаем, что ее вариативность вырисовывается на уровне следующих особенностей конкретного учебного занятия.

Во-первых, структура основной части семинара соотносится с последовательностью освещаемых курсантами докладов, представляющих собой лаконичные образцы разных видов научных исследований, подготовленных и визуализированных совместно с педагогом (рисунок 1).

 

Рис. 1. Схема алгоритмической структуры основной части семинара

Во-вторых, воспроизведены варианты командной учебной деятельности, находящиеся в границах аудиторного взаимодействия, но предопределяющие синтез непосредственного диалога и опосредованного общения. В формате онлайн-обучения организована деловая коммуникация двух проектных групп, происходящая с использованием цифровых инструментов и персональных компьютеров с выходом в интернет. Одной из команд продемонстрирована возможность подготовки стендового доклада (постера) путем наполнения файла-шаблона программы Microsoft PowerPoint, к которому обеспечивается общий доступ с помощью облачного хранилища OneDrive и гиперссылки, созданной педагогом (рисунок 2).

Рис. 2. QR-код на постер, отражающий направленные ассоциации обучающихся о скулшутинге и подготовленный с участием четверокурсников в марте 2023 года

 

Другим миниколлективом в составе учебной группы, зарегистрированным как паблик в социальной сети «В Контакте», показана техника создания интерактивного просветительского лонгрида, посвященного профилактике скулшутинга. Подчеркнем, что модератором виртуального сообщества и руководителем проекта, выступает преподаватель учебной дисциплины «Юридическая психология» (рисунок 3).

Рис. 3. QR-код на лонгрид, посвященный профилактике скулшутинга и

подготовленный миникомандой четверокурсников в марте 2023 года

В-третьих, вариативность заключается в умелом комбинировании внутрикомандной работы, состоящей в коллегиальной подготовке научного сообщения, и индивидуальной учебной активности, выразившейся в межкомандной беседе и взаимном оппонировании на учебном занятии.

Не менее важной особенностью апробированной технологии обучения является принцип концептуализации.

Отметим, что в философии под концептом понимается абстрактная, но отличающаяся точностью и выверенностью идея, строго результирующая творческие усилия [7, с. 260-261].

Одновременно концептуализация рассматривается как вид понятийной познавательной деятельности, повышающей уровень интеллектуальной продуктивности и качество понимания происходящего, а также позитивно влияющей на академические и профессиональные достижения [21].

Интересно, что информативным способом исследования концепта в психодидактике считается ассоциативный метод, позволяющий установить нюансы функционирования и значение понятий для человека [1].

В рамках локальной технологии обучения применение ассоциативного метода не только выполняет задачу выявления представлений обучающихся об изучаемом феномене, но и благоприятствует созданию дидактических условий для усвоения категориального аппарата юридической психологии, формирования разумного отношения к обсуждаемой проблеме и повышения степени научной информированности о скулшутинге.

Поясним, что каждым курсантом пройден опрос, предшествующий освоению темы, в процессе которого требовалось указать от одной до трех словесных ассоциаций, относящихся к понятию «скулшутинг». Полученные ответы подвержены количественной обработке, контент-анализу и обобщению с иллюстративным изображением результатов, кратко раскрываемых впоследствии в устном докладе участников семинара. В ходе учебного занятия уместна дискуссия, а подробная и доказательно подкрепленная интерпретация производится совместно с преподавателем.

Например, свободными ассоциациями, нуждающимися в конкретизации, являются слова «насилие» и «убийство». Устанавливая ассоциативно-понятийные связи, следует обратить внимание на то, что упоминание насилия может объясняться фактом его неизбежного сопутствия трагичным инцидентам, а убийство – это вид преступного насилия, отражающий последствия агрессивных действий. Применительно к скулшутингу, согласно точке зрения ученых, речь идет об убийстве двух и более лиц, происходящем в ограниченный отрезок времени и осуществляемом как единая атака с использованием оружия [9; 16].

В целом обсуждение эмпирического исследования вербальных ассоциаций завершается конструированием диаграммы понятийно-смысловых отношений, корреспондирующих со спецификой представлений респондентов о скулшутинге. Грамотная интерпретация социальных репрезентаций, которой предшествует теоретический доклад, дающий старт выступлениям, помогает формированию полноценной осведомленности обучающихся об обсуждаемом феномене и, как следствие, его концептуализации.

Показательно, что при повторном опросе констатируется увеличение количества и расширение спектра ответов курсантов, а содержательная наполненность вербально-ассоциативных связей меняется в направлении употребления слов, наиболее четко обозначающих типичные признаки скулшутинга («вооруженное нападение», «образовательная организация», «агрессия», «ненависть», «насилие») (рисунок 4).

Рис. 4. Распределение относительных частот, показывающих картину

свободных ассоциаций третьекурсников, опрошенных в феврале 2024 года

 

Очередным принципом служит приверженность междисциплинарному подходу в познании юридико-психологических явлений. В качестве аргумента сошлемся на труды, посвященные обоснованию междисциплинарных исследований, содействующих модификации содержания образования и обеспечивающих решение сложных дидактических задач [11; 13].

Подходящим примером в контексте локальной технологии обучения является рассмотрение насилия как главного признака скулшутинга, имеющего уголовно-правовое значение, и одновременно фактора, вызывающего нарушения социализации личности.

Отметим, что сущность насилия анализируется разными областями знания, преимущественно общественными и гуманитарными науками. В уголовном процессе насилие трактуется с позиции норм уголовного права и соотносится со шкалой «противоправность - правомерность». Причем в Уголовном кодексе Российской Федерации формы физического насилия детализированы и отражают внешнюю сторону воздействия на человека, а психическое насилие, называемое также психологическим и эмоциональным, изучено в меньшей степени, что обусловливает трудности квалификации преступлений [15; 18]

Видится закономерным, что скулшутер, изображая криминальное насилие, выплескиваемое вовне, сам оказывается объектом агрессии, интенсивно адресованной ему в межличностных отношениях на протяжении жизни. Обращение к этим аспектам предполагает упоминание имен и фамилий лиц, совершивших вооруженные нападения на образовательные организации, показ фото и видеоматериалов, взятых из средств массовой информации и запечатлевших изображения участников трагедий. В связи с этим рационально акцентировать внимание на приоритете конфиденциальности, соблюдаемой в научных исследованиях и при производстве предварительного расследования, недопустимость разглашения данных которого предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [17].

Таким образом, междисциплинарность при реализации локальной технологии обучения означает стремление к комплиментарному знанию, воспроизводимому в юридической психологии. С точки зрения глубокой проработки вопросов требуется не только предварительное ознакомление обучающихся с литературой, но и обеспечение доступа к официальному интернет-порталу правовой информации.

Далее сделаем упор на принципе целостности в интеграции психологических сведений, частным выражением которого выступает синтез открытий в отраслях психологии, обеспечивающий положительный дидактический эффект и формирование комплексного представления о субъективной жизни человека [12].

В нашем случае сообразно теме семинара раскрываются критерии поведенческих изменений, свидетельствующих о риске вооруженного нападения на территории образовательной организации и проявляющихся как в реальной среде, так и в цифровом пространстве. К указанным признакам, отчетливо фигурирующим в научных трудах и психолого-педагогических разработках, относятся сниженный фон настроения, увлечение деструктивной идеологией, затруднения в учебной деятельности и общении, выражение агрессии, угроз и намерений совершить противоправные действия, характерное оформление внешности и профиля социальной сети, размещение манифестов о ненависти к человечеству, открытые высказывания о предстоящем нападении и насилии [3; 4; 5; 6; 10; 14; 22].  

Рассматриваемые поведенческие признаки, систематизированные под руководством педагога, наглядно презентуются в докладе обучающихся и сопровождаются попыткой сопоставления нежелательных личностных преобразований потенциального скулшутера с их символически-демонстративной трансляцией социальному окружению.

Как видим, генерирующее предназначение принципа, миниатюрно обрисованное в приведенном примере, кроется в продуцировании когниций, находящихся на пересечении социальной, педагогической и юридической психологии.

В качестве следующего воззрения осветим принцип прикладной ценности результатов обучения, подчеркивая его взаимосвязь со спецификой правоохранительной деятельности и социальной ролью следователя.

Убедителен пример определения мер профилактики вооруженных нападений на образовательные организации, совершаемых подростками и молодежью. Подготовка соответствующего выступления опирается на сбалансированное сочетание теоретических и эмпирических методов познания, а в одном из выводов подчеркивается наличие у респондентов представлений об отдельных мерах профилактики, круг которых существенно больше.

При этом разъясняется вклад агентов правовой социализации, состоящий из особенностей семейного воспитания, психологического климата в референтных группах, разнородных педагогических воздействий, политики социальных сетей и характера информационно-психологических влияний [4; 5; 14; 22]. 

Здесь резонно обращение к Федеральному закону от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», называющему в числе субъектов профилактики правонарушений федеральные органы исполнительной власти [19]. Кроме того, важно предусмотреть освещение вопросов взаимодействия подразделений МВД России и задач сотрудников следственных отделов. В подобных обстоятельствах целесообразен учет опыта сотрудника юстиции органа предварительного следствия в системе МВД России, приглашенного в качестве наставника-практика на этапе подготовки к учебному занятию или во время его проведения.

Обнадеживающими выглядят показатели опроса-дубликата, проведенного после семинара и знаменующего расширение взгляда курсантов относительно мер и субъектов профилактики вооруженных нападений на образовательные организации. В частности, меры, репрезентируемые в ответах, отличаются признанием относительной равнозначности усилий общественных институтов, воплощаемых в рамках официальных полномочий.

 

Выводы

1. Обоснована локальная технология обучения, базирующаяся на континууме обобщений, соотносящихся с современными тенденциями подготовки специалистов и исследовательской стратегией освоения научного юридико-психологического знания о скулшутинге.

2. Выработаны принципы вариативности (разнообразия форматов взаимодействия в образовательном процессе), концептуализации (формирования понятий и ассоциативного познания), междисциплинарности (системности юридико-психологических данных), целостности (модульности отраслевых психологических сведений), прикладного характера результатов обучения (преломляемости учебных достижений через своеобразие профессиональной деятельности следователя). Обозначенные принципы неразрывно связаны, проявляются одновременно и конкретизируются в ходе моделирования учебного занятия.

3. Создан творческий импульс для решения ряда образовательных задач, среди которых формирование осмысленного отношения к проблеме скулшутинга и дифференциация знаний об этом междисциплинарном феномене, повышение информированности о психологических характеристиках скулшутера, усиление степени осведомленности, касающейся совокупности мер профилактики правонарушений и приемов правового просвещения, развитие умений исследовательской активности, а также способности к командной учебной деятельности, реализуемой в реальной и цифровой среде.

4. Установлен эвристический потенциал локальной технологии обучения, выразившийся в применении нестандартного инструмента выявления и совершенствования представлений обучающихся о скулшутинге. Кроме того, создана предпосылка для стимулирования дальнейшего теоретико-эмпирического изучения природы, сущности и юридико-психологического содержания феномена скулшутинга.

5. Достижение сформулированной цели и подтверждение выдвинутых гипотез позволяет выражать убежденность в прогрессивности авторской локальной технологии обучения, интегрированной в преподавание учебной дисциплины «Юридическая психология». Вместе с тем уместна дальнейшая апробация, позволяющая укрепить методологическую основу предложенной разработки и упрочить эмпирические подтверждения ее эффективности.

 

* Верховный суд Российской Федерации признал террористическим и запретил в России международное молодежное движение «Колумбайн» (другое название - «Скулшутинг»).

References

1. Vasilenko S.S. Assotsiativnyi eksperiment kak sposob issledovaniya kontsepta v lingvodidakticheskikh tselyakh [Associative experiment as a way of exploring a concept for linguistic and didactic purposes]. Yazyk i kul'tura [Language and Culture], 2019, no. 48, pp. 76–86. DOI:https://doi.org/10.17223/19996195/48/5 (In Russian).

2. Verkhovnyi sud priznal terroristicheskim i zapretil v RF dvizhenie “Kolumbain” [Elektronnyi resurs] [The Supreme Court recognized the Columbine movement as terrorist and banned it in the Russian Federation]. Informatsionnaya gruppa "Interfaks" [Interfax Information Group]. Available at: https://www.interfax.ru/russia/819836 (Accessed 12 February 2024).

3. Grinenko U.B., Romero Reies I.V. Semanticheskii analiz tsifrovogo destruktivnogo kontenta po tematike “skulshuting” v sotsial'noi seti “VKontakte” [Elektronnyi resurs] [Semantic analysis of digital destructive content on the topic of “schoolshooting” on the “VKontakte” social network]. Psikhologiya i parvo [Psychology and Law], 2021. Vol. 11, no. 4, pp. 180–195. DOIhttps://doi.org/10.17759/psylaw.2021110413 (In Russian).

4. Davydov D.G., Khlomov K.D. Massovye ubiistva v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: mekhanizmy, prichiny, profilaktika [Mass killings in educational institutions: mechanisms, causes, prevention]. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal [National Journal of Psychology], 2018, no. 4 (32), pp. 62–76. DOI:https://doi.org/10.11621/npj.2018.0406 (In Russian).

5. Dozortseva E.G., Oshevskii D.S., Syrokvashina K.V. Psikhologicheskie, sotsial'nye i informatsionnye aspekty napadenii nesovershennoletnikh na uchebnye zavedeniya [Psychological, social and informational aspects of attacks by minors on educational institutions] [Elektronnyi resurs]. Psikhologiya i parvo [Psychology and Law], 2020. Vol. 10, no. 2, pp. 97–110. DOIhttps://doi.org/10.17759/psylaw.2020100208 (In Russian).

6. Zamyshevskaya E.A., Kazantseva I.L. Psikhologo-lingvisticheskii podkhod k analizu lichnosti sozdatelya (administratora) destruktivnogo soobshchestva v internet-prostranstve cherez prizmu nazvanii takovykh soobshchestv (na materiale soobshchestv subkul'tury skulshuterov) [A psychological and linguistic approach to analyzing the personality of the creator (administrator) of a destructive community in the Internet space through the prism of the names of such communities (based on the material of the subculture of schoolshooters)]. Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Seriya 1. Psikhologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Kaluga University. Series 1. Psychological sciences. Pedagogical sciences], 2022. Vol. 5, no. 2 (15), pp. 39–47. DOI:https://doi.org/10.54072/26586568_2022_5_2_39 (In Russian).

7. Kont-Sponvil', Andre. Filosofskii slovar' [Philosophical Dictionary]. Per.s fr. Golovinoi E.V. Moscow: Publ. “Eterna”, 2012. 751 p. (In Russian).

8. Leushina I.V., Timkina Yu.Yu. Kontseptual'nye osnovy variativnogo inoyazychnogo obrazovaniya v vysshei shkole [Conceptual foundations of variable foreign language education in higher education]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of science and education], 2019, no. 2 (38), pp. 58–67. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.5 (In Russian).

9. Makhmutova L.R., Semenova I.V. Fenomen romantizatsii lichnosti skulshutera sredi podrostkov [The phenomenon of romanticizing the personality of a schoolshooter among teenagers]. Soyuz kriminalistov i kriminologov [Union of Criminologists and Criminologists], 2021, no. 3, pp. 151–159.

10. Navigator profilaktiki. Metodicheskie materialy po priznakam deviatsii, deistviyam spetsialistov sistemy obrazovaniya v situatsiyakh sotsial'nykh riskov i profilaktike deviantnogo povedeniya obuchayushchikhsya [The prevention navigator. Methodological materials on the signs of deviations, actions of specialists of the education system in situations of social risks and prevention of deviant behavior of students] [Elektronnyi resurs]. Bogdanovich N.V., Vikhristyuk O.V., Dvoryanchikov N.V., Delibalt V.V., Dozortseva E.G.: MGPPU, 2022. Available at: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour (Accessed 01 March 2024).

11. Osmolovskaya I.M., Krasnova L.A. Problema mezhdistsiplinarnosti v issledovaniyakh protsessa obucheniya [The problem of interdisciplinarity in the research of the learning process]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2017. Vol. 19, no. 7, pp. 9–24. DOI:https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-9-24 (In Russian).

12. Panferov V.N., Miklyaeva A.V. Printsip tselostnosti v integratsii psikhologicheskogo znaniya [The principle of integrity in the integration of psychological knowledge]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 2019. Vol. 40, no. 2, pp. 5–14. DOI:https://doi.org/10.31857/S020595920004051-2 (In Russian).

13. Perminov E.A., Testov V.A. Metodologiya modelirovaniya kak osnova realizatsii mezhdistsiplinarnogo podkhoda v podgotovke studentov pedagogicheskikh napravlenii [Modeling methodology as the basis for the implementation of an interdisciplinary approach in the training of students of pedagogical fields]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2020. Vol. 22, no. 6, pp. 9–30. DOI:https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-9-30 (In Russian).

14. Puchnina M.Yu., Puchnin A.V. Analiz deyatel'nosti adeptov radikal'nogo ideinogo dvizheniya “Kolumbain” [Analysis of the activities of adherents of the radical ideological movement "Columbine"]. Lex russica, 2021. Vol. 74, no. 12, pp. 74–83. DOI:https://doi.org/10.17803/1729-5920.2021.181.12.074-083 (In Russian).

15. Reshetnikov A.Yu., Klochenko L.N. Psikhologicheskie i pravovye osnovy ucheniya o psikhicheskom nasilii [Psychological and legal foundations of the doctrine of mental violence]. Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshchestvo [Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society], 2018, no. 3, pp. 100–111. DOI:https://doi.org/10.25586/RNU.V9276.18.04.P.100 (In Russian).

16. Sukhodol'skaya Yu.V. Skulshuting kak samostoyatel'nyi kriminologicheskii fenomen [Schoolshooting as an independent criminological phenomenon]. Vestnik Universiteta prokuratury Rossiiskoi Federatsii [Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation], 2020, no. 3 (77), pp. 117–120.

17. Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 18.12.2001 № 174-FZ [Elektronnyi resurs] [Criminal Procedure Code of the Russian Federation no. 174-FZ dated 18.12.2001]. Ofitsial'nyi sait kompanii “Konsul'tantPlyus” [The official website of the ConsultantPlus company]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/76735e55abaa5af067e2ceda1625ad5d248f3abb/ (Accessed 12 January 2024).

18. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ [Elektronnyi resurs] [Criminal Code of the Russian Federation no. 63-FZ dated 13.06.1996]. Ofitsial'nyi sait kompanii “Konsul'tantPlyus” [The official website of the ConsultantPlus company]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Accessed 12 May 2024).

19. Federal'nyi zakon ot 23.06.2016 № 182-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarushenii v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law No. 182-FZ dated 06/23/2016 “On the Basics of the Crime Prevention System in the Russian Federation”] [Elektronnyi resurs]. Ofitsial'nyi sait kompanii “Konsul'tantPlyus” [The official website of the ConsultantPlus company]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ (Accessed 12 May 2024).

20. Fil' T.A. Metodologiya i metody psikhologicheskikh issledovanii [Methodology and methods of psychological research]. Moscow: Ai Pi Ar Media, 2021. 140 p. (In Russian).

21. Kholodnaya M.A., Khazova S.A. Fenomen kontseptualizatsii kak osnova produktivnosti intellektual'noi deyatel'nosti i sovladayushchego povedeniya [The phenomenon of conceptualization as the basis for the productivity of intellectual activity and coping behavior]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 2017. Vol. 38, no. 5, pp. 5–17. DOI:https://doi.org/10.7868/S0205959217050014 (In Russian).

22. Khrebina S.V., Nikulina S.A., Voronkina L.B. Vliyanie destruktivnykh patternov povedeniya v sredstvakh massovoi kommunikatsii na povyshenie vyrazhennosti urovnya agressii u auditoria [The influence of destructive patterns of behavior in mass media on increasing the severity of the level of aggression in the audience]. Gumanitarnye nauki (g. Yalta) [Humanities (Yalta)], 2022, no. 1 (57), pp. 121–129.

Reviews
1. Principles of local technology for training future investigators based on school shooting as a legal and psychological phenomenon Authors: Sidorkin Gennady


Login or Create
* Forgot password?