Принципы локальной технологии обучения будущих следователей на материале о скулшутинге как юридико-психологическом феномене
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Обосновываются исходные положения локальной технологии обучения, применяемой при проведении семинара, выступающего фрагментом реализации учебной дисциплины «Юридическая психология» в образовательной организации МВД России. Предмет исследования сфокусирован на принципах технологии, рассматриваемой в контексте расширения и систематизации знаний о психологических особенностях насильственного преступника, совершившего вооруженное нападение на образовательную организацию (скулшутера). Работа проведена с опорой на системный подход, тезис об активности личности, постулат о единстве сознания и деятельности, а также методы научного поиска, обработки и интерпретации данных. Участниками пилотажного исследования выступили семьдесят четыре курсанта, обучающихся по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (специализация – уголовно-правовая). Выделены следующие принципы локальной технологии обучения: вариативность как разнообразие способов и итогов взаимодействия в образовательном пространстве учебного занятия, концептуализация как поисково-познавательный путь формирования понятий, междисциплинарность как условие уяснения системности юридико-психологического знания, целостность как обеспечение интегративности отраслевых психологических сведений, а также прикладной характер результатов обучения, востребованных будущими следователями в профессиональной деятельности. Сопутствующий анализ феномена скулшутинга вносит ценный вклад в формирование представлений обучающихся о предметной области юридической психологии. Новизна полученных результатов обусловлена комплексным информативным наполнением, процедурно-инструментальным новаторством и возможностью воспроизведения локальной технологии обучения в образовательном процессе. Целесообразна дальнейшая апробация, извлечение дополнительных доказательств эффективности авторской разработки и подтверждение ее методологической состоятельности.

Ключевые слова:
локальная технология обучения, принципы обучения, исследовательский семинар, юридическая психология, скулшутинг, вооруженные нападения на образовательные организации, следователь
Текст

Введение

В современный период происходят глобальные трансформации, сопровождающиеся не только прогрессивными тенденциями или, напротив, драматичными событиями, но и стимулирующие становление оригинальных моделей осознанного освоения действительности. С одной стороны, велика актуальность способности к решению динамично возникающих социальных проблем, с другой, - констатируется потребность в оптимизации подготовки соответствующих специалистов, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России).

Возрастающая значимость осведомленности профессионалов относительно вновь нарождающихся угроз требует аналитического подхода и адекватных мер, обеспечивающих защиту личности, общества и государства.

В этой связи в образовательных организациях МВД России реализуется образовательная программа по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (специализация – уголовно-правовая), а предусмотренная учебная дисциплина «Юридическая психология» включает рассмотрение вопросов криминальной психологии. В эту логику нами встроено изучение феномена скулшутинга, признанного Верховным судом Российской Федерации террористическим международным молодежным движением [2].

Поясним, что явление колумбайна* вызывает острый утилитарный интерес представителей разных социальных сфер, а публикации во многом посвящены установлению совокупности личностных и поведенческих черт скулшутера [5; 6; 16], анализу признаков и детерминант вооруженных нападений на образовательные организации [3; 4; 22], выработке мер профилактики данных происшествий и способов противодействия деструктивной идеологии [4; 9; 10].  

В свою очередь учебная дисциплина «Юридическая психология», являясь отражением динамично развивающейся прикладной науки, предполагает непрерывный творческий поиск новых технологий обучения, оптимизирующих формирование компетенций будущих следователей и отвечающих тенденциям развития современного высшего образования.

Цель научной статьи: обоснование принципов авторской локальной технологии обучения будущих следователей, воссоздаваемой при проведении семинара, посвященного характеристике скулшутинга как компонента предметной области юридической психологии.

Пилотажный характер проведенного изыскания сопряжен с формулировкой следующих рабочих гипотез:

1) предвидится возможность обоснования принципов локальной технологии обучения, базирующегося на теоретико-эмпирической исследовательской стратегии и научной информации о скулшутинге;

2) прогнозируется, что внедрение локальной технологии обучения приведет к усилению отдельных дидактических эффектов, в первую очередь, дифференциации знаний обучающихся о скулшутинге как междисциплинарном юридико-психологическом феномене.

Методологическую основу составили общие и частные правила, а именно, принцип системности, принцип активности личности, постулат о единстве сознания и деятельности. Применена совокупность отдельных методов научного поиска, обработки и интерпретации данных, включающих анализ публикаций, опрос респондентов, элементы базовой описательной статистики, контент-анализ, комплексный интерпретационный метод и обобщение результатов [20, с. 25-31].

Кроме того, доказательно воплощены способы преобразования педагогической практики, а продуманный методический алгоритм претворен в течение двух циклов преподавания учебной дисциплины «Юридическая психология» в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова. Категории обучающихся представлены четверокурсниками (восемнадцатью юношами и двадцатью девятью девушками), средний возраст которых составил 21 год, и третьекурсниками (девятью юношами и восемнадцатью девушками), средний возраст которых составил 20 лет.

Описание технологии включает аргументацию принципов ее построения, приемов сочетания традиционных и инновационных подходов, в том числе проблемного, исследовательского и проектного методов, а также электронного обучения и медиадидактики. Содержательной канвой, позволяющей раскрыть оригинальность предлагаемой технологии обучения, выступает юридико-психологическая характеристика феномена скулшутинга. 

Полученные результаты и их обсуждение

Предпринимая попытку конституирования идей локальной технологии обучения, прежде всего, назовем принцип вариативности. Уточним, что в педагогической сфере слово «вариативность» используется во взаимосвязи с разнотипностью образовательных организаций и допустимыми различиями образовательных программ, обеспечивающих гибкость и личностную ориентированность обучения [8]. 

Придерживаясь общепринятых смыслов, но преломляя их через призму предлагаемой технологии, считаем, что ее вариативность вырисовывается на уровне следующих особенностей конкретного учебного занятия.

Во-первых, структура основной части семинара соотносится с последовательностью освещаемых курсантами докладов, представляющих собой лаконичные образцы разных видов научных исследований, подготовленных и визуализированных совместно с педагогом (рисунок 1).

 

Рис. 1. Схема алгоритмической структуры основной части семинара

Во-вторых, воспроизведены варианты командной учебной деятельности, находящиеся в границах аудиторного взаимодействия, но предопределяющие синтез непосредственного диалога и опосредованного общения. В формате онлайн-обучения организована деловая коммуникация двух проектных групп, происходящая с использованием цифровых инструментов и персональных компьютеров с выходом в интернет. Одной из команд продемонстрирована возможность подготовки стендового доклада (постера) путем наполнения файла-шаблона программы Microsoft PowerPoint, к которому обеспечивается общий доступ с помощью облачного хранилища OneDrive и гиперссылки, созданной педагогом (рисунок 2).

Рис. 2. QR-код на постер, отражающий направленные ассоциации обучающихся о скулшутинге и подготовленный с участием четверокурсников в марте 2023 года

 

Другим миниколлективом в составе учебной группы, зарегистрированным как паблик в социальной сети «В Контакте», показана техника создания интерактивного просветительского лонгрида, посвященного профилактике скулшутинга. Подчеркнем, что модератором виртуального сообщества и руководителем проекта, выступает преподаватель учебной дисциплины «Юридическая психология» (рисунок 3).

Рис. 3. QR-код на лонгрид, посвященный профилактике скулшутинга и

подготовленный миникомандой четверокурсников в марте 2023 года

В-третьих, вариативность заключается в умелом комбинировании внутрикомандной работы, состоящей в коллегиальной подготовке научного сообщения, и индивидуальной учебной активности, выразившейся в межкомандной беседе и взаимном оппонировании на учебном занятии.

Не менее важной особенностью апробированной технологии обучения является принцип концептуализации.

Отметим, что в философии под концептом понимается абстрактная, но отличающаяся точностью и выверенностью идея, строго результирующая творческие усилия [7, с. 260-261].

Одновременно концептуализация рассматривается как вид понятийной познавательной деятельности, повышающей уровень интеллектуальной продуктивности и качество понимания происходящего, а также позитивно влияющей на академические и профессиональные достижения [21].

Интересно, что информативным способом исследования концепта в психодидактике считается ассоциативный метод, позволяющий установить нюансы функционирования и значение понятий для человека [1].

В рамках локальной технологии обучения применение ассоциативного метода не только выполняет задачу выявления представлений обучающихся об изучаемом феномене, но и благоприятствует созданию дидактических условий для усвоения категориального аппарата юридической психологии, формирования разумного отношения к обсуждаемой проблеме и повышения степени научной информированности о скулшутинге.

Поясним, что каждым курсантом пройден опрос, предшествующий освоению темы, в процессе которого требовалось указать от одной до трех словесных ассоциаций, относящихся к понятию «скулшутинг». Полученные ответы подвержены количественной обработке, контент-анализу и обобщению с иллюстративным изображением результатов, кратко раскрываемых впоследствии в устном докладе участников семинара. В ходе учебного занятия уместна дискуссия, а подробная и доказательно подкрепленная интерпретация производится совместно с преподавателем.

Например, свободными ассоциациями, нуждающимися в конкретизации, являются слова «насилие» и «убийство». Устанавливая ассоциативно-понятийные связи, следует обратить внимание на то, что упоминание насилия может объясняться фактом его неизбежного сопутствия трагичным инцидентам, а убийство – это вид преступного насилия, отражающий последствия агрессивных действий. Применительно к скулшутингу, согласно точке зрения ученых, речь идет об убийстве двух и более лиц, происходящем в ограниченный отрезок времени и осуществляемом как единая атака с использованием оружия [9; 16].

В целом обсуждение эмпирического исследования вербальных ассоциаций завершается конструированием диаграммы понятийно-смысловых отношений, корреспондирующих со спецификой представлений респондентов о скулшутинге. Грамотная интерпретация социальных репрезентаций, которой предшествует теоретический доклад, дающий старт выступлениям, помогает формированию полноценной осведомленности обучающихся об обсуждаемом феномене и, как следствие, его концептуализации.

Показательно, что при повторном опросе констатируется увеличение количества и расширение спектра ответов курсантов, а содержательная наполненность вербально-ассоциативных связей меняется в направлении употребления слов, наиболее четко обозначающих типичные признаки скулшутинга («вооруженное нападение», «образовательная организация», «агрессия», «ненависть», «насилие») (рисунок 4).

Рис. 4. Распределение относительных частот, показывающих картину

свободных ассоциаций третьекурсников, опрошенных в феврале 2024 года

 

Очередным принципом служит приверженность междисциплинарному подходу в познании юридико-психологических явлений. В качестве аргумента сошлемся на труды, посвященные обоснованию междисциплинарных исследований, содействующих модификации содержания образования и обеспечивающих решение сложных дидактических задач [11; 13].

Подходящим примером в контексте локальной технологии обучения является рассмотрение насилия как главного признака скулшутинга, имеющего уголовно-правовое значение, и одновременно фактора, вызывающего нарушения социализации личности.

Отметим, что сущность насилия анализируется разными областями знания, преимущественно общественными и гуманитарными науками. В уголовном процессе насилие трактуется с позиции норм уголовного права и соотносится со шкалой «противоправность - правомерность». Причем в Уголовном кодексе Российской Федерации формы физического насилия детализированы и отражают внешнюю сторону воздействия на человека, а психическое насилие, называемое также психологическим и эмоциональным, изучено в меньшей степени, что обусловливает трудности квалификации преступлений [15; 18]

Видится закономерным, что скулшутер, изображая криминальное насилие, выплескиваемое вовне, сам оказывается объектом агрессии, интенсивно адресованной ему в межличностных отношениях на протяжении жизни. Обращение к этим аспектам предполагает упоминание имен и фамилий лиц, совершивших вооруженные нападения на образовательные организации, показ фото и видеоматериалов, взятых из средств массовой информации и запечатлевших изображения участников трагедий. В связи с этим рационально акцентировать внимание на приоритете конфиденциальности, соблюдаемой в научных исследованиях и при производстве предварительного расследования, недопустимость разглашения данных которого предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [17].

Таким образом, междисциплинарность при реализации локальной технологии обучения означает стремление к комплиментарному знанию, воспроизводимому в юридической психологии. С точки зрения глубокой проработки вопросов требуется не только предварительное ознакомление обучающихся с литературой, но и обеспечение доступа к официальному интернет-порталу правовой информации.

Далее сделаем упор на принципе целостности в интеграции психологических сведений, частным выражением которого выступает синтез открытий в отраслях психологии, обеспечивающий положительный дидактический эффект и формирование комплексного представления о субъективной жизни человека [12].

В нашем случае сообразно теме семинара раскрываются критерии поведенческих изменений, свидетельствующих о риске вооруженного нападения на территории образовательной организации и проявляющихся как в реальной среде, так и в цифровом пространстве. К указанным признакам, отчетливо фигурирующим в научных трудах и психолого-педагогических разработках, относятся сниженный фон настроения, увлечение деструктивной идеологией, затруднения в учебной деятельности и общении, выражение агрессии, угроз и намерений совершить противоправные действия, характерное оформление внешности и профиля социальной сети, размещение манифестов о ненависти к человечеству, открытые высказывания о предстоящем нападении и насилии [3; 4; 5; 6; 10; 14; 22].  

Рассматриваемые поведенческие признаки, систематизированные под руководством педагога, наглядно презентуются в докладе обучающихся и сопровождаются попыткой сопоставления нежелательных личностных преобразований потенциального скулшутера с их символически-демонстративной трансляцией социальному окружению.

Как видим, генерирующее предназначение принципа, миниатюрно обрисованное в приведенном примере, кроется в продуцировании когниций, находящихся на пересечении социальной, педагогической и юридической психологии.

В качестве следующего воззрения осветим принцип прикладной ценности результатов обучения, подчеркивая его взаимосвязь со спецификой правоохранительной деятельности и социальной ролью следователя.

Убедителен пример определения мер профилактики вооруженных нападений на образовательные организации, совершаемых подростками и молодежью. Подготовка соответствующего выступления опирается на сбалансированное сочетание теоретических и эмпирических методов познания, а в одном из выводов подчеркивается наличие у респондентов представлений об отдельных мерах профилактики, круг которых существенно больше.

При этом разъясняется вклад агентов правовой социализации, состоящий из особенностей семейного воспитания, психологического климата в референтных группах, разнородных педагогических воздействий, политики социальных сетей и характера информационно-психологических влияний [4; 5; 14; 22]. 

Здесь резонно обращение к Федеральному закону от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», называющему в числе субъектов профилактики правонарушений федеральные органы исполнительной власти [19]. Кроме того, важно предусмотреть освещение вопросов взаимодействия подразделений МВД России и задач сотрудников следственных отделов. В подобных обстоятельствах целесообразен учет опыта сотрудника юстиции органа предварительного следствия в системе МВД России, приглашенного в качестве наставника-практика на этапе подготовки к учебному занятию или во время его проведения.

Обнадеживающими выглядят показатели опроса-дубликата, проведенного после семинара и знаменующего расширение взгляда курсантов относительно мер и субъектов профилактики вооруженных нападений на образовательные организации. В частности, меры, репрезентируемые в ответах, отличаются признанием относительной равнозначности усилий общественных институтов, воплощаемых в рамках официальных полномочий.

 

Выводы

1. Обоснована локальная технология обучения, базирующаяся на континууме обобщений, соотносящихся с современными тенденциями подготовки специалистов и исследовательской стратегией освоения научного юридико-психологического знания о скулшутинге.

2. Выработаны принципы вариативности (разнообразия форматов взаимодействия в образовательном процессе), концептуализации (формирования понятий и ассоциативного познания), междисциплинарности (системности юридико-психологических данных), целостности (модульности отраслевых психологических сведений), прикладного характера результатов обучения (преломляемости учебных достижений через своеобразие профессиональной деятельности следователя). Обозначенные принципы неразрывно связаны, проявляются одновременно и конкретизируются в ходе моделирования учебного занятия.

3. Создан творческий импульс для решения ряда образовательных задач, среди которых формирование осмысленного отношения к проблеме скулшутинга и дифференциация знаний об этом междисциплинарном феномене, повышение информированности о психологических характеристиках скулшутера, усиление степени осведомленности, касающейся совокупности мер профилактики правонарушений и приемов правового просвещения, развитие умений исследовательской активности, а также способности к командной учебной деятельности, реализуемой в реальной и цифровой среде.

4. Установлен эвристический потенциал локальной технологии обучения, выразившийся в применении нестандартного инструмента выявления и совершенствования представлений обучающихся о скулшутинге. Кроме того, создана предпосылка для стимулирования дальнейшего теоретико-эмпирического изучения природы, сущности и юридико-психологического содержания феномена скулшутинга.

5. Достижение сформулированной цели и подтверждение выдвинутых гипотез позволяет выражать убежденность в прогрессивности авторской локальной технологии обучения, интегрированной в преподавание учебной дисциплины «Юридическая психология». Вместе с тем уместна дальнейшая апробация, позволяющая укрепить методологическую основу предложенной разработки и упрочить эмпирические подтверждения ее эффективности.

 

* Верховный суд Российской Федерации признал террористическим и запретил в России международное молодежное движение «Колумбайн» (другое название - «Скулшутинг»).

Список литературы

1. Василенко С.С. Ассоциативный эксперимент как способ исследования концепта в лингводидактических целях // Язык и культура. 2019. № 48. С. 76–86. DOI:https://doi.org/10.17223/19996195/48/5

2. Верховный суд признал террористическим и запретил в РФ движение «Колумбайн» [Электронный ресурс] // Информационная группа «Интерфакс». URL: https://www.interfax.ru/russia/819836 (дата обращения: 12.01.2024).

3. Гриненко У.Б., Ромеро Рейес И.В. Семантический анализ цифрового деструктивного контента по тематике «скулшутинг» в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 4. C. 180–195. DOIhttps://doi.org/10.17759/psylaw.2021110413

4. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 62–76. DOI:https://doi.org/10.11621/npj.2018.0406

5. Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. C. 97–110. DOIhttps://doi.org/10.17759/psylaw.2020100208

6. Замышевская Е.А., Казанцева И.Л. Психолого-лингвистический подход к анализу личности создателя (администратора) деструктивного сообщества в интернет-пространстве через призму названий таковых сообществ (на материале сообществ субкультуры скулшутеров) // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2022. Т. 5. № 2 (15). С. 39–47. DOI:https://doi.org/10.54072/26586568_2022_5_2_39

7. Конт-Спонвиль, Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. М.: Издательство «Этерна», 2012. 751 с.

8. Леушина И.В., Тимкина Ю.Ю. Концептуальные основы вариативного иноязычного образования в высшей школе // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 58–67. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.5

9. Махмутова Л.Р., Семенова И.В. Феномен романтизации личности скулшутера среди подростков // Союз криминалистов и криминологов. 2021. № 3. С. 151–159.

10. Навигатор профилактики. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся [Электронный ресурс] / Богданович Н.В., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г.: МГППУ, 2022 г. URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour (дата обращения: 01.03.2024).

11. Осмоловская И.М., Краснова Л.А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 7. С. 9–24. DOI:https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-9-24

12. Панфёров В.Н., Микляева А.В. Принцип целостности в интеграции психологического знания // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 5–14. DOI:https://doi.org/10.31857/S020595920004051-2

13. Перминов Е.А., Тестов В.А. Методология моделирования как основа реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений // Образование и наука. 2020. Т. 22, №6. С. 9–30. DOI:https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-9-30

14. Пучнина М.Ю., Пучнин А.В. Анализ деятельности адептов радикального идейного движения «колумбайн» // Lex russica. 2021. Т. 74. № 12. С. 74–83. DOI:https://doi.org/10.17803/1729-5920.2021.181.12.074-083

15. Решетников А.Ю., Клоченко Л.Н. Психологические и правовые основы учения о психическом насилии // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2018. № 3. С. 100–111. DOI:https://doi.org/10.25586/RNU.V9276.18.04.P.100

16. Суходольская Ю.В. Скулшутинг как самостоятельный криминологический феномен // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 3 (77). С. 117–120.

17. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/76735e55abaa5af067e2ceda1625ad5d248f3abb/ (дата обращения: 12.01.2024).

18. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 12.01.2024).

19. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ (дата обращения: 15.02.2024).

20. Филь Т.А. Методология и методы психологических исследований. М.: IPR MEDIA, 2021. 140 с.

21. Холодная М.А., Хазова С.А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 5–17. DOI:https://doi.org/10.7868/S0205959217050014

22. Хребина С.В., Никулина С.А., Воронкина Л.Б. Влияние деструктивных паттернов поведения в средствах массовой коммуникации на повышение выраженности уровня агрессии у аудитории // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2022. № 1 (57). С. 121–129.

Рецензии
1. Принципы локальной технологии обучения будущих следователей на материале о скулшутинге как юридико-психологическом феномене Авторы: Сидоркин Геннадий Владимирович


Войти или Создать
* Забыли пароль?