Педагогические условия культурно-просветительской работы в органах внутренних дел Российской Федерации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается проблема организации культурно-просветительской работы в органах внутренних дел, как в сфере деятельности общества и государства, где интеллектуальное, эстетическое и культурное развитие в совокупности с психологической устойчивостью и физическим здоровьем имеют большое значение с точки зрения эффективности выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей. Рассматривается специфика работы в органах внутренних дел, которая обусловливает психологические и физиологические качества сотрудников, необходимых им для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей. Определено, что культурно-просветительская работа должна не только расширять и развивать уже имеющиеся у сотрудников знания, умения и навыки в части интеллектуальных способностей, эстетических и творческих возможностей, но и способствовать становлению готовности эффективно применять эти знания, умения и навыки на практике. Кроме того, сама деятельность должна постоянно совершенствоваться и в своем содержании соответствовать особенностям и потребностям ее участников, а также требованиям современности. Сегодня культурно-просветительская работа в органах внутренних дел соответствует указанным выше требованиям, но не в полной мере, что затрудняет решение поставленных перед ней задач. Эти задачи заключаются не только в просвещении и повышении уровня развития профессионально важных духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств у сотрудников, но и в снижении их нервно-психического напряжения, в том числе путем предоставления дополнительной информации о разных сторонах жизни общества и отработки необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей умений и навыков. Анализ вопроса организации и реализации культурно-просветительской работы в органах внутренних дел в разрезе педагогики, таким образом, позволит определить направления ее совершенствования и, соответственно, возможности воспитания в сотрудниках обозначенных выше качеств.

Ключевые слова:
культурно-просветительская работа, органы внутренних дел, педагогика, педагогическая культура
Текст

Культурно-просветительская работа в органах внутренних дел (далее – ОВД), согласно Приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел», является одним из видов деятельности морально-психологического обеспечения деятельности ОВД [Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 августа 2024 года № 500 «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»]. Значимость культурно-просветительской работы определяется тем, что она способствует становлению у сотрудников профессионально важных духовно-нравственных и гражданско-патриотических представлений, а также препятствует развитию психологических нарушений, связанных со спецификой работы. Это достигается путем формирования «профессионально значимых морально-политических, нравственных и психологических качеств, а также достижения и поддержания морально-психологического состояния на уровне, позволяющем успешно выполнять оперативно-служебные задачи в любых условиях обстановки» [Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 августа 2024 года № 500 «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»].

С позиции интеллектуальной нагрузки и эстетического потенциала участие в культурно-просветительской деятельности позволяет представителям достаточно сложной и трудной, с психологической точки зрения профессии, не утрачивать широту мышления и способность к чувственному восприятию мира. Работа такого типа создает условия и для формирования у сотрудников ОВД способности к восприятию окружающей действительности с позиции экономии психологических и, соответственно, физических ресурсов.

Это обусловливает особую актуальность культурно-просветительской работы в нынешнее время – в период проведения специальной военной операции, когда высока вероятность террористических актов и атак с применением различных видов вооружения со стороны противника, в том числе диверсантов из числа жителей России. Сегодня на представителей органов внутренних дел возлагается дополнительная ответственность и нагрузка, что выражается, в том числе в необходимости нахождения в состоянии постоянной готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей и соблюдения режима секретности. Все это способствует росту психологического напряжения среди должностных лиц ОВД, а значит, и снижению качества их работы.

Стоит отметить, что культурно-просветительская работа, кроме прочего, позволяет работать и с такими трудностями, наблюдаемыми среди сотрудников ОВД, как: недостаток информации об истории становления и развития России; непонимание причин событий нынешнего времени; ложное или искаженное представление о действительности, основанное на фейковой информации; отсутствие простора для получения эстетического удовольствия и творческого развития, а значит, и для становления способности действовать гибко в профессиональной деятельности; низкий уровень сплоченности коллектива и коммуникативной компетентности сотрудников и т.д.

Однако решение обозначенных выше проблем средствами культурно-просветительской работы предполагает создание для этого особых педагогических условий, связанных со спецификой профессиональной деятельности в ОВД. Систематизируя особенности работы в данной профессиональной сфере, А.Г. Степанищев, С.Г. Никулин, Т.А. Оверчук и Г.Г. Сабангулова выделили среди них следующие:

1. Знание норм права и неукоснительное их соблюдение [6, с. 319]. Сотрудники ОВД выступают в качестве носителя и транслятора норм права, являются образцом их соблюдения для населения.

2. Властный и обязательный характер профессиональных полномочий сотрудников ОВД, как представителей исполнительной власти. С одной стороны, это позволяет должностным лицам поддерживать порядок в обществе и оказывать влияние на отдельных его представителей, прежде всего, психологически. С другой стороны, подобный характер профессиональных обязанностей нередко влечет за собой негативные последствия в виде утраты объективности, развития склонности к доминированию и проявлению агрессии, что нередко приводит к деградации личности сотрудников [9, с. 193].

3. Постоянная подверженность риску, высокий уровень конфликтности как между сотрудниками, так и между сотрудниками и представителями общества, обращающимися в ОВД [7, с. 199]. Данная особенность является наиболее значимой в части необходимых, обеспечивающих эффективность в работе, психологических качеств должностных лиц правоохранительных органов. Е.К. Саукова-Сальникова, обобщив результаты существующих исследований, к данным качествам отнесла [10, с. 103]:

– способность продуктивно действовать в экстремальных условиях, которая зависит от уровня нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости, а также от владения методами саморегуляции, позволяющими быстро восстановить психологические ресурсы и контролировать свои реакции на внешние раздражители;

– положительное и грамотное отношение к поддержанию своей физической формы, что предполагает понимание необходимости поддержания своего здоровья, развития отдельных физических характеристик, а также связи способности выдерживать физические нагрузки с готовностью противостоять нагрузкам психологическим. Последнее, в свою очередь, обеспечивает способность действовать в условиях монотонии (ведение большого количества документации, слежка и прочие профессиональные обязанности);

– наличие стремления к саморазвитию и, соответственно, готовности к постоянным интеллектуальным нагрузкам. Это сокращает риск развития ригидности мышления и склонности к стереотипному восприятию мира, что снижает риск формального отношения к профессии и негативного восприятия своей работы как таковой;

– развитая коммуникативная компетентность, то есть наличие совокупности коммуникативных знаний, умений и навыков (компетенций), определяющих способность и готовность действовать в различных ситуациях общения с представителями разных социальных групп, социальных слоев общества, наций, рас и т.д. Это же определяет развитые творческие способности, благодаря которым сотрудники могут найти выход из нестандартной профессиональной ситуации.

На наш взгляд, предложенный список следует расширить, включив в него характеристики, связанные с педагогической культурой сотрудника органов внутренних дел, такие как умение объяснять гражданам, способность их убеждать, доводить информацию до их понимания и так далее.

Под педагогической культурой сотрудника органов внутренних дел мы подразумеваем часть его общей и профессиональной культуры, включающую накопленные им педагогические знания, умения, навыки и опыт, которые вместе с развитыми профессионально-личностными качествами и ценностными установками позволяют эффективно выполнять правоохранительные функции в системе органов внутренних дел.

4. Взаимодействие и влияние на большое количество людей, различающихся не только по возрасту и полу, но и по положению в обществе, нации, расе и иным признакам [11, с. 18].

5. Наличие в обществе устоявшегося обладающего конкретными характеристиками образа сотрудника ОВД. Эти характеристики нередко противопоставлены друг другу: доброта и сердечность в общении при жесткости и безэмоциональности в решении отдельных профессиональных вопросов, в том числе в экстремальных условиях; готовность работать в любое время дня и ночи, идти на самопожертвование при отсутствии усталости и раздражения; готовность выполнить свой профессиональный долг независимо от условий деятельности; и т.д.

6. Длительные психологические и физические нагрузки, что связано, в том числе, с ненормированным рабочим днем, с неопределенностью места выполнения профессиональных обязанностей, условий их выполнения и пр.

При этом сотрудниками ОВД становятся не только лица, обладающие обозначенными качествами и осознающие всю специфику работы в данной сфере, поскольку решение вопросов в этом направлении осуществляется системой профотбора ОВД, которая, согласно работе В.О. Шелудько, все еще характеризуется рядом недостатков [13, с. 414]. Однако грамотная организация культурно-просветительской работы способна в определенной степени сгладить эти недостатки, а значит, и улучшить качество выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей.

Под культурно-просветительской работой с точки зрения педагогики, то есть привития и развития у индивидов необходимых для успешного выполнения ими определенных действий знаний, умений и навыков, как отмечено М.В. Биттер и Н.А. Симбирцевой, понимается постоянно развивающаяся социально необходимая деятельность, направленная на распространение различной информации, имеющей приоритетное значение при актуальном уровне развития общества [1, с. 227]. Развивающийся характер данной деятельности предполагает, что ее содержание должно меняться, подстраиваться под конкретную ситуацию, поскольку только в этом случае работа такого типа будет выполнять свои функции, среди которых культурно-творческая (творческое и культурное развитие), развивающая (общее развитие по всем направления) и информационно-просветительская (расширение базы знаний, развитие интеллектуальных навыков) функции. В соответствии с этим, И.З. Виситаевой и И.В. Мусхановой определены принципы реализации культурно-просветительской работы, а именно: принципы гуманизма, научности, связи с практикой, комплексности, дифференцированного подхода, коллективизма, систематичности и последовательности, а также единства просвещения и духовно-нравственного воспитания [2, с. 34].

Таким образом, с учетом рассмотренных позиций под культурно-просветительской работой с сотрудниками органов внутренних дел мы понимаем такое направление деятельности, целью которого является просвещение, повышение уровня общей культуры и формирование педагогической культуры, в частности.

Организация и реализация этой деятельности должна осуществляться в рамках уважения к каждому из участников, при учете результатов существующих научных исследований в соответствующей области, с опорой на закрепление выученного участниками теоретического материала на практике при всестороннем подходе к выявлению и коррекции имеющихся у них недостатков, при организации совместной деятельности на основе заранее составленного плана действий с включением необходимой для просвещения и духовно-нравственного воспитания информации.

К формам культурно-просветительской работы, в целом, относят: лекции, презентации, семинары, практикумы, тренинги, мастер-классы, творческие лаборатории, круглые столы, дискуссии и пр. Выбор конкретной формы работы, по мнению Н.В. Шарковской, должен осуществляться с учетом: типа учреждения; преследуемой цели (интеллектуальное, эстетическое, правовое и др. развитие); возрастных и индивидуально-личностных особенностей участников [12, с. 63]. Анализ исследований Е.Н. Гордеевой, Т.В. Максимовой, Б.И. Камолова, А.В. Прасоловой и др. показывает, что на сегодня в ОВД реализуются в большей степени традиционные формы культурно-просветительской работы (патриотические уголки, выставки, коллективные посещения учреждений культуры, просмотр спектаклей и т.д.), что не соответствует принципам дифференцированности, практикоориентированности и комплексности [3, с. 19; 5, с. 139; 4, с. 230; 8, с. 455].

В частности, не проводятся исследования, позволяющие определить потребность сотрудников в той или иной форме культурно-просветительской работы, в том числе в части решения их психологических проблем и устранения конкретных пробелов в их знаниях, умениях, навыках, включая педагогическую культуру, в части решения их педагогических проблем, связанных с необходимостью оказывать воспитательное влияние на различные категории граждан. Проводимые мероприятия формализованы, никак не развиваются, то есть не покрывают актуальные социальные потребности сотрудников, воспринимаются как принудительная, а не добровольная и рекреативная деятельность, и, соответственно, не вызывают в сотрудниках необходимого эмоционального отклика, а значит, практически не решают поставленных перед этой работой задач.

В соответствии с этим, предлагаются ряд рекомендаций по организации культурно-просветительской работы в ОВД, с учетом вышеобозначенных педагогических условий:

– проведение с использованием педагогического инструментария предварительного диагностического обследования сотрудников, в том числе их анкетирования с целью выявления пробелов, которые необходимо заполнить работой указанного типа;

– отбор педагогического инструментария для культурно-просветительской работы с учетом цели и содержания;

– определение формы и содержания работы в соответствии с результатами исследования и анкетирования, в том числе с учетом интересов сотрудников и актуальных потребностей общества;

– организация нестандартных видов мероприятий, интерактивных методов, в том числе форм, предполагающих практическую отработку полученных знаний, умений и навыков (например, тренинги с выездом на особо трудные с профессиональной точки зрения локации), и использование нетрадиционных материалов (например, малоизвестных научных и художественных фильмов, несущих необходимую культурную и просветительскую нагрузку);

– привлечение специалистов из других смежных организаций к совместной культурно-просветительской практической деятельности в рамках решаемых сотрудниками ОВД профессиональных вопросов;

– проведение промежуточного и итогового контроля результатов культурно-просветительской работы. Определение содержания дальнейшей работы в соответствии с результатами этого контроля.

Опыт практической деятельности показывает, следование данным рекомендациям повышает качество проводимой в органах внутренних дел культурно-просветительской работы, соответственно, эффективность деятельности данных подразделений правоохранительных органов Российской Федерации, а в целом, влияет на формирование педагогической культуры сотрудников органов внутренних дел.

Дополнением к изложенным предложениям стало их практическое применение в рамках авторского проекта «Полевая культура». Этот проект, реализованный в 2017-2019 годах среди сотрудников аппарата МВД по Республике Мордовия, представлял собой спортивно-историческую программу, посвящённую Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Важной особенностью проекта стало включение конкурсных этапов, сочетающих физическую активность, интеллектуальную работу и патриотический смысл. Участники проекта организованы в команды, каждая из которых состояла из представителей различных подразделений.

Одним из центральных этапов программы стало задание, в рамках которого команды разрабатывали тактический план, аналогичный стратегическим планам, создаваемым советскими военачальниками. После составления плана участники приступали к его реализации, выполняя условный «захват» участка местности, обороняемого другой командой. Упомянутое задание требовало от участников комплексного подхода: анализа «боевой обстановки», распределения ролей, выработки стратегии действий и её практического применения в условиях моделируемого противодействия со стороны соперников.

Включение такого этапа соответствовало вышеуказанным рекомендациям. Прежде всего, это предварительная диагностика потребностей участников и формирование содержания работы с учётом их профессиональных задач. Участие в тактических играх позволило сотрудникам не только развивать навыки командной работы, стратегического мышления и лидерства, но и укреплять физическую выносливость и стрессоустойчивость. Благодаря интеграции исторической тематики, задание не только повысило уровень вовлечённости участников, но и способствовало укреплению патриотического сознания, развитию профессиональных ценностных установок и педагогической культуры.

Моделирование для участников задания исторического содержания позволило включить нестандартный инструментарий культурно-просветительской работы, среди которого метод проектов, групповая форма организации деятельности, кейс-метод. Участники оценили: оригинальность задания (97%), его практическую направленность (84%) и возможность погружения в исторический контекст (94%). Это значительно повысило интерес к мероприятию, способствовало укреплению командного духа, формированию более глубокого осознания важности преемственности поколений. Итоги проекта «Полевая культура» наглядно показали, что сочетание исторических, интеллектуальных и физических элементов в рамках культурно-просветительской работы позволяет добиться высоких результатов как в личностном, так и в профессиональном развитии сотрудников ОВД.

В заключение отметим, педагогическая культура сотрудников органов внутренних дел, как одно из условий эффективности культурно-просветительской работы способствует творческому поиску и расширяет ее возможности в аспекте используемых средств.

Список литературы

1. Биттер М.В., Симбирцева Н.А. Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия) // Человек в мире культуры. – 2017. – № 2-3. – С. 226-230.

2. Виситаева И.З., Мусханова И.В. Культурно-просветительская деятельность: сущность, содержание, структура // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 8. – С. 34-37.

3. Гордеева Е.Н. Культурно-просветительская работа как ресурс развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2019. – № 3. – С. 19-21.

4. Камолов Б.И. Организация культурно-просветительной работы в органах внутренних дел // Science and innovation. – 2022. – Т. 1. – № C3. – С. 229-232.

5. Максимова Т.В. Культурно-просветительская работа в органах внутренних дел российской федерации в современных условиях: педагогическая сущность, содержание, особенность // Человеческий капитал. – 2021. – Т. 1. – № 12 (16). – С. 136-142.

6. Никулин С.Г., Абидов Р.Р. Значимость социальной ответственности в профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Образование и право. – 2022. – № 6. – С. 318-321.

7. Оверчук Т.А. Сложности, связанные с интерпретацией понятия и основных направлений деятельности органов внутренних дел // Молодой ученый. – 2022. – № 5 (400). – С. 198-201.

8. Прасолова А.В. Специфика и особенности организации мероприятий силовых ведомств (ритуалы, церемониалы, культурно-массовые мероприятия) // Молодой ученый. – 2023. – № 3 (450). – С. 453-456.

9. Сабангулова Г.Г., Курунов В.В. Особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Ярмарка научно-практических инициатив студентов ЯНПИС-2020: Материалы XVII межрегиональной студенческой научно-практической конференции (г. Пермь, 21 мая 2020 г.). – Пермь: ПГГПУ, 2020. – С. 193-195.

10. Саукова-Сальникова Е.К. Систематизация особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2022. – № 4. – С. 101-104.

11. Степанищев А.Г., Варгасова Н.Ю. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел. – Барнаул: ФГКОУ ВПО БЮИ МВД РФ, 2021. – 124 с.

12. Шарковская Н.В. Технологии культурно-просветительской деятельности: уровни и критерии выбора // Культура: теория и практика. – 2023. – № 2 (53). – С. 62-66.

13. Шелудько В.О. Проблемы подбора кадров в органы внутренних дел Российской Федерации // E-Scio. – 2022. – № 8 (71). – С. 413-422.

Рецензии
1. Педагогические условия культурно-просветительской работы в органах внутренних дел Российской Федерации Авторы: Горач Николай Николаевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?