DEFINITION OF LEVEL OF ABSTRACTNESS, COMPLEXITY AND INFORMATIONAL CONTENT OF VARIOUS SUBJECTS SCHOOL TEXTBOOK OF PHYSICS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The technique and results of the content analysis of school textbooks of physics for 10 and the 11th class, carried out for the purpose of an assessment of speed of receipt of educational information, and also complexity and abstractness of various subjects is described. The used method consists in calculation of number of elements of the training material containing empirical and theoretical knowledge, formulas and drawings. The following tasks are solved: 1) the technique of an assessment of number of empirical and theoretical information in the educational text is developed; 2) in various subjects of textbooks frequencies of the appeal to theoretical and empirical knowledge, and also frequencies of use of formulas are determined; 3) speeds of receipt of empirical and theoretical information are estimated when studying various subjects of a course of physics; 4) information complexity of a statement of a training material in various subjects of textbooks is defined; 5) the content analysis of textbooks taking into account levels of abstractness of empirical and theoretical knowledge is carried out. Results of the content analysis are presented on 9 histograms.

Keywords:
expertise, content analysis, physics textbook, the level of abstraction, the complexity of educational material.
Text

Важным каналом получения учащимися информации о физических явлениях, законах, теориях, методах физической науки являются школьные учебники. Необходимо, чтобы информация, изложенная в учебниках, ее сложность и уровень абстрактности соответствовали современному содержанию физической науки и психологическим особенностям развития учащихся, их способностям усваивать и осмысливать получаемые знания. Решение этой проблемы требует разработки методов измерения количества различных видов информации в учебных текстах, оценки сложности и уровня абстрактности изложения материала [1, 2, 5]. В настоящей работе предложен один из подходов к подобным измерениям и оценкам на примере экспертизы учебников физики за 10-й и 11-й классы [3, 4] (Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий). Эти учебники выбраны неслучайно: они в настоящее время используются во многих школах и охватывают все основные разделы физики.

Что понимают под уровнем абстракции

Ученые-методисты отмечают, что изучение школьных дисциплин естественно-научного цикла, и в первую очередь физики, требует от школьников развитого абстрактного мышления. Даже рассмотрение механических и тепловых явлений предполагает использование идеализированных моделей (материальная точка, идеальный газ) и разнообразных математических абстракций (система отсчета, вектора и их проекции, графики и т.д.). При изучение основ электродинамики, оптики, атомной и ядерной физики школьники вынуждены представлять различные объекты и явления, которые очень сложно или вообще невозможно пронаблюдать ни на уроке физики, ни в повседневной жизни.

References

1. Aver'yanov L.Ya. Kontent-analiz: monografiya / Aver'yanov L.Ya. -M.: RGIU, 2007. - 86 s.

2. Iudin A.A. Kontent-analiz tekstov. Komp'yuternye tekhnologii: uchebnoe posobie / A.A. Iudin, A.M. Ryumin. - Nizhniy Novgorod, 2010. -37 s.

3. Myakishev G.Ya. Fizika: uchebnik dlya 10 klassa obshcheobrazovat. uchrezhdeniy / G.Ya.Myakishev, B.B.Bukhovtsev, N.N. Sotskiy. - M.: Prosveshchenie, 2004. - 336 s.

4. Myakishev G.Ya. Fizika: uchebnik dlya 11 klassa obshcheobrazovat. uchrezhdeniy / G.Ya. Myakishev, B.B. Bukhovtsev. - M.: Prosveshchenie, 2004. - 6 s.

5. Smirnova A.V. Uchimsya zhit' v obshchestve. Gendernyy analiz shkol'nykh uchebnikov. - M.: Oolita, 2005. - 25 c.

Login or Create
* Forgot password?