PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the new socio-economic conditions, the requirements for professionally important qualities of specialists and the formation of their competencies are not just changing, but are being transformed and rebuilt, and this is primarily due to the restructuring of social processes and the introduction of digital technologies in various fields of professional activity. Professionally important qualities are understood as the individual properties of the subject of labor, a certain set of psychological characteristics that are necessary and generally sufficient for the implementation of effective and reliable professional activities, thus ensuring the success of its implementation. Understanding the formation of the necessary professionally important qualities among employees of the penitentiary system, ensuring the success of their official activities, is significant in terms of making timely, highly likely, objective managerial decisions on issues of professional and career growth of employees, assessing the prospects for appointment to certain positions, the possibility of forming a personnel reserve on a regular basis, conducting professional selection procedures, professional certification, professional training. The main professionally important qualities and competencies of employees of the penitentiary system in the context of digital transformation are considered. A promising scientific direction of research on professionally important qualities of employees of the penal correction system using the method of structural analysis of the organization of psychological indicators is highlighted. The issue of professional mentoring in the penal system of the Russian Federation has been updated. Additionally, such professionally important qualities as mastery of digital culture, digital competence, mastery of information hygiene skills when working with software and information systems, compliance with information security and information protection issues were noted. The study of the issues of professionally important qualities of employees of the penitentiary system is of promising scientific practice-oriented interest in such areas of psychological support of professional activity as professional selection optimization of programs to support professional adaptation of employees at various stages of professional development, development of an up-to-date professional description of professional activity, identification of factors of psychological success

Keywords:
professionally important qualities, an employee of the penal enforcement system, digital transformation, success of professional activity, professional competence
Text

Введение. Одним из ключевых вопросов, отраженным в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1138-р, является вопрос формирования и развития профессионально-личностных компетенций сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в разрезе реализуемых мероприятий по цифровой трансформации и научно-технологическому развитию в ведомстве [18]. Можно смело говорить о том, что в новых социально-экономических условиях требования к профессионально важным качествам специалистам, сформированности их компетенций не просто изменяются, а трансформируются, перестраиваются и это связано, в первую очередь, с перестройкой общественных процессов, внедрением цифровых технологий в различные сферы профессиональной деятельности, концептуальной трансформацией труда как такового.

Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Обобщая существующие подходы к профессионально важным качествам в психологии труда, подчеркнем, что в большинстве случаев под профессионально важными качествами понимаются индивидуальные свойства субъекта труда, определенная совокупность психологических характеристик, которые необходимы и в целом достаточны для реализации результативной и надежной профессиональной деятельности, обеспечивая, таким образом, успешность ее выполнения. Сегодня успех в повседневной жизни понимается как комплексная характеристика, которую уместно рассматривать как определенный (промежуточный для отдельного взятого этапа социализации) итог развития, самореализации и профессионализации человека, профессионала в различных сферах его жизнеобеспечения с обязательной общественной оценкой социальным окружением.

В рамках данного экспресс-обзора не стоит задача разведения понятий «профессионально важные качества» и «компетенции» по двум основным аспектам: во-первых, это достаточно важный и широкий методологический вопрос, тем более в условиях цифровой трансформации науки и образования и постоянно изменяющихся федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования; а во-вторых, как показывает проведенный теоретических анализ современных публикаций по данной проблеме, достаточно часто исследователи не проводят четкой границы между данными понятиями, что дает нам возможность более целостно сконцентрироваться на изучаемом вопросе, не вдаваясь сознательно в дефиниции данных понятий.

Понимание сформированности необходимых профессионально важных качеств у сотрудников УИС, обеспечивающих, в широком смысле, успешность выполнения служебной деятельности, значимо в разрезе принятия своевременных, с большой вероятностью, объективных управленческих решений по вопросам профессионального и карьерного роста сотрудников, оценивания перспектив назначения на определенные должности, возможности формирования на регулярной основе кадрового резерва, проведения процедур профессионального отбора, профессиональной аттестации, профессионального обучения. Кроме того, делая акцент на выявлении профессионально-личностных особенностях сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые могут находиться в группе т.н. повышенного внимания, в рамках психологической службы можно приоритетно распределить направления психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в контексте повышения успешности и качества жизни различных возрастных профессиональных групп [13].

Исследования показывают, что в структуре профессионализма уже работающих сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих с осужденными, наиболее значимыми являются следующие компетенции: профессионально-личностного саморазвития, общения для установления и поддержания межличностных контактов, ценностно-смыслового наполнения содержания служебной деятельности. Следует отметить, что, например, компетенции здоровьесбережения имеют менее значимые показатели, что может свидетельствовать о том, что выполняемая служебная деятельность сотрудников УИС нередко может быть связана с большими психическими перегрузками и психоэмоциональным напряжением, которые, в свою очередь, обусловливают снижение показателей профессионального здоровья в целом [15].

Достаточно значимой в профессиональной деятельности сотрудников УИС является коммуникативная сфера и необходимость выстраивать профессиональное межличностное взаимодействие с различными группами лиц (как с коллегами, так и со спецконтингентом). Учитывая специфику профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, нередко в профессиональном взаимодействии могут проявляться такие антипрофессиональные личностные характеристики, как циничное отношение к людям, враждебность, агрессивность. Учет возможности проявления подобных качеств при выполнении служебных обязанностей позволяет психологической службе пенитенциарных учреждений заблаговременно провести просветительскую, тренинговую, коррекционную работу с сотрудниками, направленную на раскрытие конструктивных механизмов общения и взаимодействия, повышение коммуникативной компетентности, снижения проявления конфликтности и т.п. [6, 17, 19].

Для сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний достаточно значимым является такое профессиональное важное качество, как жизнестойкость, которая является стержневым компонентом адаптационной системы личности профессионала и обеспечивает своевременную реализацию личностных ресурсов для совладания со стрессогенными факторами социальной среды [8]. Исследования показывают, что у сотрудников уголовно-исполнительной системы преобладает в целом средний уровень жизнестойкости, а это может, в свою очередь, проявляться самым различным образом при выполнении профессиональной деятельности: пессимистичном отношении к преодолению стрессовых событий, беспомощности в профессиональных ситуациях и снижении результативности служебной деятельности, недооценке своего личного вклада (в условиях бюрократической модели взаимодействия и соподчинения) и т.п. Важно подчеркнуть, что профессиональная жизнестойкость является предиктором субъективного психологического благополучия личности и является одним из критериев качества жизни в целом [3, 5, 7].

Анализ профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы важен не только с позиций ключевых аспектов психологии труда: успешности, результативности, надежности, качества выполнения профессиональной (служебной) деятельности, а еще и в междисциплинарном ключе – для выявления возможных пограничных психических состояний у сотрудников УИС, которые могут проявляться в избыточной тревожности, депрессивности, циничному или обесценивающему отношению к служебным обязанностям и профессиональным межличностным контактам с коллегами, эмоциональной неустойчивости при различных стрессогенных ситуациях, подозрительности и др. Знание данных параметров психической деятельности сотрудников позволит своевременно разработать необходимые программы краткосрочной или среднесрочной психологической коррекции [4, 14].

Сегодня цифровая трансформация науки, образования и производства, по сути, предъявляет новые требования к личности работника, к его формирующемуся профессионализму в условиях цифровой экономики, что в дальнейшем может находить отражение в разрабатываемых профессиональных стандартах, расширенном описании и характеристике обобщенных трудовых функций (с учетом цифровой составляющей), разработке функциональных карт видов профессиональной деятельности, уточненных профессиограмм и психограмм и др. И в данном ключе научный интерес, в перспективе, представляют исследования профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы с использованием метода структурного анализа организации психологических показателей, который позволит рассмотреть психологические аспекты профессионально-личностных параметров личности сотрудников УИС не только в разрезе некоторой выраженности показателя или корреляционных взаимосвязей с другими параметрами, а более широко и разнопланово как с технологической, так и с методологической точки зрения – на уровне структуры. Разработанные и применяемые математико-статистические методы в психологических исследованиях параметров измеряемой структуры профессионально-личностных показателей (интегрированность системы, дифференцированность системы, соподчиненная организованность подструктур системы и др.) позволяет провести сопоставительный сравнительный анализ структурных компонентов профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы [11, 12].

Традиционными значимыми и всегда представляющими научный и практический интерес исследованиями являются вопросы профессионального наставничества в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Например, исследования М.В. Лебедева позволили предложить кодифицированную классификацию кластеров основных профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы, по которым могут реализовываться направления наставничества: 1) базовый кластер, включающий в себя ПВК нравственной и волевой составляющей; 2) кластер информационно-коммуникативных ПВК; 3) ПВК межличностного взаимодействия; 4) кластер коммуникативных и регулирующих ПВК; 5) кластер аффективно-коммуникативных ПВК [16].

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы отмечается, что в рамках информационного пространства знаний и в условиях цифровой трансформации получение новых профессиональных компетенций является необходимым условием для человека и для специалиста, что может обеспечить не только количественные и качественные показатели отдельной взятой организации, но и, главное – раскрытие его способностей и возможностей в динамике профессионального пути, при выполнении профессиональной деятельности [20]. Нельзя не отметить, что сегодня стали актуальными такие тренды профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы, как владение цифровой культурой, цифровой компетентностью, владение навыками информационной гигиены при работе с программными средствами и информационными системами, соблюдение вопросов информационной безопасности и защиты информации и др. [1, 2, 9, 10].

Выводы. В настоящее время исследование вопросов профессионально важных качеств, профессиональной успешности, результативности, надежности сотрудников уголовно-исполнительной системы представляет перспективный научный практикоориентированный интерес по таким направлениям психологического сопровождения профессиональной деятельности, как профессиональный отбор (подбор) кадров, развитие и расширение программ профессиональной подготовки, оптимизация программ сопровождения профессиональной адаптации сотрудников на различных этапах профессионального становления, разработка актуального профессиографического описания профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, выявление факторов психологической успешности служебной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний.

References

1. Antonovskij A.V. Informacionnaya gigiena kak osnova cifrovoj kompetentnosti sotrudnikov FSIN Rossii [Information hygiene as the basis of digital competence of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Informacionnye tekhnologii v UIS [Information technologies in the penal system], 2024, no. 3, pp. 101-108. (in Russian)

2. Balamut A.N., Noskova O.A. Osobennosti adaptacionnogo potenciala molodyh sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Features of the adaptive potential of young employees of the penal system]. Aktual'nye problemy adaptacii kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k usloviyam professional'noj deyatel'nosti. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva 26 fevralya 2020 goda [Actual problems of adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the conditions of professional activity. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, February 26, 2020]. M.: Moskovskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii im. V.YA. Kikotya Publ., 2020, pp. 44-46. (in Russian)

3. Vlasyuk E.N. Osobennosti proyavleniya krizisa identichnosti u sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii [Peculiarities of the manifestation of the identity crisis among employees of the penal system of the Russian Federation]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Bulletin of the penal system], 2024, no. 9 (268), pp. 45-49. (in Russian)

4. Grudkin F.S., SHmeleva E.A., Kislyakov P.A. Professional'naya zhiznestojkost' sotrudnikov FSIN: svyaz' s psihologicheskim blagopoluchiem i stilyami sovladaniya [Professional resilience of FSIN staff: the connection with psychological well-being and coping styles]. Fizicheskoe vospitanie v usloviyah sovremennogo obrazovatel'nogo processa. Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 50-letiyu fakul'teta fizicheskoj kul'tury, SHuya, 26 aprelya 2024 goda [Physical education in the context of the modern educational process. Collection of materials of the VI International Scientific and Practical Conference dedicated to the 50th anniversary of the Faculty of Physical Culture, Shuya, April 26, 2024]. SHuya: Ivanovskij gosudarstvennyj universitet; SHujskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet Publ., 2024, pp. 488-491. (in Russian)

5. ZHil'cova YU.V. K voprosu issledovaniya konfliktnogo povedeniya sredi sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [On the issue of conflict behavior research among employees of the penal correction system]. Uchenye zapiski universiteta im.P.F. Lesgafta [Academic notes of the P.F. Lesgaft University], 2023, no. 4 (218), pp. 508-510. (in Russian)

6. Zarakovskij G.M. Kachestvo zhizni naseleniya Rossii: psihologicheskie sostavlyayushchie [The quality of life of the Russian population: psychological components: monograph]. M.: Smysl Publ., 2009, 319 p. (in Russian)

7. Karabanov R.M. Voprosy formirovaniya cifrovyh kompetencij budushchih specialistov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Issues of formation of digital competencies of future specialists of the penal system]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Bulletin of the penal system], 2024, no. 3 (262), pp. 37-44. (in Russian)

8. Karabanov R.M. Metodologicheskie aspekty formirovaniya professionalizma u budushchego specialista ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Methodological aspects of the formation of professionalism in the future specialist of the penal system]. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya rossijskogo zakonodatel'stva deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. Sbornik nauchnyh trudov [Current issues of improving Russian legislation on the activities of the penal enforcement system. Collection of scientific papers]. Vladimir: Vladimirskij yuridicheskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2019, pp. 169-173. (in Russian)

9. Karpov A.V. Metasistemnaya organizaciya individual'nyh kachestv lichnosti: monografiya [Metasystem organization of individual personality traits: a monograph]. YAroslavl': YAroslavskij gosudarstvennyj universitet im. P.G. Demidova Publ., 2018, 744 p. (in Russian)

10. Karpov A.V. Metod individual'noj korrelogrammy v eksperimental'no-psihologicheskih i professiograficheskih issledovaniyah [The method of individual correlogram in experimental psychological and occupational research]. Procedury i metody eksperimental'no-psihologicheskih issledovanij. Sbornik statej; Seriya «Integraciya akademicheskoj i universitetskoj psihologii» [Procedures and methods of experimental psychological research. Collection of articles; Series "Integration of academic and university psychology"]. M.: Institut psihologii RAN Publ., 2016, pp. 928-938. (in Russian)

11. Koval'chuk I.A., Sokolov D.V., Fedotov S.N. Specifika psihologicheskogo soprovozhdeniya sotrudnikov UIS, sostoyashchih v gruppe povyshennogo vnimaniya [The specifics of psychological support for employees of the penitentiary system who are in the group of increased attention]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2023, no. 6, pp. 300-307. (in Russian)

12. Kuklina L.V., ZHeleznova V.V. Rol' klyuchevyh kompetencij v strukture professionalizma sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [The role of key competencies in the structure of professionalism of the staff of the penal enforcement system]. Mediko-biologicheskie, klinicheskie i social'nye voprosy zdorov'ya i patologii cheloveka. Materialy X Vserossijskoj nauchnoj konferencii studentov i molodyh uchenyh s mezhdunarodnym uchastiem, provedennaya v ramkah «Desyatiletiya nauki i tekhnologij», Ivanovo, 2 aprelya 2024 goda [Biomedical, clinical and social issues of human health and pathology. Proceedings of the X All-Russian Scientific Conference of Students and Young Scientists with International participation, held within the framework of the Decade of Science and Technology, Ivanovo, April 2, 2024]. Ivanovo: Ivanovskij gosudarstvennyj medicinskij universitet Publ., 2024, pp. 190-191. (in Russian)

13. Lebedev M.V. Organizaciya professional'nogo nastavnichestva v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme sovremennoj Rossii [Organization of professional mentoring in the penal system of modern Russia]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Teacher education and science], 2017, no. 3, pp. 151-154. (in Russian)

14. Mortina M.A., Antonovskij A.V. O psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v usloviyah cifrovizacii [On the psychological stability of an employee of the penal system in the context of digitalization]. Psihologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: ustojchivost' i izmenchivost' otnoshenij, lichnosti, gruppy v epohu neopredelennosti. Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Kostroma, 22-24 sentyabrya 2022 goda [Psychology of stress and coping behavior: stability and variability of relationships, personalities, and groups in an era of uncertainty. Proceedings of the VI International Scientific Conference, Kostroma, September 22-24, 2022]. Kostroma: Kostromskoj gosudarstvennyj universitet Publ., 2022. pp. 419-422. (in Russian)

15. Ovcharova E.V. Problema pogranichnyh psihicheskih sostoyanij sotrudnikov ohrany UIS, nesushchih sluzhbu s oruzhiem, v yuridicheskoj psihologii [The problem of borderline mental states of prison guards serving with weapons in legal psychology] // Kazanskaya nauka [Kazan Science], 2012, no. 6. pp. 236-240. (in Russian)

16. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.04.2021 № 1138-r (red. ot 27.05.2023) «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 No. 1138-r (as amended on 05/27/2023) "On the Concept of the Development of the Penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030"] http://www.consultant.ru/ (accessed 01 December 2024). (in Russian)

17. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 – 2030 gody» [Decree of the President of the Russian Federation dated 05/9/2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"] http://www.consultant.ru/ (accessed 01 December 2024). (in Russian)

Reviews
1. Professionally important qualities of employees of the penal system in the context of digital transformation Authors: Lebedeva Maria


Login or Create
* Forgot password?