В новых социально-экономических условиях требования к профессионально важным качествам специалистам, сформированности их компетенций не просто изменяются, а трансформируются, перестраиваются и это связано, в первую очередь, с перестройкой общественных процессов, внедрением цифровых технологий в различные сферы профессиональной деятельности. Под профессионально важными качествами понимаются индивидуальные свойства субъекта труда, определенная совокупность психологических характеристик, которые необходимы и в целом достаточны для реализации результативной и надежной профессиональной деятельности, обеспечивая, таким образом, успешность ее выполнения. Понимание сформированности необходимых профессионально важных качеств у сотрудников уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих успешность выполнения служебной деятельности, значимо в разрезе принятия своевременных, с большой вероятностью, объективных управленческих решений по вопросам профессионального и карьерного роста сотрудников, оценивания перспектив назначения на определенные должности, возможности формирования на регулярной основе кадрового резерва, проведения процедур профессионального отбора, профессиональной аттестации, профессионального обучения. Рассмотрены основные профессионально важные качества и компетенции сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях цифровой трансформации. Выделено перспективное научное направление исследований профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы с использованием метода структурного анализа организации психологических показателей. Актуализирован вопрос профессионального наставничества в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Дополнительно отмечены такие профессионально важные качества, как владение цифровой культурой, цифровой компетентностью, владение навыками информационной гигиены при работе с программными средствами и информационными системами, соблюдение вопросов информационной безопасности и защиты информации. Исследование вопросов профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы представляет перспективный научный практикоориентированный интерес по таким направлениям психологического сопровождения профессиональной деятельности, как профессиональный отбор (подбор) кадров, оптимизация программ сопровождения профессиональной адаптации сотрудников на различных этапах профессионального становления, разработка актуального профессиографического описания профессиональной деятельности, выявление факторов психологической успешности служебной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний
профессионально важные качества, сотрудник уголовно-исполнительной системы, цифровая трансформация, успешность профессиональной деятельности, профессиональная компетентность
Введение. Одним из ключевых вопросов, отраженным в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1138-р, является вопрос формирования и развития профессионально-личностных компетенций сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в разрезе реализуемых мероприятий по цифровой трансформации и научно-технологическому развитию в ведомстве [18]. Можно смело говорить о том, что в новых социально-экономических условиях требования к профессионально важным качествам специалистам, сформированности их компетенций не просто изменяются, а трансформируются, перестраиваются и это связано, в первую очередь, с перестройкой общественных процессов, внедрением цифровых технологий в различные сферы профессиональной деятельности, концептуальной трансформацией труда как такового.
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Обобщая существующие подходы к профессионально важным качествам в психологии труда, подчеркнем, что в большинстве случаев под профессионально важными качествами понимаются индивидуальные свойства субъекта труда, определенная совокупность психологических характеристик, которые необходимы и в целом достаточны для реализации результативной и надежной профессиональной деятельности, обеспечивая, таким образом, успешность ее выполнения. Сегодня успех в повседневной жизни понимается как комплексная характеристика, которую уместно рассматривать как определенный (промежуточный для отдельного взятого этапа социализации) итог развития, самореализации и профессионализации человека, профессионала в различных сферах его жизнеобеспечения с обязательной общественной оценкой социальным окружением.
В рамках данного экспресс-обзора не стоит задача разведения понятий «профессионально важные качества» и «компетенции» по двум основным аспектам: во-первых, это достаточно важный и широкий методологический вопрос, тем более в условиях цифровой трансформации науки и образования и постоянно изменяющихся федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования; а во-вторых, как показывает проведенный теоретических анализ современных публикаций по данной проблеме, достаточно часто исследователи не проводят четкой границы между данными понятиями, что дает нам возможность более целостно сконцентрироваться на изучаемом вопросе, не вдаваясь сознательно в дефиниции данных понятий.
Понимание сформированности необходимых профессионально важных качеств у сотрудников УИС, обеспечивающих, в широком смысле, успешность выполнения служебной деятельности, значимо в разрезе принятия своевременных, с большой вероятностью, объективных управленческих решений по вопросам профессионального и карьерного роста сотрудников, оценивания перспектив назначения на определенные должности, возможности формирования на регулярной основе кадрового резерва, проведения процедур профессионального отбора, профессиональной аттестации, профессионального обучения. Кроме того, делая акцент на выявлении профессионально-личностных особенностях сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые могут находиться в группе т.н. повышенного внимания, в рамках психологической службы можно приоритетно распределить направления психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в контексте повышения успешности и качества жизни различных возрастных профессиональных групп [13].
Исследования показывают, что в структуре профессионализма уже работающих сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих с осужденными, наиболее значимыми являются следующие компетенции: профессионально-личностного саморазвития, общения для установления и поддержания межличностных контактов, ценностно-смыслового наполнения содержания служебной деятельности. Следует отметить, что, например, компетенции здоровьесбережения имеют менее значимые показатели, что может свидетельствовать о том, что выполняемая служебная деятельность сотрудников УИС нередко может быть связана с большими психическими перегрузками и психоэмоциональным напряжением, которые, в свою очередь, обусловливают снижение показателей профессионального здоровья в целом [15].
Достаточно значимой в профессиональной деятельности сотрудников УИС является коммуникативная сфера и необходимость выстраивать профессиональное межличностное взаимодействие с различными группами лиц (как с коллегами, так и со спецконтингентом). Учитывая специфику профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, нередко в профессиональном взаимодействии могут проявляться такие антипрофессиональные личностные характеристики, как циничное отношение к людям, враждебность, агрессивность. Учет возможности проявления подобных качеств при выполнении служебных обязанностей позволяет психологической службе пенитенциарных учреждений заблаговременно провести просветительскую, тренинговую, коррекционную работу с сотрудниками, направленную на раскрытие конструктивных механизмов общения и взаимодействия, повышение коммуникативной компетентности, снижения проявления конфликтности и т.п. [6, 17, 19].
Для сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний достаточно значимым является такое профессиональное важное качество, как жизнестойкость, которая является стержневым компонентом адаптационной системы личности профессионала и обеспечивает своевременную реализацию личностных ресурсов для совладания со стрессогенными факторами социальной среды [8]. Исследования показывают, что у сотрудников уголовно-исполнительной системы преобладает в целом средний уровень жизнестойкости, а это может, в свою очередь, проявляться самым различным образом при выполнении профессиональной деятельности: пессимистичном отношении к преодолению стрессовых событий, беспомощности в профессиональных ситуациях и снижении результативности служебной деятельности, недооценке своего личного вклада (в условиях бюрократической модели взаимодействия и соподчинения) и т.п. Важно подчеркнуть, что профессиональная жизнестойкость является предиктором субъективного психологического благополучия личности и является одним из критериев качества жизни в целом [3, 5, 7].
Анализ профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы важен не только с позиций ключевых аспектов психологии труда: успешности, результативности, надежности, качества выполнения профессиональной (служебной) деятельности, а еще и в междисциплинарном ключе – для выявления возможных пограничных психических состояний у сотрудников УИС, которые могут проявляться в избыточной тревожности, депрессивности, циничному или обесценивающему отношению к служебным обязанностям и профессиональным межличностным контактам с коллегами, эмоциональной неустойчивости при различных стрессогенных ситуациях, подозрительности и др. Знание данных параметров психической деятельности сотрудников позволит своевременно разработать необходимые программы краткосрочной или среднесрочной психологической коррекции [4, 14].
Сегодня цифровая трансформация науки, образования и производства, по сути, предъявляет новые требования к личности работника, к его формирующемуся профессионализму в условиях цифровой экономики, что в дальнейшем может находить отражение в разрабатываемых профессиональных стандартах, расширенном описании и характеристике обобщенных трудовых функций (с учетом цифровой составляющей), разработке функциональных карт видов профессиональной деятельности, уточненных профессиограмм и психограмм и др. И в данном ключе научный интерес, в перспективе, представляют исследования профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы с использованием метода структурного анализа организации психологических показателей, который позволит рассмотреть психологические аспекты профессионально-личностных параметров личности сотрудников УИС не только в разрезе некоторой выраженности показателя или корреляционных взаимосвязей с другими параметрами, а более широко и разнопланово как с технологической, так и с методологической точки зрения – на уровне структуры. Разработанные и применяемые математико-статистические методы в психологических исследованиях параметров измеряемой структуры профессионально-личностных показателей (интегрированность системы, дифференцированность системы, соподчиненная организованность подструктур системы и др.) позволяет провести сопоставительный сравнительный анализ структурных компонентов профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы [11, 12].
Традиционными значимыми и всегда представляющими научный и практический интерес исследованиями являются вопросы профессионального наставничества в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Например, исследования М.В. Лебедева позволили предложить кодифицированную классификацию кластеров основных профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы, по которым могут реализовываться направления наставничества: 1) базовый кластер, включающий в себя ПВК нравственной и волевой составляющей; 2) кластер информационно-коммуникативных ПВК; 3) ПВК межличностного взаимодействия; 4) кластер коммуникативных и регулирующих ПВК; 5) кластер аффективно-коммуникативных ПВК [16].
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы отмечается, что в рамках информационного пространства знаний и в условиях цифровой трансформации получение новых профессиональных компетенций является необходимым условием для человека и для специалиста, что может обеспечить не только количественные и качественные показатели отдельной взятой организации, но и, главное – раскрытие его способностей и возможностей в динамике профессионального пути, при выполнении профессиональной деятельности [20]. Нельзя не отметить, что сегодня стали актуальными такие тренды профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы, как владение цифровой культурой, цифровой компетентностью, владение навыками информационной гигиены при работе с программными средствами и информационными системами, соблюдение вопросов информационной безопасности и защиты информации и др. [1, 2, 9, 10].
Выводы. В настоящее время исследование вопросов профессионально важных качеств, профессиональной успешности, результативности, надежности сотрудников уголовно-исполнительной системы представляет перспективный научный практикоориентированный интерес по таким направлениям психологического сопровождения профессиональной деятельности, как профессиональный отбор (подбор) кадров, развитие и расширение программ профессиональной подготовки, оптимизация программ сопровождения профессиональной адаптации сотрудников на различных этапах профессионального становления, разработка актуального профессиографического описания профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, выявление факторов психологической успешности служебной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний.
1. Антоновский А.В. Информационная гигиена как основа цифровой компетентности сотрудников ФСИН России // Информационные технологии в УИС. 2024. № 3. С. 101-108.
2. Баламут А.Н., Носкова О.А. Особенности адаптационного потенциала молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы / Актуальные проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва 26 февраля 2020 года. М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2020. С. 44-46.
3. Власюк Е.Н. Особенности проявления кризиса идентичности у сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 9 (268). С. 45-49.
4. Грудкин Ф.С., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Профессиональная жизнестойкость сотрудников ФСИН: связь с психологическим благополучием и стилями совладания / Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета физической культуры, Шуя, 26 апреля 2024 года. Шуя: Ивановский государственный университет; Шуйский государственный педагогический университет, 2024. С. 488-491.
5. Жильцова Ю.В. К вопросу исследования конфликтного поведения среди сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ученые записки университета им.П.Ф. Лесгафта. 2023. № 4 (218). С. 508-510.
6. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие: монография. М.: Смысл, 2009. 319 с.
7. Карабанов Р.М. Вопросы формирования цифровых компетенций будущих специалистов уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 3 (262). С. 37-44.
8. Карабанов Р.М. Методологические аспекты формирования профессионализма у будущего специалиста уголовно-исполнительной системы / Актуальные вопросы совершенствования российского законодательства деятельности уголовно-исполнительной системы. Сборник научных трудов. Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 169-173.
9. Карпов А.В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности: монография. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2018. 744 с.
10. Карпов А.В. Метод индивидуальной коррелограммы в экспериментально-психологических и профессиографических исследованиях / Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. Сборник статей; Серия «Интеграция академической и университетской психологии». М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 928-938.
11. Ковальчук И.А., Соколов Д.В., Федотов С.Н. Специфика психологического сопровождения сотрудников УИС, состоящих в группе повышенного внимания // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 300-307.
12. Куклина Л.В., Железнова В.В. Роль ключевых компетенций в структуре профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы / Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека. Материалы X Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием, проведенная в рамках «Десятилетия науки и технологий», Иваново, 2 апреля 2024 года. Иваново: Ивановский государственный медицинский университет, 2024. С. 190-191.
13. Лебедев М.В. Организация профессионального наставничества в уголовно-исполнительной системе современной России // Педагогическое образование и наука. 2017. № 3. С. 151-154.
14. Мортина М.А., Антоновский А.В. О психологической устойчивости сотрудника уголовно-исполнительной системы в условиях цифровизации / Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности. Материалы VI Международной научной конференции, Кострома, 22-24 сентября 2022 года. Кострома: Костромской государственный университет, 2022. С. 419-422.
15. Овчарова Е.В. Проблема пограничных психических состояний сотрудников охраны УИС, несущих службу с оружием, в юридической психологии // Казанская наука. 2012. № 6. С. 236-240.
16. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р (ред. от 27.05.2023) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.12.2024).
17. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.12.2024).