Russian Federation
In different countries, the number of people who want to do good is increasing, they are called volunteers or volunteers. Volunteers take part in various socially significant and public events free of charge. Their activities consist of gratuitous assistance, dissemination of important information, preparation and holding of various public and socially significant events. The five most popular areas of volunteerism in Russia are: social, environmental, event, cultural, and military-patriotic. At the same time, an increasing number of people of different ages, students, youth and adult Russians, are involved. Volunteering gives people the opportunity to expand their circle of acquaintances, develop communication skills, evaluate their potential in solving various tasks, and help others. In recent years, there has been a tendency to spread volunteerism in various spheres of society. 62 volunteers participated in the study, of which 42 were girls and 20 were men aged 18 to 24. We determined which types of personality orientation predominate among the volunteers. It is noted that the length of service of volunteers plays a role in changing the type of orientation of the volunteers' personality towards volunteerism, and civic-oriented and object-oriented types prevail.
volunteers, motives, personality orientation, help, students
Актуальность
Направленность личности на волонтерскую деятельность может быть различной, уже в соответствии с тем, как часто и насколько разнообразно участие человека в оказании бескорыстной помощи.
Мотивы индивидуальной деятельности могут быть периодическими (эпизодами) при экологических ситуациях, или при различных событиях, когда требуется помощь в уходе за пожилым родственником/соседом, лицом с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, и мотивы различными, участие в восстановлении и поддержании исторических объектов, или помощь во время массовых мероприятий (олимпийских игр, чемпионатов/кубков мира, форумов, воспитывающих патриотизм). В этой связи изучение направленности личности на волонтерскую деятельность ставит одной из задач получение ответа, какой вид деятельности следует считать волонтерской [10]. Волонтерская деятельность бывает организованной и спонтанной, а также постоянной и эпизодической.
В последние годы наблюдается тенденция к распространению волонтерской деятельности в различных областях общества.
В России волонтерская деятельность все больше развивается (при подготовке и проведении Олимпийских игр в г. Сочи, во время пандемии, в период СВО).
Выявлено, что в процессе выполнения волонтерами различных вопросов решаются такие задачи, как оказание услуг, осуществляются работы, которые составляют предмет трудовой деятельности [2]; работают волонтеры в свободное от учебы или работы время [11, 12]. Данная деятельность выступает как определенная форма досуга. Следует отметить, что волонтеры приобретают определенные знания, умения и навыки, которые позволяют им успешно выполнять свои функции [6, 13, 14].
В некоторых исследованиях отмечено, что волонтерскую деятельность можно связать с активной гражданской позицией личности.
В ряде исследований, феномен направленности личности на волонтерскую деятельность рассматривается во взаимосвязи с развитием и становлением личности как субъекта такой деятельности [8], при этом молодые люди, принимая участие в волонтёрстве, помогая другим людям, личность сама претерпевает определенные изменения, которые влияют на мотивационно-потребностную и ценностно-смысловую ее сферу [3, 4, 5].
Важно учитывать индивидуально-психологические факторы особенности личности волонтеров, их мотивационной, потребностной, эмоциональной, ценностной сфер личности, особенности их личностных свойств и характера, а также социально обусловленные факторы, которые затрагивают особенности взаимоотношений волонтеров с окружающими их людьми, особенности восприятия социальной поддержки и социальных связей [9].
Методика исследования
Исследовательские выборки подбирались с учетом как возраста волонтеров, так и их пола. Критериями включенности служили следующие показатели: стаж волонтерской деятельности, молодой возраст. В исследовании принимали участие 62 волонтера, из которых 42 девушки и 20 мужчин от 18 до 24 лет (студенты и работающие), в разных мероприятиях и проектах в течении от 1 года до 3-х лет.
Для определения преобладающего типа направленности личности респондентов на волонтерскую деятельность был использован авторский опросник, согласно которому выделены личностно-ориентированная (ЛОН), объектно-ориентированная (ООН), гражданско-ориентированная (ГОН) и профессионально-ориентированная (ПОН) направленности личности волонтера.
Для авторского опросника, разработали анкеты с вопросами, которые были в виде следующих ответов:1. Когнитивно-установочный компонент направленности: (я убежден в том, что волонтерская деятельность…; я уверен, что волонтёрство в России – это …); 2. Мотивационно-потребностный компонент: (мотивами моей волонтерской деятельности являются…; войдя в волонтерскую организацию, я знаю, что будут удовлетворены мои потребности в …); 3. Ценностно-смысловой компонент: (в своей деятельности волонтера я реализую свои ценности в …; в моей жизни, как члена волонтерской организации, значимый смысл имеют…); 4. Перцептивно-оценочный компонент: (я воспринимаю свою деятельность в качестве волонтера как…; волонтерская деятельность дает возможность …); 5. Операционально-деятельностный компонент: (как волонтер, я всегда…; мои действия в качестве волонтера характеризуются …) [1, 5, 7].
Статистический анализ эмпирических данных включал в себя расчет среднего арифметического, стандартное отклонение, h-критерий Краскела-Уоллиса, t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции по Спирмену.
Результаты эксперимента
Оценили ответы молодых людей, которые являлись волонтерами в разных сферах деятельности с помощью контент-анализа.
Следует отметить, что практически все опрошенные волонтеры ответили на вопрос о том, какие потребности будут удовлетворены в процессе участия их в волонтерской деятельности, указали на потребности в гармоничном межличностном взаимодействии (96%) (табл. 1).
При определении своих субъективно ощущаемых мотивов волонтерской деятельности большая часть волонтеров отмечали именно альтруистические мотивы, где основным было желание давать социально одобряемые ответы.
Вопрос формулировался так, чтобы выделить наиболее важные для волонтеров потребности, которые могут быть удовлетворены в процессе участия их в волонтерской деятельности. Многие волонтеры, наряду с потребностью в общении, указали на потребность - чувствовать себя нужным и полезным другим людям. Часть волонтеров связывают свое желание принимать участие в волонтерской деятельности с потребностью преодоления скуки и более активной жизни, в определении своего места, что говорит об отсутствии осмысленности жизни у ряда волонтеров, о том, что волонтерская деятельность может выполнять и компенсаторную функцию.
39% студентов-волонтеров считают волонтерскую деятельность одним из возможностей в достижении личных целей, они отмечали такие характеристики в ответах анкеты, как «волонтерская деятельность дает мне возможность проявить себя», «почувствовать себя нужным, востребованным», «я уверен, что через волонтерские организации можно выстроить себе неплохую карьеру». Для некоторых студентов желание оказаться в центре внимания, проявить себя, попробовать себя в общественной жизни являются мотивом для участия в студенческих объединениях волонтеров. Следует отметить, что личностно-ориентированная направленность у некоторых волонтеров этой группы касается достижения целей для расширения новых знакомств, полезных контактов для дальнейшей работы, новых предложений, успешной самопрезентации. 16% студентов имеют гражданско-ориентированную направленность, сформированную гражданскую позицию, у них развито чувство патриотизма, любовь к своей стране. Их стремление принимать участие в волонтерской деятельности и спортивных мероприятиях обусловлена желанием принести пользу, быть причастным к важным событиям и наличием гражданской позиции.
Таблица 1. Данные контент-анализа ответов волонтеров на вопрос: «Войдя в волонтерскую организацию, я знаю, что будут удовлетворены мои потребности в …»
И только у 13% - профессионально-ориентированный тип направленности на волонтерскую деятельность, у них есть желание узнать что-то новое о своей выбранной профессии, освоить и приобрести практические навыки в будущей профессии.
Некоторые молодые волонтеры принимают участие в волонтерских студенческих организациях для решения своих личных целей, удовлетворения личностно значимых потребностей, таких как расширение круга общения и друзей, попытки привлечь внимание к себе, проявить лидерские качества.
Отмечена динамика изменения типов направленности личности волонтеров в зависимости от стажа волонтерской деятельности (табл. 2).
Таблица 2. Анализ показателей типа направленности волонтеров в зависимости от стажа
|
Типы направленности личности на волонтерскую деятельность |
Волонтеры со стажем 1 год |
Волонтеры со стажем 3 года |
t |
p |
|
ЛОН |
5,3 ± 0,5 |
3,7 ± 0,4 |
2,24 |
<0,05 |
|
ООН |
3,6 ± 0,4 |
5,8 ± 0,7 |
2,72 |
<0,05 |
|
ГОН |
1,9 ± 0,3 |
3,9 ± 0,5 |
3,70 |
<0,01 |
|
ПОН |
4,1 ± 0,4 |
1,6 ± 0,2 |
5,55 |
<0,001 |
Выявлено, что более длительное участие волонтеров в различных мероприятиях и оказании помощи влияет на изменение типа направленности личности волонтеров на волонтерскую деятельность. У более юных и имеющих небольшой стаж работы стремлении быть волонтером чаще обусловлено попыткой решить свои проблемы и достичь своих, личностно значимых целей, а с взрослением и увеличением стажа работы в волонтерских организациях такие мотивы и побуждения уменьшаются и уже само участие вызывает интерес к самому объекту деятельности, формируется потребность быть полезным людям, оказывать помощь, общаться с ними.
Обсуждение
У волонтеров, которые имеют стаж 2-3 года направленность меняется в сторону преобладания гражданско-ориентированного и объектно-ориентированного типов, и снижается у таких типов направленности, как личностно-ориентированная и профессионально-ориентированная.
Данное исследование свидетельствует о том, что происходящие изменения в направленности личности на волонтерскую деятельность влияют на формирование и развитие молодых людей, нравственное воспитание и гражданскую позицию.
Следует отметить, что преобладающий тип направленности личности у молодых людей на волонтерскую деятельность меняется с увеличением стажа участия в соответствующей деятельности. Полученные результаты подтверждает вывод о том, что волонтерская деятельность обусловливает трансформацию мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер личности ее субъекта.
Выводы
Проведенное исследование по оценке волонтеров по принадлежности их к тому или иному типу направленности личности, а также характеристики выраженности каждого типа направленности, подчеркивает определенные тенденции и свидетельствует о том, что в процессе участия в волонтерской деятельности, у молодых людей происходит изменение его личностных структур в сторону формирования и повышения нравственных убеждений, увеличивается интерес к работе и волонтерству.
Нужно подчеркнуть, что существуют статистически достоверные различия в показателях степени выраженности у молодых людей типологических особенностей направленности их личности на волонтерство, в зависимости от стажа их деятельности, а также от видов волонтерской деятельности, принимающих участие в различных ее сферах.
1. Ishkova E.V. Individual'no-psihologicheskie faktory napravlennosti lichnosti na volonterskuyu deyatel'nost' [Individual psychological factors of personality orientation towards volunteer activities]//Chelovecheskiy kapital. [Human capital]- 2021. - № 2 (146). - p. 208-217.(in Russian) DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2021.02.20; EDN: https://elibrary.ru/CYFCKL
2. Pankratova I.A. Vzaimosvyaz' predstavleniy ob uspeshnosti professional'noy deyatel'nosti s professional'noy napravlennost'yu studentov pedagogicheskih fakul'tetov [The relationship between ideas about the success of professional activity and the professional orientation of students of pedagogical faculties]//Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta.[Bulletin of the Southern Federal University]- 2012. - № 5. - p.. 113-119.(in Russian)
3. Pozdeeva E.G. Razvitie sovremennyh napravleniy molodezhnogo volonterstva kak rasshirenie vozmozhnostey professional'no-lichnostnogo razvitiya [Development of modern directions of youth volunteering as an expansion of opportunities for professional and personal development] //Rossiya v global'nom mire.[Russia in the global world] - 2024. - T. 27. - Vyp. 1. - p. 78-94.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/MGJSSU
4. Kozlova N.P. Razvitie volonterskogo dvizheniya v Rossii //[Development of the volunteer movement in Russia] // Ekonomicheskie sistemy/ [Economic systems] - 2017. T. 10. - № 1 (36). - p. 46-48.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/YQYJOH
5. Artem'eva S.I., Il'ina I.V Rol' volonterskogo dvizheniya v vospitanii patriotizma // Patriotizm kak osnova formirovaniya duhovno-nravstvennoy kul'tury lichnosti v sisteme obrazovatel'nyh organizaciy: sbornik nauchnyh statey[The role of the volunteer movement in the education of patriotism // Patriotism as a basis for the formation of spiritual and moral culture of the individual in the system of educational organizations: a collection of scientific articles] / Po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Teoreticheskie i pragmaticheskie aspekty stanovleniya cheloveka v obrazovatel'nom prostranstve» [Based on the materials of the International scientific and practical conference "Theoretical and pragmatic aspects of human development in the educational space"](18-19 marta 2020 g.), FGBOU VO «MGUTU imeni K. G. Razumovskogo (PKU)». – M.: OOO «Vash format», 2020 g. MGUTU im. K. G. Razumovskogo (PKU), 2020. – 492 p. – p. 466-471. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43949430/ (in Russian)
6. Ishkova E.V., Shmeleva S.V. Lichnost' i volonterskaya deyatel'nost' /Sb. nauchnyh materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Teoreticheskie i pragmaticheskie aspekty stanovleniya cheloveka v obrazovatel'nom prostranstve» [Personality and volunteer activity / Collection of scientific materials of the International scientific and practical conference "Theoretical and pragmatic aspects of the development of a person in the educational space"] (05-06/12 2019 g., Moskva, FGBOU VO «MGUTU imeni K.G. Razumovskogo (PKU)» M. 2020 po lichnosti. - 2019. - p.273-276.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/SSYMWR
7. Perinskaya N.A., Romanyuk A.D. Volonterskaya deyatel'nost' kak faktor formirovaniya lichnosti molodogo cheloveka [Volunteer activity as a factor in the formation of a young person's personality]//Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta.[// Scientific works of the Moscow Humanitarian University] - 2019. - № 6. -p. 23-30.(in Russian) DOI: https://doi.org/10.17805/trudy.2019.6.3; EDN: https://elibrary.ru/YCXEOO
8. Zimbardo F. Lyayppe M. Social'noe vliyanie [Social influence ]//SPb.: Piter. - 2000. – 448 p.(in Russian)
9. Belyaeva E.V., Sal'nikov D.I., Chernyshova O.V. Rol' volonterskoy deyatel'nosti v formirovanii duhovno-nravstvennyh kachestv volonterov [The role of volunteer activities in the formation of spiritual and moral qualities of volunteers ]//Izvestiya Yugo-zapadnogo gosudarstvennogo universiteta.[// News of the South-West State University.] - 2018. - T. 8. - № 3 (28). - p. 138-146.(in Russian)
10. Glushko, A.N., Bogdanov A.R., Gagin I.I., Ivanchenko N.V., Sil'chenko I.V., Yakovleva A.A. Psihologicheskie zakonomernosti professional'nogo razvitiya studentov vuzov [Psychological patterns of professional development of university students]/Sbornik nauchnyh trudov [Collection of scientific papers]IGUMO i IT. - 2012. - № 15 (23). - p. 448-456.(in Russian) EDN: https://elibrary.ru/ROWISP
11. Kas'yanov V.V., Samygin P.S., Gorlova N.I. Perspektivnye puti i sposoby sodeystviya uchastiyu molodezhi v volonterskoy deyatel'nosti v kontekste realizacii gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Federacii. [Promising ways and means of promoting youth participation in volunteer activities in the context of the implementation of state youth policy in the Russian Federation]//Caucasian Science Bridge. - 2022. - 5 (3). - p. 56-63.(in Russian) DOI: https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.3.5; EDN: https://elibrary.ru/WQHSDG
12. Mishina M.M., Ognev A.S., Feoktistova S.V. The values and purpose-in-life orientations of university students in Russia and Transdniestria //The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2019. - P. 413-422/ DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.54
13. Bonkalo T.I., Logachev N.V., Shmeleva S.V. Formation of a professional and informational culture of future lawyers as a Condition for solving the problems of digitalization of legal professions /V sbornike: Modern Global Economic System: Evolution Development vs. Revolutionary Leap Sep. Institute of Scientific Communications Conference Cham. - 2021. -P.1318-1327. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9_145; EDN: https://elibrary.ru/DBAWPF
14. Bonkalo T.I., Grebennikova V.M., Grebennikov O.V. et al. Estimation of High School students' creative abilities as a result of joint creative activity //Revista Conrado, - 2023. 19(94) - 270-275. EDN: https://elibrary.ru/IIDKEY
15. Penkova I.V., Karpova N.V., Shmeleva S.V., Kartashev V.P. Health disorders prevention in preschoolers by means of physical education: historical aspect /V sbornike: The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. T. 122. - p.1042-1047. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.122; EDN: https://elibrary.ru/YVWDVP



