Russian Federation
The article reveals the problem of organizing cultural and educational work in the internal affairs bodies, both in the sphere of activity of society and the state, where intellectual, aesthetic and cultural development, combined with psychological stability and physical health, are of great importance in terms of the effectiveness of employees performing their professional duties. The article considers the specifics of work in the internal affairs bodies, which determines the psychological and physiological qualities of employees necessary for them to successfully perform their professional duties. It is determined that cultural and educational work should not only expand and develop the knowledge, skills and abilities already available to employees in terms of intellectual abilities, aesthetic and creative capabilities, but also contribute to the formation of readiness to effectively apply this knowledge, skills and abilities in practice. In addition, the activity itself must be constantly improved and in its content correspond to the characteristics and needs of its participants, as well as the requirements of modernity. Today, cultural and educational work in the internal affairs bodies meets the above requirements, but not to the full extent, which makes it difficult to solve the tasks assigned to it. These tasks are not only to educate and increase the level of development of professionally important spiritual, moral and civic-patriotic qualities of employees, but also to reduce their neuropsychic stress, including by providing additional information about different aspects of society and working out the skills necessary for the successful performance of professional duties. The analysis of the issue of organizing and implementing cultural and educational work in the internal affairs bodies in the context of pedagogy, thus, will allow us to determine the directions of its improvement and, accordingly, the possibilities of educating employees of the qualities indicated above.
educational work, cultural and mass work, internal affairs bodies, pedagogy, pedagogical culture
Культурно-просветительская работа в органах внутренних дел (далее – ОВД), согласно Приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел», является одним из видов деятельности морально-психологического обеспечения деятельности ОВД [Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 августа 2024 года № 500 «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»]. Значимость культурно-просветительской работы определяется тем, что она способствует становлению у сотрудников профессионально важных духовно-нравственных и гражданско-патриотических представлений, а также препятствует развитию психологических нарушений, связанных со спецификой работы. Это достигается путем формирования «профессионально значимых морально-политических, нравственных и психологических качеств, а также достижения и поддержания морально-психологического состояния на уровне, позволяющем успешно выполнять оперативно-служебные задачи в любых условиях обстановки» [Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 августа 2024 года № 500 «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»].
С позиции интеллектуальной нагрузки и эстетического потенциала участие в культурно-просветительской деятельности позволяет представителям достаточно сложной и трудной, с психологической точки зрения профессии, не утрачивать широту мышления и способность к чувственному восприятию мира. Работа такого типа создает условия и для формирования у сотрудников ОВД способности к восприятию окружающей действительности с позиции экономии психологических и, соответственно, физических ресурсов.
Это обусловливает особую актуальность культурно-просветительской работы в нынешнее время – в период проведения специальной военной операции, когда высока вероятность террористических актов и атак с применением различных видов вооружения со стороны противника, в том числе диверсантов из числа жителей России. Сегодня на представителей органов внутренних дел возлагается дополнительная ответственность и нагрузка, что выражается, в том числе в необходимости нахождения в состоянии постоянной готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей и соблюдения режима секретности. Все это способствует росту психологического напряжения среди должностных лиц ОВД, а значит, и снижению качества их работы.
Стоит отметить, что культурно-просветительская работа, кроме прочего, позволяет работать и с такими трудностями, наблюдаемыми среди сотрудников ОВД, как: недостаток информации об истории становления и развития России; непонимание причин событий нынешнего времени; ложное или искаженное представление о действительности, основанное на фейковой информации; отсутствие простора для получения эстетического удовольствия и творческого развития, а значит, и для становления способности действовать гибко в профессиональной деятельности; низкий уровень сплоченности коллектива и коммуникативной компетентности сотрудников и т.д.
Однако решение обозначенных выше проблем средствами культурно-просветительской работы предполагает создание для этого особых педагогических условий, связанных со спецификой профессиональной деятельности в ОВД. Систематизируя особенности работы в данной профессиональной сфере, А.Г. Степанищев, С.Г. Никулин, Т.А. Оверчук и Г.Г. Сабангулова выделили среди них следующие:
1. Знание норм права и неукоснительное их соблюдение [6, с. 319]. Сотрудники ОВД выступают в качестве носителя и транслятора норм права, являются образцом их соблюдения для населения.
2. Властный и обязательный характер профессиональных полномочий сотрудников ОВД, как представителей исполнительной власти. С одной стороны, это позволяет должностным лицам поддерживать порядок в обществе и оказывать влияние на отдельных его представителей, прежде всего, психологически. С другой стороны, подобный характер профессиональных обязанностей нередко влечет за собой негативные последствия в виде утраты объективности, развития склонности к доминированию и проявлению агрессии, что нередко приводит к деградации личности сотрудников [9, с. 193].
3. Постоянная подверженность риску, высокий уровень конфликтности как между сотрудниками, так и между сотрудниками и представителями общества, обращающимися в ОВД [7, с. 199]. Данная особенность является наиболее значимой в части необходимых, обеспечивающих эффективность в работе, психологических качеств должностных лиц правоохранительных органов. Е.К. Саукова-Сальникова, обобщив результаты существующих исследований, к данным качествам отнесла [10, с. 103]:
– способность продуктивно действовать в экстремальных условиях, которая зависит от уровня нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости, а также от владения методами саморегуляции, позволяющими быстро восстановить психологические ресурсы и контролировать свои реакции на внешние раздражители;
– положительное и грамотное отношение к поддержанию своей физической формы, что предполагает понимание необходимости поддержания своего здоровья, развития отдельных физических характеристик, а также связи способности выдерживать физические нагрузки с готовностью противостоять нагрузкам психологическим. Последнее, в свою очередь, обеспечивает способность действовать в условиях монотонии (ведение большого количества документации, слежка и прочие профессиональные обязанности);
– наличие стремления к саморазвитию и, соответственно, готовности к постоянным интеллектуальным нагрузкам. Это сокращает риск развития ригидности мышления и склонности к стереотипному восприятию мира, что снижает риск формального отношения к профессии и негативного восприятия своей работы как таковой;
– развитая коммуникативная компетентность, то есть наличие совокупности коммуникативных знаний, умений и навыков (компетенций), определяющих способность и готовность действовать в различных ситуациях общения с представителями разных социальных групп, социальных слоев общества, наций, рас и т.д. Это же определяет развитые творческие способности, благодаря которым сотрудники могут найти выход из нестандартной профессиональной ситуации.
На наш взгляд, предложенный список следует расширить, включив в него характеристики, связанные с педагогической культурой сотрудника органов внутренних дел, такие как умение объяснять гражданам, способность их убеждать, доводить информацию до их понимания и так далее.
Под педагогической культурой сотрудника органов внутренних дел мы подразумеваем часть его общей и профессиональной культуры, включающую накопленные им педагогические знания, умения, навыки и опыт, которые вместе с развитыми профессионально-личностными качествами и ценностными установками позволяют эффективно выполнять правоохранительные функции в системе органов внутренних дел.
4. Взаимодействие и влияние на большое количество людей, различающихся не только по возрасту и полу, но и по положению в обществе, нации, расе и иным признакам [11, с. 18].
5. Наличие в обществе устоявшегося обладающего конкретными характеристиками образа сотрудника ОВД. Эти характеристики нередко противопоставлены друг другу: доброта и сердечность в общении при жесткости и безэмоциональности в решении отдельных профессиональных вопросов, в том числе в экстремальных условиях; готовность работать в любое время дня и ночи, идти на самопожертвование при отсутствии усталости и раздражения; готовность выполнить свой профессиональный долг независимо от условий деятельности; и т.д.
6. Длительные психологические и физические нагрузки, что связано, в том числе, с ненормированным рабочим днем, с неопределенностью места выполнения профессиональных обязанностей, условий их выполнения и пр.
При этом сотрудниками ОВД становятся не только лица, обладающие обозначенными качествами и осознающие всю специфику работы в данной сфере, поскольку решение вопросов в этом направлении осуществляется системой профотбора ОВД, которая, согласно работе В.О. Шелудько, все еще характеризуется рядом недостатков [13, с. 414]. Однако грамотная организация культурно-просветительской работы способна в определенной степени сгладить эти недостатки, а значит, и улучшить качество выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей.
Под культурно-просветительской работой с точки зрения педагогики, то есть привития и развития у индивидов необходимых для успешного выполнения ими определенных действий знаний, умений и навыков, как отмечено М.В. Биттер и Н.А. Симбирцевой, понимается постоянно развивающаяся социально необходимая деятельность, направленная на распространение различной информации, имеющей приоритетное значение при актуальном уровне развития общества [1, с. 227]. Развивающийся характер данной деятельности предполагает, что ее содержание должно меняться, подстраиваться под конкретную ситуацию, поскольку только в этом случае работа такого типа будет выполнять свои функции, среди которых культурно-творческая (творческое и культурное развитие), развивающая (общее развитие по всем направления) и информационно-просветительская (расширение базы знаний, развитие интеллектуальных навыков) функции. В соответствии с этим, И.З. Виситаевой и И.В. Мусхановой определены принципы реализации культурно-просветительской работы, а именно: принципы гуманизма, научности, связи с практикой, комплексности, дифференцированного подхода, коллективизма, систематичности и последовательности, а также единства просвещения и духовно-нравственного воспитания [2, с. 34].
Таким образом, с учетом рассмотренных позиций под культурно-просветительской работой с сотрудниками органов внутренних дел мы понимаем такое направление деятельности, целью которого является просвещение, повышение уровня общей культуры и формирование педагогической культуры, в частности.
Организация и реализация этой деятельности должна осуществляться в рамках уважения к каждому из участников, при учете результатов существующих научных исследований в соответствующей области, с опорой на закрепление выученного участниками теоретического материала на практике при всестороннем подходе к выявлению и коррекции имеющихся у них недостатков, при организации совместной деятельности на основе заранее составленного плана действий с включением необходимой для просвещения и духовно-нравственного воспитания информации.
К формам культурно-просветительской работы, в целом, относят: лекции, презентации, семинары, практикумы, тренинги, мастер-классы, творческие лаборатории, круглые столы, дискуссии и пр. Выбор конкретной формы работы, по мнению Н.В. Шарковской, должен осуществляться с учетом: типа учреждения; преследуемой цели (интеллектуальное, эстетическое, правовое и др. развитие); возрастных и индивидуально-личностных особенностей участников [12, с. 63]. Анализ исследований Е.Н. Гордеевой, Т.В. Максимовой, Б.И. Камолова, А.В. Прасоловой и др. показывает, что на сегодня в ОВД реализуются в большей степени традиционные формы культурно-просветительской работы (патриотические уголки, выставки, коллективные посещения учреждений культуры, просмотр спектаклей и т.д.), что не соответствует принципам дифференцированности, практикоориентированности и комплексности [3, с. 19; 5, с. 139; 4, с. 230; 8, с. 455].
В частности, не проводятся исследования, позволяющие определить потребность сотрудников в той или иной форме культурно-просветительской работы, в том числе в части решения их психологических проблем и устранения конкретных пробелов в их знаниях, умениях, навыках, включая педагогическую культуру, в части решения их педагогических проблем, связанных с необходимостью оказывать воспитательное влияние на различные категории граждан. Проводимые мероприятия формализованы, никак не развиваются, то есть не покрывают актуальные социальные потребности сотрудников, воспринимаются как принудительная, а не добровольная и рекреативная деятельность, и, соответственно, не вызывают в сотрудниках необходимого эмоционального отклика, а значит, практически не решают поставленных перед этой работой задач.
В соответствии с этим, предлагаются ряд рекомендаций по организации культурно-просветительской работы в ОВД, с учетом вышеобозначенных педагогических условий:
– проведение с использованием педагогического инструментария предварительного диагностического обследования сотрудников, в том числе их анкетирования с целью выявления пробелов, которые необходимо заполнить работой указанного типа;
– отбор педагогического инструментария для культурно-просветительской работы с учетом цели и содержания;
– определение формы и содержания работы в соответствии с результатами исследования и анкетирования, в том числе с учетом интересов сотрудников и актуальных потребностей общества;
– организация нестандартных видов мероприятий, интерактивных методов, в том числе форм, предполагающих практическую отработку полученных знаний, умений и навыков (например, тренинги с выездом на особо трудные с профессиональной точки зрения локации), и использование нетрадиционных материалов (например, малоизвестных научных и художественных фильмов, несущих необходимую культурную и просветительскую нагрузку);
– привлечение специалистов из других смежных организаций к совместной культурно-просветительской практической деятельности в рамках решаемых сотрудниками ОВД профессиональных вопросов;
– проведение промежуточного и итогового контроля результатов культурно-просветительской работы. Определение содержания дальнейшей работы в соответствии с результатами этого контроля.
Опыт практической деятельности показывает, следование данным рекомендациям повышает качество проводимой в органах внутренних дел культурно-просветительской работы, соответственно, эффективность деятельности данных подразделений правоохранительных органов Российской Федерации, а в целом, влияет на формирование педагогической культуры сотрудников органов внутренних дел.
Дополнением к изложенным предложениям стало их практическое применение в рамках авторского проекта «Полевая культура». Этот проект, реализованный в 2017-2019 годах среди сотрудников аппарата МВД по Республике Мордовия, представлял собой спортивно-историческую программу, посвящённую Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Важной особенностью проекта стало включение конкурсных этапов, сочетающих физическую активность, интеллектуальную работу и патриотический смысл. Участники проекта организованы в команды, каждая из которых состояла из представителей различных подразделений.
Одним из центральных этапов программы стало задание, в рамках которого команды разрабатывали тактический план, аналогичный стратегическим планам, создаваемым советскими военачальниками. После составления плана участники приступали к его реализации, выполняя условный «захват» участка местности, обороняемого другой командой. Упомянутое задание требовало от участников комплексного подхода: анализа «боевой обстановки», распределения ролей, выработки стратегии действий и её практического применения в условиях моделируемого противодействия со стороны соперников.
Включение такого этапа соответствовало вышеуказанным рекомендациям. Прежде всего, это предварительная диагностика потребностей участников и формирование содержания работы с учётом их профессиональных задач. Участие в тактических играх позволило сотрудникам не только развивать навыки командной работы, стратегического мышления и лидерства, но и укреплять физическую выносливость и стрессоустойчивость. Благодаря интеграции исторической тематики, задание не только повысило уровень вовлечённости участников, но и способствовало укреплению патриотического сознания, развитию профессиональных ценностных установок и педагогической культуры.
Моделирование для участников задания исторического содержания позволило включить нестандартный инструментарий культурно-просветительской работы, среди которого метод проектов, групповая форма организации деятельности, кейс-метод. Участники оценили: оригинальность задания (97%), его практическую направленность (84%) и возможность погружения в исторический контекст (94%). Это значительно повысило интерес к мероприятию, способствовало укреплению командного духа, формированию более глубокого осознания важности преемственности поколений. Итоги проекта «Полевая культура» наглядно показали, что сочетание исторических, интеллектуальных и физических элементов в рамках культурно-просветительской работы позволяет добиться высоких результатов как в личностном, так и в профессиональном развитии сотрудников ОВД.
В заключение отметим, педагогическая культура сотрудников органов внутренних дел, как одно из условий эффективности культурно-просветительской работы способствует творческому поиску и расширяет ее возможности в аспекте используемых средств.
1. Bitter M.V., Simbirtseva N.A. Kul'turno-prosvetitelskaya deyatel'nost' (k voprosu o soderzhanii ponyatiya) // Chelovek v mire kul'tury [Man in the world of culture]. – 2017. – № 2-3. – pp. 226-230. (in Russian)
2. Visitaeva I.Z., Mushanova I.V. Kul'turno-prosvetitelskaya deyatel'nost': sushchnost', soderzhaniye, struktura // Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye [Modern pedagogical education]. – 2021. – № 8. – pp. 34-37. (in Russian)
3. Gordejeva E.N. Kul'turno-prosvetitelskaya rabota kak resurs razvitiya esteticheskoy kultury sotrudnikov organov vnutrennikh del // Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoi deyatel'nosti [Psychology and pedagogy of official activity]. – 2019. – № 3. – pp. 19-21. (in Russian)
4. Kamolov B.I. Organizatsiya kul'turno-prosvetitelskoy raboty v organakh vnutrennikh del // Science and innovation. [Science and innovation]. – 2022. – Vol. 1. – № C3. – pp. 229-232. (in Russian)
5. Maksimova T.V. Kul'turno-prosvetitelskaya rabota v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii v sovremennykh usloviyakh: pedagogicheskaya sushchnost', soderzhaniye, osobennost' // Chelovecheskiy kapital [Human capital]. – 2021. – T. 1. – № 12 (16). – pp. 136-142. (in Russian)
6. Nikulin S.G., Abidov R.R. Znachimost' sotsial'noy otvetstvennosti v professional'noy deyatel'nosti sotrudnikov OVD // Obrazovaniye i pravo [Education and law]. – 2022. – № 6. – pp. 318-321. (in Russian)
7. Overchuk T.A. Slozhnosti, svyazannye s interpretatsiey ponyatiya i osnovnykh napravleniy deyatel'nosti organov vnutrennikh del // Molodoy uchyonyy [Young scientist]. – 2022. – № 5 (400). – pp. 198-201. (in Russian)
8. Prasolova A.V. Spetsifika i osobennosti organizatsii meropriyatiy silovykh vedomstv (ritualy, tseremonialy, kul'turno-massovye meropriyatiya) // Molodoy uchyonyy [Young Scientist]. – 2023. – № 3 (450). – pp. 453-456. (in Russian)
9. Sabangulova G.G., Kurunov V.V. Osobennosti professional'noy deyatel'nosti sotrudnikov OVD // Yarmarka nauchno-prakticheskikh initsiativ studentov YANPIS-2020: Materialy XVII mezhregional'noy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. [Fair of scientific and practical initiatives of students of YANPIS 2020: Materials of the XVII interregional student scientific and practical conference (Perm, May 21, 2020)]. Perm: PGGPU Publ., 2020 – pp. 193-195. (in Russian)
10. Saukova-Sal'nikova E.K. Sistematizatsiya osobennostey professional'noy deyatel'nosti sotrudnikov OVD // Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoy deyatel'nosti [Psychology and pedagogy of professional activity]. - 2022. – № 4. – pp. 101-104. (in Russian)
11. Stepanishchev A.G., Vargasova N.Yu. Psikhologiya v deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennikh del [Psychology in the activities of employees of internal affairs bodies]. – Barnaul: FGKOU VPO BUI of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2021. – 124 p. (in Russian)
12. Sharkovskaya N.V. Tekhnologii kul'turno-prosvetitel'skoy deyatel'nosti: uroveni i kriterii vybora // Kul'tura: teoriya i praktika [Culture: theory and practice]. – 2023. – № 2 (53). – pp. 62-66. (in Russian)
13. Shelud'ko V.O. Problemy podbora kadrov v organy vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii // E-Scio [E-Scio]. – 2022. – № 8 (71). – pp. 413-422. (in Russian)